СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 6 класс Тема "Соцветия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока "Соцветия". Разработка для учителей.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 6 класс Тема "Соцветия"»

Дата____________________ Класс: 6





План-конспект урока

Тема: Биологическая роль соцветия. Опыление и оплодотворение растений. Половое размножение.

Цель урока: Учащиеся будут знать виды соцветий, способы опыления и оплодотворения расстений.


Задачи:


Образовательная:

  • Дать представление о простых и сложных соцветиях.

  • Показать разнообразие типов соцветий.

  • Знать такие понятия как Кисть Початик Колос Зонтик Корзинка Головка Сложная кисть (метёлка) Сложный колос Сложный зонтик

.


Развивающая:

  • способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;

  • развивать познавательный интерес у учащихся;

  • совершенствовать обще-учебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);

  • продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).


Воспитывающая:

  • воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

  • осуществлять экологическое образование и воспитание; формировать культуру общения.

  • воспитывать бережное отношение к природе.


Тип урока: урок - объяснение.

Методы: словесный (беседа), наглядный (демонстрация презентаций), поисково-проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства: мультимедийный проектор, лупы, препаровальные иглы, наглядные пособия (гербарий цветов).

Приемы: показ (презентация), сравнение, разъяснение, выполнение (лабораторной работы).


Ход урока.


Ι. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Объяснение цели, задачи и плана урока.


ΙΙ. Проверка домашнего задания.


- Индивидуальные задания

3 ученика получают карточки с заданиями (Приложение к уроку№1)

и работают индивидуально у доски.

- Фронтальный опрос

- Из чего состоит околоцветник?

- Какое строение имеет венчик?

- Какие цветки называют обеполыми? Приведите примеры.

- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.

- Какие растения называют однодомными? Приведите пример.

- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.

- Из каких частей состоит пестик? Это мужская или женская часть цветка?

- Из каких частей состоит тычинка? Это мужская или женская часть цветка?


ΙΙΙ. Изучение нового материала.


Соцветием называют группу цветков, вырастающих из одного цветочного стебля. Другими словами, соцветие представляет собой побег, на котором растут несколько или множество цветков, обычно такой побег не имеет листьев.



Простые соцветия

Кисть. От общего цветоносного стебля отходят друг за другом отдельные цветки.. Представители: черемуха, капуста, ландыш, колокольчик, сурепка.





Колос. Похож на кисть, так как от стебля также отходя цветки друг за другом. Однако в отличие от кисти у цветков нет цветоножек. Представители: подорожник, ослинник.




Початок. Похож на колос. Однако цветочных стебель, от которого отходят цветки, утолщен. Таким образом ось соцветия получается достаточно мясистой. Представители: кукуруза, аир.



Щиток. Как и у кисти от общего стебля отходят отдельные цветки на цветоножках. Однако в отличие от кисти у щитка нижние цветоножки более длинные, чем верхние. В результате все цветки вверху находятся на одном уровне. Представители: груша.





Зонтик. Цветки располагаются приблизительно на одном уровне, как и у щетка. Хотя обычно более куполообразно. Однако в отличие от щитка цветоножки цветков растут из одной точки на цветоносном стебле. Представители: вишня, яблоня, первоцвет, чистотел.

Корзинка. У данного типа соцветия цветоносный стебель укорочен и утолщен. Если смотреть сверху, то имеет круглую форму. Цветки мелки, сидят рядом друг с другом. С внешней стороны соцветие окружено зелеными листочками, которые выполняют защитную функцию. Представители: подсолнечник, василек, одуванчик, астра.

Головка. Головка похожа на корзинку, но отличается от нее более круглым и утолщенным стеблем, на котором растут мелкие цветки. Также у головки нет защитных зеленых листьев по краю. Представители: клевер, люцерна.

Сложные соцветия

Метелка. Такой тип соцветия представляет собой сложную кисть, то есть состоит из простых соцветий-кистей. От основного цветоносного стебля отходят друг за другом, как на кисти, стебельки второго порядка. А каждый такой стебелек сам представляет кисть, но уже простую. Представители: мятлик, овес, сирень.

Сложный колос. От главного цветоносного стебля отходят несколько колосков. Представители: пшеница, рожь, ячмень.

Сложный щиток. От главного цветоносного стебля отходят стебельки как у щитка. От каждого такого стебелька растут уже свои цветоножки с цветками, формируя щиток, иногда корзинку. Представители: рябина, калина.

Сложный зонтик. От основного цветоносного стебля в виде зонтика отходят стебельки второго порядка. На каждом таком стебельке в форме обычного зонтика сидят цветоножки с цветками. Представители: укроп, петрушка, морковь.

 Опыление — необходимое условие для процесса оплодотворения, протекающего в цветке. Пыльца изпыльников так или иначе переносится на рыльце цветка. 

Оплодотворение у растений

Чтобы оплодотворение произошло, растение должно быть опылено, то есть пыльца должна попасть на рыльце пестика. Когда пылинка пыльцы попадает на рыльце, то она начинает прорастать сквозь рыльце и столбик внутрь завязи, образую пыльцевую трубку. В это время в пылинке образуются два спермия, которые продвигаются к кончику пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка проникает внутрь семязачатка.

В семязачатке одна клетка делится и удлиняется, образуя зародышевый мешок. В нем находится яйцеклетка и еще одна особая клетка с двойным набором наследственной информации. Пыльцевая трубка прорастает в этот зародышевый мешок. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой - с особой клеткой. Зародыш растения развивается только из зиготы. От второго слияния образуется питательная ткань (эндосперм). Это обеспечивает зародыш питанием во время прорастания.



 IV. Закрепление пройденного материала.

Картинки с соцветиями, учащиеся поочереди отвечают какое соцветие на картинке.

На доске написаны термины, спрашивать определение каждого термина.

 

VI. Рефлексия. (Большой палец)


VII. Домашнее задание.

§ 21-22, стр.76 (Я) ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ