Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова»
Тема: Состав слова.
Цели:
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.
- Развивающая: развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности (развивать умение выделять морфемы в слове, обозначать орфограммы в морфемах, применять знания на практике)
- Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие. Настрой на рабочий лад. Запись даты в тетрадь.
2. Формулировка целей урока. Мотивация учащихся.
3. Актуализация знаний.
1)Знания с прошлого урока.
- Спишите слова, распределяя по группам в зависимости от морфемы, на которую падает ударение.
Брала, кремень, доверху, создала, кровоточащий, каталог, эксперт, затемно, добралась, банты, заняли балованный, согнутый, кормящий, начав, занята.
-Зачитайте группы слов, которые вы записали.
2)Актуализация знаний с прошлого урока.
Повторение темы «Морфемика»
-Что изучает морфемика? (строение слова, его состав)
-Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
-Какие морфемы вам известны? (корень, приставка, суффикс, окончание)
-Какие морфемы входят в основу слова? (все, кроме окончания)
-Все ли морфемы являются значимыми частями слова? (да)
4. Обобщение и систематизация знаний ( в формате лекции – диалога).
1) Морфемы, образующие слова (слайд 3-4)
2) Окончание. Виды окончания. Грамматическое значение (слайд 5-8)
3) Суффикс. Роль суффикса. Отличие суффикса –ий- притяжательного прилагательного от окончания прилагательного (слайд 9-10)
4) Родственные (однокоренные слова) (слайд 11)
4.1) Практическое задание: найти родственные слова с корнем –вод- и лексическим значением вода (слайд 12).
5) Основа. Производная и непроизводная основа. Прерванная основа (слайд 13-15)
6) Соединительная гласная (слайд 16)
7) Синонимичные, антонимичные и омонимичные морфемы (слайд 18)
8) Практическое задание: морфемный разбор ( слайд 19)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Выполнение упражнения 59 из учебника (подбор родственных слов).
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Упражнение 64 у доски (морфемный разбор слов). Коррекция ответа учащегося.
Упражнение 71. ( определить вид основы) .Фронтальный опрос.
7. Подведение итогов занятия.
Вопросы учащихся по теме. Задавание д/з. ( упр.67,70)