СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме " социальная структура общества "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " социальная структура общества "»

УРОК №74



Тема: «Правовое государство и гражданское общество

Класс: 11

Цели урока:

1.Когнитивные компетенции (познавательные):

а) дать общую целостную характеристику правового государства и гражданского общества,

б) показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества ;

2.Операционные компетенции (развивающие):

а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, обобщение материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,

б) выработка определенных алгоритмов действий;

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;

б) способствовать развитию демократической культуры.

Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, высказывания мыслителей, выдержки из Конституции РФ, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке, карточки с вопросами, задания ЕГЭ.

Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.

Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики проблемно - деятельностного подхода. Урок изучения новых знаний.




























                                         Ход урока

1.Орг. момент:

Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок и я надеюсь на совместное сотрудничество.

2. Определение темы урока: Ребята я вам сейчас расскажу притчу, а вы попытайтесь определить смысл данной притчи.(Слайд №1)

Учащиеся дают ответы и совместно с учителем определяют тему урока: « правовое государство и гражданское общество и

3. Постановка цели урока:

Учитель: Ребята, а каковы цели нашего урока? (Совместная постановка целей урока) (Слайд №3)

1.В ЧЕМ  СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ,

2. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА .

3.ПРИЗНАКИ   ВЗАИМОСВЯЗЬ С  ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ, 4.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ  ВЛАСТИ, Подготовка к ЕГЭ

Учитель: А поставьте, пожалуйста проблему к нашей теме урока, в чем же она? (Учащиеся высказывают различные мнения. Учитель корректируя предложения учащихся подводит их к мысли: а в России правовое государство и сформировано гражданское общество. И это становится проблемой урока. (Слайд №4)

4. Изучение нового материала.

 А) Правовое государство.

 (Изучение темы опирается на знания уже имеющиеся у учащихся из курса обществознания 9, 10 классов.)

Учитель: Ребята, а что такое правовое государство? (Учащиеся дают ответы). Учитель обобщает ответы учащихся и открывает слайд с определением правового государства. (Слайд №5) Впервые понятие «правомерное государство» ввел И.Кант в 18 веке, как правовое государство оно вошло в обращение в 19 веке. (Учащиеся записывают определение в тетради.)

Учитель: А сейчас мы побываем на уроке русского языка и разложим сложное предложение определения правового государства на простые и определим признаки правового государства. (Учащиеся выполняют эту работу и выделяют признаки).

  1. Роль права (главенство); 2) разделение властей; 3) личные свободы, контроль за властью.

(Слайд №6). (Учащиеся сравнивают признаки которые они определили и на слайде, и приходят к выводу, что они такие же, но они их вывели сами).

Дополнительные вопросы: Что такое верховенство права? На какие ветви делится власть в правовом государстве? Что такое плюрализм?

Работа в парах: Задание. Работа с документом (Конституция РФ главы 1 и 2). Определите по Конституции РФ, в РФ правовое государство или нет? (Учащиеся работают с документом и дают ответы: ст.1,2,3 – это 1 признак; ст.10 второй признак; ст.13 идеологический плюрализм;ст.17 права и свободы.)

Вывод делают учащиеся:  По Конституции в РФ правовое государство, но в жизни есть много проблем, которые мешают формированию правового государства в РФ – это бюрократия, коррупция, правовой нигилизм. Это есть часть ответа на проблему.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайды 7-10).

- Физ. минутка.

В) Гражданское общество.

Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4-6 человек ( 3 группы). Задание: составьте кластер Гражданское общество – это … ( ассоциации, представления, знания). Учащиеся составляют кластер на листах ватмана, при этом используют раздаточный материал с высказываниями философов о гражданском обществе, учебник пункт  (время 3-4 минуты). Учитель во время работы групп дает консультации и корректирует работу.

 

Каждая группа после выполнения задания представляет свой кластер и дает комментарии. На основании составления учащимися кластеров делается вывод и дается определение Гражданского общества. (Слайд №11). (Учащиеся записывают определение в тетради).

Далее даются признаки гражданского общества (Слайд №12). Разбираются совместно с учащимися.

Работа в группах: Задание группам ( 1 группа: Приведите примеры элементов гражданской позиции, гражданского общества из истории России до 20 века.; 2 группа: Приведите примеры элементов гражданского общества, гражданской позиции из истории России 20 века.; 3 группа: Примеры гражданского общества, гражданской позиции в современной России) (Карточки). (Время 3-4 минуты).

Группы представляют ответы ( по одному учащемуся от группы).

Вопрос: В современной России сформировано гражданское общество?

Ответы учащихся. В России только начинается формирование элементов гражданского общества, граждане мало активны и надеются на власть или наоборот говорят о том, что от них ни чего не зависит и ни чего изменить нельзя т.е. у нас низкая правовая культура. Вот мы и ответили на вторую часть проблемы.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайд 13-16).

Учитель: Ребята решили ли мы с вами проблему? Выполнили все цели нашего урока? Все вам понятно в этой теме? 

Домашнее задание: (Слайд №18) Прочитать параграф , ответить на вопросы.

Выполнить задания ЕГЭ.

Подготовить с ложный план на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ».


Рефлексия(Слайд №19) Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1 Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

  • Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

  • Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

  • Допустил ошибки-7-8 баллов

  • Не справился 4-5 баллов

3 Как работала подгруппа?

  • Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

  • Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

Итог урока. (Слайд №20)