УРОК №74
Тема: «Правовое государство и гражданское общество
Класс: 11
Цели урока:
1.Когнитивные компетенции (познавательные):
а) дать общую целостную характеристику правового государства и гражданского общества,
б) показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества ;
2.Операционные компетенции (развивающие):
а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, обобщение материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,
б) выработка определенных алгоритмов действий;
3.Ценностные компетенции (воспитательные):
а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;
б) способствовать развитию демократической культуры.
Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, высказывания мыслителей, выдержки из Конституции РФ, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке, карточки с вопросами, задания ЕГЭ.
Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.
Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики проблемно - деятельностного подхода. Урок изучения новых знаний.
Ход урока
1.Орг. момент:
Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок и я надеюсь на совместное сотрудничество.
2. Определение темы урока: Ребята я вам сейчас расскажу притчу, а вы попытайтесь определить смысл данной притчи.(Слайд №1)
Учащиеся дают ответы и совместно с учителем определяют тему урока: « правовое государство и гражданское общество и
3. Постановка цели урока:
Учитель: Ребята, а каковы цели нашего урока? (Совместная постановка целей урока) (Слайд №3)
1.В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ,
2. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА .
3.ПРИЗНАКИ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ, 4.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, Подготовка к ЕГЭ
Учитель: А поставьте, пожалуйста проблему к нашей теме урока, в чем же она? (Учащиеся высказывают различные мнения. Учитель корректируя предложения учащихся подводит их к мысли: а в России правовое государство и сформировано гражданское общество. И это становится проблемой урока. (Слайд №4)
4. Изучение нового материала.
А) Правовое государство.
(Изучение темы опирается на знания уже имеющиеся у учащихся из курса обществознания 9, 10 классов.)
Учитель: Ребята, а что такое правовое государство? (Учащиеся дают ответы). Учитель обобщает ответы учащихся и открывает слайд с определением правового государства. (Слайд №5) Впервые понятие «правомерное государство» ввел И.Кант в 18 веке, как правовое государство оно вошло в обращение в 19 веке. (Учащиеся записывают определение в тетради.)
Учитель: А сейчас мы побываем на уроке русского языка и разложим сложное предложение определения правового государства на простые и определим признаки правового государства. (Учащиеся выполняют эту работу и выделяют признаки).
Роль права (главенство); 2) разделение властей; 3) личные свободы, контроль за властью.
(Слайд №6). (Учащиеся сравнивают признаки которые они определили и на слайде, и приходят к выводу, что они такие же, но они их вывели сами).
Дополнительные вопросы: Что такое верховенство права? На какие ветви делится власть в правовом государстве? Что такое плюрализм?
Работа в парах: Задание. Работа с документом (Конституция РФ главы 1 и 2). Определите по Конституции РФ, в РФ правовое государство или нет? (Учащиеся работают с документом и дают ответы: ст.1,2,3 – это 1 признак; ст.10 второй признак; ст.13 идеологический плюрализм;ст.17 права и свободы.)
Вывод делают учащиеся: По Конституции в РФ правовое государство, но в жизни есть много проблем, которые мешают формированию правового государства в РФ – это бюрократия, коррупция, правовой нигилизм. Это есть часть ответа на проблему.
Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайды 7-10).
- Физ. минутка.
В) Гражданское общество.
Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4-6 человек ( 3 группы). Задание: составьте кластер Гражданское общество – это … ( ассоциации, представления, знания). Учащиеся составляют кластер на листах ватмана, при этом используют раздаточный материал с высказываниями философов о гражданском обществе, учебник пункт (время 3-4 минуты). Учитель во время работы групп дает консультации и корректирует работу.
Каждая группа после выполнения задания представляет свой кластер и дает комментарии. На основании составления учащимися кластеров делается вывод и дается определение Гражданского общества. (Слайд №11). (Учащиеся записывают определение в тетради).
Далее даются признаки гражданского общества (Слайд №12). Разбираются совместно с учащимися.
Работа в группах: Задание группам ( 1 группа: Приведите примеры элементов гражданской позиции, гражданского общества из истории России до 20 века.; 2 группа: Приведите примеры элементов гражданского общества, гражданской позиции из истории России 20 века.; 3 группа: Примеры гражданского общества, гражданской позиции в современной России) (Карточки). (Время 3-4 минуты).
Группы представляют ответы ( по одному учащемуся от группы).
Вопрос: В современной России сформировано гражданское общество?
Ответы учащихся. В России только начинается формирование элементов гражданского общества, граждане мало активны и надеются на власть или наоборот говорят о том, что от них ни чего не зависит и ни чего изменить нельзя т.е. у нас низкая правовая культура. Вот мы и ответили на вторую часть проблемы.
Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайд 13-16).
Учитель: Ребята решили ли мы с вами проблему? Выполнили все цели нашего урока? Все вам понятно в этой теме?
Домашнее задание: (Слайд №18) Прочитать параграф , ответить на вопросы.
Выполнить задания ЕГЭ.
Подготовить с ложный план на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ».
Рефлексия(Слайд №19) Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале
Листы самооценки
1 Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов
Усвоил новый материал частично-7-8 баллов
Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов
2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов
Допустил ошибки-7-8 баллов
Не справился 4-5 баллов
3 Как работала подгруппа?
Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов
Итог урока. (Слайд №20)