СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Словосочетание" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с учебником Русский язык, 5 класс, Тростенцова,Ладыженская и др. Урок является первым в теме "Словосочетание".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Словосочетание" (5 класс)»

Конспект урока по русскому языку по теме «Словосочетание» 5 класс.

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

1)дать понятие словосочетания;

2)научить отличать словосочетания от слова;

3)сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

4)находить главное и зависимое слово;

1.Приветствие детей. Поприветствуем друг друга, улыбнёмся, поздороваемся с гостями

и пожелаем всем хорошего настроения.

2 Вхождение в тему (открываем тетради…)

- Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)

- Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова:

Солнце, море, пляж, погода, отдых.

- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 2)

3 Установка учебной проблемы

В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов

Перед вами пары слов. Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

золотой, листья

улетать, юг

по,из

пилить, вода

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при

выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять)

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют

словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам

предстоит решить на уроке.

Что будем узнавать? Чему научимся, что будем делать?

Что такое словосочетание?

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать

Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы - это информационные тексты.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.

Работа в группах!

5 Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического

применения.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: «Найди пару»

Рассмотрите таблицу.

ГРУСТНЫЙ ВПЕРЕД

ЧУДЕСНАЯ ГРОМКО

СМЕЯТЬСЯ О ПРИРОДЕ

ГОВОРИТЬ ВЗГЛЯД

МЧАТЬСЯ СКАЗКА

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов.

ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ

НОВЫЙ, БРОШЮРА

СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА

ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ

СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН

ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.

2 По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

Вывод 1 группы:

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью

вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

Вывод 2 группы:

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять

предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные

грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между

словами.

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА

Какой вывод делает 3 гр.(см . слайд)

— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших

исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и

грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов). Гр. основа не является словосочетанием

Физминутка!!!

3) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к

нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

6 Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с

ними.

А)-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных

словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.

Читать книгу

Выполним упражнение из учебника № 271 с.84 (по 1 сл-соч.) укажите в словосочетании главное и зависимое слово

Б) поработаем с предложением, найдем сл-соч. Алгоритм действия!

В) работа с текстом (см. слайд 13)

Г) отвечаем на поставленные вопросы

7 Этап контроля.

Тест с самооценкой (см. слайд)

8.Дом. задание: 1 правило, упр.272

2 правило, упр 272 + задание

9 Рефлексия деятельности (см. слайд)

10.оценки.

Урок закончен. Всем спасибо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!