СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по биологии 6 класс на тему ,,Соцветия,,

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок биологии на тему ,,Соцветие,, расчитан для обучaющихся 6 класса.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии 6 класс на тему ,,Соцветия,,»

Технологическая карта.

Предмет: биология.

Класс: 6 класс.

Учитель: Бикшева Александра Александровна

Тема урока: Соцветия.

Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных

_ Познавательных:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

_Коммуникативных:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

_ Предметных:

  • Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

_Коммуникативных:

  • Через организацию работы в микрогруппах;

  • Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;

  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

_ Метапредметных:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа ;

  • Развивать на уроке активную речевую практику;

_Личностных:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

  • Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что соцветие-это группа цветков;

-виды соцветий;

-функциональные особенности соцветий;

 

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

-сворачивать и разворачивать текст;

-узнавать соцветия по схемам.

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: гербарий,  компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация,

Учебно-методическая литература:УМК линии В,В,Пасечника.

Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.



Содержание урока:

Краткое описание этапов урока.

Деятельность учителя на уроке.

УУД, формируемые на уроке.

  1. 1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

2.Проверка домашнего задания.

Итак, мы изучили морфологическое строение и функции частей цветка. Сейчас вы должны выполнить задания в индивидуальных карточках.

Карточка № 1

Правильно соедините стрелками слова правой и левой части.

чашелистик

столбик

венчик

завязь

Главные пыльник

Вспомогательные части цветка рыльце                     части цветка.

цветоножка

нектарник

Карточка № 2

Правильно подбери ответы из перечня 1 – 13 и занесите в таблицу значком «+».

ВОПРОС

ОТВЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Орган растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орган цветка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – корень, 2 – побег, 3 – венчик, 4 – пест, 5 – плод, 6 – цветок, 7 – чашечка,

8 – тычинка,9 – цветоложе, 10 – семя ,11-почка, 12-лист, 13-чашелистики.

Учащиеся позиционируют приготовленные дома работы: «Визитная карточка (например) примулы» и «Цветы в легендах и преданиях».

-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания -

учителя(Р)

Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

  1. 2. Этап мотивации знаний.

  1. 3. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто  к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?(Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

Учитель: Итак сформулируйте тему  урока.

На экране слайд-тема урока по презентации- «Соцветие»

 Что же такое – соцветие? С какой целью природа создала их? Почему цветки сгруппированы в соцветие? Вот на эти ключевые вопросы  вы должны ответить в конце урока. (Вопросы выписаны на доске)

 Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации.Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит дляпривлечение насекомых – опылителей.

 Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

 Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие). .              Простые соцветия более разнообразны:

- кисть (ландыш)

- головка (клевер)

- початок (кукуруза)

- колос (подорожник)

- зонтик (примула)

 Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

- метелка (сирень)

- зонтик (укроп)

- колос (пшеница)

 Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя фрагменты презентации н  и схемы в учебнике.

 Учитель:Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:

У вас на столах лежат гербарии разных растений, фотографии.Пользуясь таблицей и схемой,

- разложите все гербарии на 3 группы: (одиночные цветки, простые соцветия, сложные соцветия;

- определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в тетрадь.

Карточки-схемы.

и прочие.

одиночные цветки – тюльпан;

  1. простые соцветия – ландыш, клевер, нивяник;

  2. сложные соцветия – рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.)

 Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное(М)

4.Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Составление синквейна по теме «Соцветия». Развернуть синквейн. Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.


5.Домашнее задание.

П.12, стр. 64-65.  Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление------оплодотворение----семя.  Вопросы стр.65.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!