-Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка – скромница, И ромашковый бугор. А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор. Или степь, от маков красная. Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна. О чем это стихотворение? -Это тема нашего урока. -А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке, зная уже тему нашего урока? -Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». Но перед тем как приступить к изучению нового материала, проверим домашнее задание. _______________________________________ | О Родине Познакомимся с новым произведением о родине. Читают по 2 четверостишья Выставление оценок | Читаю Проверка д/з |
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, «в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Прочитайте, пожалуйста, со слайда отрывок из его автобиографии. Что такое автобиография? Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет начинает самостоятельно сочинять. В журнале «Грамотей» впервые появится его публикация стихотворение «Весна». Писатели были заинтересованы его необычной судьбой. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. | «Я с жадностью набрасывался на чтение, получаемых гостиницей журналов, газет. Читать приходилось урывками и украдкой от буфетчика, который… мало того, что избил меня, но и все книги, какие только нашел в моем комоде, отнял и сжег…» | Слайды с портретами Слайд «отрывок из автобиографии» |
- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине»-Прослушайте его, пожалуйста, внимательно. Отложите все то, что может вас отвлекать. Постарайтесь проникнуться. Готовы? -О чем это стихотворение? - Почему автор назвал его «Родине»? – Прочитайте строки, где автор гордится родиной. – Как автор называет родину? (великой и святой) - Какое чувство испытывает поэт? – А почему слово «родина» написано с маленькой буквы? – Найдите в стихотворении синоним слову «родина» и прочитайте. (родная сторона) – А какие ещё синонимы можно подобрать? (отчизна, отечество) Давайте изучим слова, которые могли бы вызвать у вас затруднение. Задворье – задний двор, место позади двора. Божий храм – церковь. Молитвенно- с молитвой, мольбой; Чарующий- от чары- волшебство, колдовство; Приветных- (устаревшее) обращенное к кому- либо выражение доброго пожелания ; Взор- взгляд. Прочитайте стихотворение самостоятельно в учебнике. Найдите в тексте эпитеты. Что такое эпитеты? Олицетворение? Для чего автор использует эти выразительно-изобразительные средства языка? Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на группы по 4 чел) Охарактеризовать одним словом каждое четверостишье - Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость). - Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд Давайте попробуем прочитать это стихотворение, стараясь передать чувства автора. | Слушают Читают на слайде Читают вслух -определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. -Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой. -в каждом шелесте листов, твой голос узнаю Чтобы передать чувства любви и нежности Работа на листочках. Читают стихотворение выразительно | Видео. Стих- «родине» Работа по группам. Листочки. Разделение обязанностей (хранитель времени, командир) |
Синквейн – маленькое стихотворение из 5 строк. Подпишите листочки. Первым номером напишите 1 существительное, которое соответствует теме нашего урока. Вторым 2 прил., которые охарактеризовали бы нашу тему Третьим 3 глагола, соответствующие теме. Четвертым напишите пословицу или составьте предложение о родине. Пятым Синоним существительному в 1 номере. Прочитайте то, что у вас получилось. Итак.. Стихотворение какого автора мы сегодня изучили? Почему именно вдали от своей малой родины он написал это стихотворение? Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город) Домашнее задание Выразительное чтение стих-я «Родине». Это на четверг ________ На завтра у вас защита ваших проектов о защитниках родины. ОЦЕНИВАНИЕ | Первый пример: Родина. Малая, большая. Родиться, жить, помнить. Место, где родился человек. Отечество. Второй пример: Родина. Великая, близкая. Защищать, восхвалять, любить. Родина там, где чувствуешь себя свободно. Отчизна. Спиридон Дрожжин | Синквейн на листочках |