Биология, 6 класс
Урок № Дата:
Тема: Соцветия
Цель урока:
• сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными типами соцветий.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.
Метапредметные: развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значении соцветий.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, инструктивные карты для выполнения лабораторной работы, листы для ответа, гербарий
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, готовность к уроку
Актуализация опорных знаний
Проверка знаний (беседа по вопросам):
Вегетативные и генеративные органы.
Что собой представляет цветок?
3. Строение цветка (работа со слайдом)
Письменный опрос по вариантам (10 минут). Записывают ответы на листах-ответах (см. Приложение):
Вариант 1
1. Из каких частей состоит цветок? (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик)
2. Какой околоцветник будет двойным? (в котором есть чашечка и венчик)
3. Из чего состоит венчик? (лепестков).
4.Чем отличается двойной околоцветник от простого? (У простого есть только венчик, а у двойного чашечка и венчик).
5. Какое строение имеет тычинка? (Тычиночная нить, пыльцевой мешочек).
6. Из стенок завязи развивается…(околоплодник)
7. Женская часть цветка (пестик)
Вариант 2
1.Что называют околоцветником? (чашечка и венчик)
2.Какой околоцветник называется простым? (в котором только венчик)
3. А из чего состоит чашечка? (Из чашелистиков)
4.Какое строение имеет пестик? (Рыльце, столбик, завязь).
5.Чем однодомное растение отличается от двудомного? (У однодомного на одном растении развиваются и пестичные и тычиночные цветки).
6.Семязачаток находится в… (завязи)
7. Мужская часть цветка (тычинка)
Мотивация и целепологание
Изучение нового материала
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке
Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы.
Зачем нужны соцветия?
Работа с учебником, стр.189.
Значение соцветий:
Собранные вместе, становятся заметными и лучше привлекают насекомых.
При опылении ветром - больше вероятности попадания пыльцы на цветки.
Образуется больше плодов и семян.
Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха и до 10 тыс у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).
Типы соцветий
Простые соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации).
Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.
Сложные соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации).
Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.
Итак, какие соцветия мы рассмотрели. Обобщающий слайд со всеми типами соцветий.
Закрепление материала
Выполнение лабораторной работы №10 «Ознакомление с различными видами соцветий» согласно инструктивным картам в рабочих листах (см. Приложение)
V. Рефлексия.
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §47. Знать термины.
Найти в источниках, какие еще есть распространенные типы соцветий у растений. Привести примеры.
Сделать гербарий по образцу в благоприятный период
VI. Итоги урока
Фамилия, имя. Класс _________________________________
Проверочная работа по теме «Строение цветка»
Вариант 1
Из каких частей состоит цветок?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Какой околоцветник будет двойным?
_________________________________________________________
Из чего состоит венчик?
_________________________________________________________
.Какие растения называются двудомными? Привести 1-2 примера
_______________________________________________________
Какое строение имеет тычинка?
_________________________________________________________
6.Из стенок завязи развивается…______________________________
7. Женская часть цветка ______________________________________
Фамилия, имя. Класс _________________________________
Проверочная работа по теме «Строение цветка»
Вариант 2
1.Что называют околоцветником? ____________________________________
2.Какой околоцветник называется простым?
__________________________________________________________________
3.Из чего состоит чашечка? __________________________________________
4.Какое строение имеет пестик?
__________________________________________________________________
5.Какие растения называются однодомными? Привести 1-2 примера
__________________________________________________________________
6.Семязачатки находятся в… ________________________________
7. Мужская часть цветка _____________________________________