| Организационный момент | -Сегодня на уроке у нас гости, и мы как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поприветствуйте их. Пальчиковая гимнастика Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю! Всех я вас приветствую! Кинезиологические упражнения Лезгинка Кулак – ребро – ладонь Ухо – нос Змейка Корова Паучок _Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | Общий настрой на урок. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. | Подготовка условий для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность на уроке. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. |
| Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока Ум да разум надоумят сразу. - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл пословицы? - Запишите в тетрадь. Если ручкой я пишу, Не верчусь и не спешу, Буква к букве по линейке аккуратно вывожу. | Мозговой штурм (раздаю тетради и задаю вопросы) -Какой сегодня день недели? -Какой день недели был вчера? - Позавчера? -Какой день недели будет завтра? -Послезавтра? -Какие дни недели мы не назвали? - Число? -Месяц? -Время года? -Месяцы осени? Сегодня у нас необычный урок – урок - исследование. Вы все станете исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ? «Исследователь тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать- подвергать научному изучению». - Сегодня на уроке мы будем заниматься исследованиями. - а что будем исследовать докажем в ходе урока? -исследования проходят в какой-то лаборатории - наша лаборатория — это наш класс -Весь ход исследования будем записывать в рабочий лист наблюдений - Возьмите рабочие листы и запишите дату исследования -место проведения наша с вами классная работа | Запись букв в соответствии с нормами каллиграфии. Поиск орфограмм в словах Постановка цели и задач урока в сотрудничестве с учителем | Коммуникативные: строят речевые высказывания. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, осуществляют поиск необходимой информации. |
| Актуализация знаний Послушайте загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - О каких значениях корня говорится в загадке? - Слово корень – многозначное! | Работа над словом. (загадки, ребусы, картинки словарных слов) 2. Сегодня в исследованиях нам кое кто поможет. (инсценировка «Корень и Грамматика» с.54) -Вы поняли, что обозначает это слово? -А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. -Ясен ли смысл? - что же такое корень -Правильно, корень - это главная часть. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие слова. - Запишите первое слово сад - Выделили корень. - Образуйте родственные слова | Наблюдение над словами, выделение корня | Познавательные осознанно и произвольно строят речевое высказывание дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом предмете. Регулятивные: воспринимают информацию учителя, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания. |
| Открытие новых знаний Работа в группах. - Вспомним правила работы в группе. На карточках слова: 1 группа: лодка, лодочка, плот 2 группа: ложка, ложь, ложечка 3 группа: часовщик, часть, час. 4 группа: золото, жёлтый, золотой. 5 группа: желток, железо, жёлтый. 6 группа: гусь, гусеница, гусята. -Найдите в каждой строчке лишнее слово и обоснуйте ответ. -Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова? 1. Иметь общую часть (корень) 2. Иметь общее лексическое значение. | – Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. – Записать одним словом: 1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре; 2) мастер по приготовлению пищи; 3) большая ложка для разливания жидкой пищи; 4) маленький варёный пирожок – Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник) – Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные) - Выделите корень в этих словах. – Что называется корнем слова? Так же, как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам И проверь-ка ты все сам: Все ли слова родные – однокоренные? Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный, песок, Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи. Все проверили слова? Отвечайте тогда! -Давайте проверим, какие же слова оказались лишними | Чтение диалога в учебнике, участие в коллективной беседе. Участие в дидактической игре. | Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым — Был он только словом. Это слово — слово корень — Разрастаться стал он вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. Е. Измайлов — О чём идёт речь в этом стихотворении? (О корне слова.) |
| Физкультминутка Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть. Физкультминутка (для глаз). Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где же дверь и где окно, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Из-за парт все выходите И лопаточки берите. Мы копаем, мы копаем, В почву семена сажаем. Разрастётся в почве корень, Урожая будет “море”. Вот морковка, вот редис, Окопали барбарис. Поливали, удобряли, Славный урожай собрали! | Выполнение гимнастических упражнений Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! | Регулятивные: осуществляют контроль своих действий; Личностные УУД: -формирование навыков здорового образа жизни. |
| Подведение итогов урока Алгоритм определения корня слова 1-й шаг. Подумай над значением слова. 2-й шаг. Подбери родственные слова. 3-й шаг. Выдели общую часть. | В) Игра «Разведчик». Жил да был весёлый гном Он в лесу построил… (дом) Рядом жил поменьше гномик Пол кустом он сделал… (домик) Самый маленький гномишко Под грибом сложил… (домишко) Старый, мудрый гном-гномище Выстроил большой… (домище) Был он стар и был он сед И большой был… (домосед) -Добавьте слова в загадки и запишите их в тетради. Какие слова записали? Как они называются? Назовите общую часть. Что это? Проверьте по учебнику на странице 95. Нас встречает самая главная часть слова - корень. Не зря в народе говорят: «Смотри в корень», т.е. выдели самое главное. - Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Подведём итог урока. Над какой темой работали на уроке? -Что нового узнали? Чему научились? | Самоанализ результатов проведённой работы | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |