СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Смута"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Смута"»

Тема: Начало Смуты. Самозванец на престоле.

Задачи урока: проанализировать причины и ход Смуты.

План урока

1. Причины Смуты.

2. Первый самозванец.

3. Правление Лжедмитрия I.

4. «Боярский царь».

ХОД УРОКА

Проверка и актуализация знаний Учащиеся выполняют тестовые задания.

Тестирование по теме: «Кризис власти на рубеже 16-17 вв.».

Вариант 1

1. Преемником Ивана Грозного на российском престоле был его сын:

А) Дмитрий

Б) Фёдор

В) Иван V

2. Какой указ, введённый новым правительством, запрещал переход крестьян от одного хозяина к другому?

А) « об урочных летах»

Б) « о заповедных летах»

В) « о вольных хлебопашцах»

3. В каком году при поддержке Б. Годунова был переименован сан митрополита на сан патриарха?

А) в 1589 г.

Б) в 1590 г.

В) в 1597 г.

4. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран:

А) Иоанн

Б) Иов

В) Никон

5. Каким образом Борис Годунов стал царём?

А) сестра Ирина передала ему власть

Б) сам захвалит власть

В) избран Земским собором



Вариант 2

1. Чем характеризовалось правление Бориса Годунова?

А) массовыми восстаниями

Б) сооружением крепостей и монастырей

В) голодными неурожайными годами

2. Какой указ, введённый новым правительством, разыскивал беглых крестьян в течение 5 лет?

А) « об урочных летах»

Б) « о заповедных летах»

В) « о вольных хлебопашцах»

3. Патриаршество в России было учреждено в

А) в 1589 г.

Б) в 1590 г.

В) в 1597 г.

4. В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?

А) Коломна

Б) Галич

В) Углич

5. Русско-шведская война 1590-1593 гг. была для России:

А) успешной

Б) разорительной

В) наступательной

Изучение нового материала

Период начала 17 в. характеризуется большим обострением внутренних и внешних противоречий в России. Положение в стране резко ухудшилось в связи с голодом в 1601-1603 гг.. По всей стране полмиллиона погибших от голода. Восстание Хлопка. 9 сентября 1603 г. крупное сражение между восставшими и правительственными войсками (Басманов).

Учитель: Что такое Смута? Как вы понимаете значение этого слова?

В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое  время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью. Тревога.

Смутное время (от смута – возмущение, мятеж, крамола) – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса, на рубеже XVI-XVII веков, сопровождавшегося народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведской интервенцией.

Смута – глубокий кризис в Русском государстве в начале 17 в., выразившийся в наступлении безвластия вследствие пресечения законной царской династии, и последующие за этим периоды самозванства и иностранной интервенции.

Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало Смуты совпадает с воцарением Бориса Годунова, посаженного на трон Земским Собором 6 февраля 1598 г. До этого он 10 лет состоял при своем болезненном и слабовольном шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс, особенно после того, как пошли слухи, что младший брат царя  Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым.

Сегодня принято считать, что Смутное время явилось порождением социально-политического кризиса начала XVII в. Его основным проявлением стал династический кризис — пресечение законной московской династии. Этот кризис совпал с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель вследствие неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, правительство ужесточает политику закрепощения крестьянства, увеличивает налоговый гнёт. Это вызывает протест народа. Он принимает крайние формы ещё и потому, что подобные меры исходят от правителей, которые, по народным представлениям, не имели божественного права на престол. Верхушка же общества была разобщена: между боярами, дворянами, служилыми людьми существовали многочисленные противоречия. Всё это привело к ослаблению центральной власти и вызвало Смуту в стране.

1. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника стр. 84-86 и заполняют таблицу причины Смутного времени:

Социально-экономические

Политические

Резкое ухудшение положения крестьян

Династический кризис

Разруха и голод

Вмешательство Польши и Швеции

Неудовлетворенность дворян


Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)

Вопросы и задание: 1) Как вы думаете, почему историки связывают причины Смуты с правлением Ивана Грозного, а не Федора? 2) Каковы были политические предпосылки Смуты? 3)  Что послужило поводом к началу Смуты? 4)  Как вы думаете, почему внутренняя политика Бориса Годунова, направленная на снижение остроты последствий голода, не способствовала предотвращению Смуты?

2—3. Именно в это время объявился самозванец. В исторической науке понятия «самозванчество» и «самозванство» несколько различаются. Самозванство  — это действия конкретного человека, решившего приписать себе качества и характеристики, на самом деле ему не присущие: например, провозглашение себя царем и т. п. Термин «самозванчество» относится к области социальной психологии. Его использование правомерно, когда лжецарь открывается окружению, формирует группу соратников и становится во главе какого-либо движения социального протеста, когда акцент делается на реакции населения на его появление (присвоение чужого имени).

Вопрос: Как вы думаете, почему до XVII в. Россия не знала такого явления, как самозванчество?

Для возникновения самозванчества необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Также история возникновения этого явления напрямую связана с развитием самодержавия, формированием и закреплением в сознании народа представления об особой миссии православного богопомазанного царя. Следовательно, любой династический кризис вызывал ответную реакцию в обществе. Ученые отмечают, что самозванчество также связано с жившими в сознании народа феодальной России надеждами о «царе-избавителе».

Экономические трудности, общий спад уровня жизни в стране в начале XVII в. вызвали появление слухов о якобы спасшемся царевиче Дмитрии. Его имя присвоил себе монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Показ отрывка История Государства Российского о Григории Отрепьеве – монах.

Учитель: Сложившейся ситуацией решили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая. Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который получил поддержку от магнатов (польско-литовской знати), короля и католической церкви. Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему.

Один за другим русские города присягали самозванцу. Множилось число его сторонников. Среди них были донские казаки, мелкие служилые люди, холопы, посадские, крестьяне, недовольные своим положением. Годунову пришлось мобилизовать большие силы, чтобы остановить продвижение самозванца. В 1605 г. под Добрыничами царские воеводы нанесли Лжедмитрию поражение. Отрепьев собрался бежать в Путивль, где собрал новые войска. В середине апреля 1605 г. скончался Борис Годунов. На престол был возведен сын Бориса Федор, но он был свергнут и убит летом 1605 г.

В июне 1605 году Лжедмитрий торжественно вступил в столицу. Лжедмитрий, обладавший прекрасными актерскими способностями, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи «любящего сына» с матерью. Запуганная Мария Нагая растерялась и не могла вымолвить ни слова – этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили, что он настоящий царь.

Между тем положение Лжедмитрия I после его воцарения осложнялось. Все слои населения, связав с «добрым царём» свои надежды, ждали их исполнения. Однако трудно, а иногда просто невозможно было совместить интересы крестьян, холопов, посадских и служилых людей.

Энергичный и деятельный самозванец вникал в дела, лично участвовал в воинских учениях. Новый царь допускал множество вольностей. При дворе большую силу взяли иноземцы. Поощрялись польские манеры, порицался старорусский уклад жизни. Лжедмитрий открыто заявлял о своём намерении многое «доброе» перенять из Европы. Сам он нередко появлялся в польском платье, смущая этим своих подданных.

Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. Бракосочетание проходило с нарушением принятых на Руси православных обычаев. Поляки и литовцы вели себя вызывающе.

Этим решили воспользоваться противники самозванца – боярская верхушка организовала заговор. В ночь на 17 мая 1606 г. подняв набатным звоном московский народ, заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия.  Его тело выволокли на Красную площадь, закрыли лицо маской, а в пальцы вложили дудку: отныне никто не должен был сомневаться, что это не подлинный царь, а «игрец», скоморох, самозванец.

4. В условиях Смутного времени значение Земских соборов возрастало. Различные политические группировки в борьбе за власть обращались к всенародному решению Земских соборов. Так, например, после убийства Лжедмитрия I было выдвинуто предложение созыва Земского собора с целью выбора нового государя.  Им стал князь Василий Шуйский (1606—1610). Сообщение ученицы о Василии Шуйском.

Современники событий отмечали, что новый царь был избран не всем народом, а в результате сговора узкого круга лиц. В 1591 г., возглавив следствие о гибели царевича Дмитрия, Шуйский клялся, что тот сам закололся в приступе эпилепсии; когда в 1605 г. в Москву въезжал Лжедмитрий, боярин уже твердил о подлинности царевича, которого якобы успели подменить; год спустя Шуйский столь же рьяно уверял всех в смерти истинного царевича от рук Борисовых убийц и в самозванстве Лжедмитрия I. Избрание Шуйского было признано далеко не всеми. 

Василий Шуйский при воцарении в 1606 г. фактически принес присягу всей земле, обязался выполнять известные условия и целовал крест. В свою очередь бояре также целовали крест в подтверждение заключенного договора — крестоцеловальной записи. В договоре ограничивались права монарха по отношению к жизни и имуществу подданных, содержалось обещание справедливого и за- конного суда. Царь обещал гарантировать сохранение имущества жен и детей осужденных представителей низших сословий  — гостей, торговых или черных людей. Было принято обязательство законного рассмотрения дел, без учета ложных доносов, наказания клеветников, правильного расследования в случаях появления обвинений. Лейтмотивом царской клятвы было обещание отменить «опалы», ограничить произвол и «насильство». В то же время Василий Шуйский был провозглашен царем без Собора, выкрикнут своими сторонниками с Лобного места на Красной площади. Впоследствии противники Шуйского обвиняли его в том, что он на престоле воцарился самовольно, без воли боярства и народа. 

Домашнее задание: §  12.

Дополнительное задание: подготовить сообщение про восстание Ивана Болотникова.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!