СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Спиридон Дрожжин «Родина»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Спиридон Дрожжин «Родина»"»

Составитель

Студентка 4 курса ППФ группы НОРб-15Анненкова Марина Александровна

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 «А» класс

Тема

Спиридон Дрожжин «Родина»

Тип

Урок получения нового знания

Форма

Традиционная

Цель

Познакомить обучающихся с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина. Через развитие навыка выразительного чтения, воспитание патриотических чувств, любови и уважения к Родине.

Задачи

Образовательные: продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством русского поэта С.Д.Дрожжина, раскрыть смысл стихотворения «Родине», учить анализировать произведение. Учить чувствовать поэзию слова, выражать своё мнение.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к родному краю. Бережное к нему отношение.

Формировать УДД:

Регулятивные - составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и корректив в деятельности.

Познавательные - формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные - ориентация детей в социальных ролях и межличностных отношениях.


Оборудование

Доска, мел, проектор, презентация

Этапы урока

Время (примерное)

  1. Организационный момент

1

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

8

  1. Изучение нового материала

10

  1. Физминутка.

1

  1. Изучение нового материала

20

  1. Рефлексия

5

  1. Домашнее задание

30 сек

  1. Оценивание


План урока

























Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

  1. Организационный этап

Здравствуйте. Повторяйте за мной « У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

Пусть этот урок принесет вам радость и положительные оценки.



2.Актуализация. Проверка домашнего задания

-Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

О чем это стихотворение?

-Это тема нашего урока.

-А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке, зная уже тему нашего урока?

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине».

Но перед тем как приступить к изучению нового материала, проверим домашнее задание.

_______________________________________














О Родине


Познакомимся с новым произведением о родине.




Читают по 2 четверостишья

Выставление оценок

Читаю















Проверка д/з

  1. Изучение нового материала. Биография автора

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, «в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах.

Прочитайте, пожалуйста, со слайда отрывок из его автобиографии. Что такое автобиография?





Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем.

У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет начинает самостоятельно сочинять. В журнале «Грамотей» впервые появится его публикация стихотворение «Весна». Писатели были заинтересованы его необычной судьбой. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.










«Я с жадностью набрасывался на чтение, получаемых гостиницей журналов, газет. Читать приходилось урывками и украдкой от буфетчика, который… мало того, что избил меня, но и все книги, какие только нашел в моем комоде, отнял и сжег…»

Слайды с портретами






Слайд «отрывок из автобиографии»

  1. Физминутка

Лисенок проснулся (Потянулись.)

И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

Он вежливым был.

Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

Пойду поищу-ка

Свободные лужи! (Ходьба на месте.)


  1. Изучение нового материала. Стихотворение

- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением  Спиридона Дрожжина «Родине»-Прослушайте его, пожалуйста, внимательно. Отложите все то, что может вас отвлекать. Постарайтесь проникнуться.  Готовы?


-О чем это стихотворение?

- Почему автор назвал его «Родине»?

– Прочитайте строки, где автор гордится родиной.

– Как автор называет родину? (великой и святой)

- Какое чувство испытывает поэт?

– А почему слово «родина» написано с маленькой буквы?

– Найдите в стихотворении синоним слову «родина» и прочитайте. (родная сторона)

– А какие ещё синонимы можно подобрать? (отчизна, отечество)



Давайте изучим слова, которые могли бы вызвать у вас затруднение.

Задворье – задний двор, место позади двора.    

Божий храм – церковь.

Молитвенно- с молитвой, мольбой;

Чарующий- от чары- волшебство, колдовство;

Приветных- (устаревшее) обращенное к кому- либо выражение доброго пожелания ;

Взор- взгляд.


Прочитайте стихотворение самостоятельно в учебнике.

Найдите в тексте эпитеты. Что такое эпитеты?








Олицетворение?




Для чего автор использует эти выразительно-изобразительные средства языка?


Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на группы по 4 чел) Охарактеризовать одним словом каждое четверостишье


- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость).

- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд


Давайте попробуем прочитать это стихотворение, стараясь передать чувства автора.









Слушают
















Читают на слайде








Читают вслух

-определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета.

-Волгою родной,

чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень,

великой и святой.


-в каждом шелесте листов, твой

голос узнаю


Чтобы передать чувства любви и нежности






Работа на листочках.













Читают стихотворение выразительно


Видео. Стих- «родине»











































Работа по группам. Листочки. Разделение обязанностей (хранитель времени, командир)

  1. Рефлексия

Синквейн – маленькое стихотворение из 5 строк.

Подпишите листочки.

Первым номером напишите 1 существительное, которое соответствует теме нашего урока.

Вторым 2 прил., которые охарактеризовали бы нашу тему

Третьим 3 глагола, соответствующие теме.

Четвертым напишите пословицу или составьте предложение о родине.

Пятым Синоним существительному в 1 номере.




Прочитайте то, что у вас получилось.

Итак.. Стихотворение какого автора мы сегодня изучили?

Почему именно вдали от своей малой родины он написал это стихотворение?

Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)


Домашнее задание

Выразительное чтение стих-я «Родине». Это на четверг ________

На завтра у вас защита ваших проектов о защитниках родины.

ОЦЕНИВАНИЕ

Первый пример:

Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.

Второй пример:

Родина.
Великая, близкая.
Защищать, восхвалять, любить.
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
Отчизна.



Спиридон Дрожжин

Синквейн на листочках