СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Состав слова. Корень"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Состав слова. Корень"»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний


Тема

  Состав слова. Корень

Цель

 Уточнение и расширение знаний учащихся о корне, составе слова

Задачи

Образовательные: формирование умений выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; находить в словах корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать однокоренные слова.
Развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитание любознательности, интереса к учёбе.

Планируемые БУД

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы; владеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: новые слова - термины: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание.

Уметь: разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; строить сообщения в устной и письменной речи.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование

учебник, презентация, карточки для обучающихся с заданиями, карточки для игры с однокоренными словами.


Ход урока 

п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование БУД


Организационный момент

-Сегодня на уроке у нас гости, и мы как

гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поприветствуйте их.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю!

Всех я вас приветствую!

Кинезиологические упражнения

Лезгинка

Кулак – ребро – ладонь

Ухо – нос

Змейка

Корова

Паучок

_Здоровье в порядке – спасибо зарядке!


Общий настрой на урок.














Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Подготовка условий для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность на уроке.









Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.


Мотивация учебной деятельности.








Постановка цели и задач урока


Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл пословицы?

- Запишите в тетрадь.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке аккуратно вывожу.


Мозговой штурм (раздаю тетради и задаю вопросы)

-Какой сегодня день недели?

-Какой день недели был вчера?

- Позавчера?

-Какой день недели будет завтра?

-Послезавтра?

-Какие дни недели мы не назвали?

- Число?

-Месяц?

-Время года?

-Месяцы осени?


Сегодня у нас необычный урок

– урок - исследование.

Вы все станете исследователями.

Кто из вас знает, кто такой исследователь?

А где можно найти точный ответ?

«Исследователь тот, кто занимается научными исследованиями.

Исследовать- подвергать научному изучению».

- Сегодня на уроке мы будем заниматься исследованиями.

- а что будем исследовать докажем в ходе урока?

-исследования проходят в какой-то лаборатории

- наша лаборатория — это наш класс

-Весь ход исследования будем записывать

в рабочий лист наблюдений

- Возьмите рабочие листы и запишите дату исследования

-место проведения наша с вами классная работа


Запись букв в соответствии с нормами каллиграфии.





Поиск орфограмм в словах





Постановка цели и задач урока в сотрудничестве с учителем



Коммуникативные:  строят речевые высказывания.

Регулятивные: 

адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, осуществляют поиск необходимой информации.


Актуализация знаний

Послушайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в загадке?

- Слово корень – многозначное!


  1. Работа над словом. (загадки, ребусы, картинки словарных слов)

2. Сегодня в исследованиях нам кое кто поможет. (инсценировка «Корень и Грамматика» с.54)


-Вы поняли, что обозначает это слово?

-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

-Ясен ли смысл?

- что же такое корень

-Правильно, корень - это главная часть. В корне заключён смысл слова. От него «растут»

другие слова.

- Запишите первое слово сад

- Выделили корень.

- Образуйте родственные слова


Наблюдение над словами, выделение корня

Познавательные осознанно и произвольно строят речевое высказывание дополняют и расширяют имеющиеся знания  и представления о новом предмете.

Регулятивные:

 воспринимают информацию учителя, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.


Открытие новых знаний

Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группе.

На карточках слова:

1 группа: лодка, лодочка, плот

2 группа: ложка, ложь, ложечка

3 группа: часовщик, часть, час.

4 группа: золото, жёлтый, золотой.

5 группа: желток, железо, жёлтый.

6 группа: гусь, гусеница, гусята.

-Найдите в каждой строчке лишнее слово и обоснуйте ответ.

-Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?


1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.


– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

Так же, как и у кустов,

   Корень есть у разных слов.

   Будь внимателен к словам

   И проверь-ка ты все сам:

    Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова?

Отвечайте тогда!

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними


Чтение диалога в учебнике, участие в коллективной беседе.






Участие в дидактической игре.


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово — слово корень —

Разрастаться стал он вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

— О чём идёт речь в этом стихотворении? (О корне слова.)



Физкультминутка

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Из-за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!


                                  Выполнение гимнастических упражнений   

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

                   

Регулятивные: 

осуществляют контроль своих действий;

 Личностные УУД:

-формирование навыков здорового образа жизни.


Подведение итогов урока




Алгоритм определения корня слова

1-й шаг. Подумай над значением слова.

2-й шаг. Подбери родственные слова.

3-й шаг. Выдели общую часть.


В) Игра «Разведчик».

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

-Добавьте слова в загадки и запишите их в тетради. Какие слова записали? Как они называются? Назовите общую часть. Что это?

Проверьте по учебнику на странице 95.

Нас встречает самая главная часть слова - корень. Не зря в народе говорят: «Смотри в корень», т.е. выдели самое главное.

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Подведём итог урока.

Над какой темой работали на уроке?

-Что нового узнали?

Чему научились?










Самоанализ результатов проведённой работы

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его.


Рефлексия


Игра «Выбор»

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!


Самооценка учебной деятельности

Метапредметные БУД:

-объективно оценивать свой уровень усвоения знаний.


Домашнее задание


Запись задания в дневники


Познавательные: 

извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

Регулятивные: 

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.