Тема: «Способы уменьшения и увеличения давления».
Класс: 7.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.
Тип учебного занятия: усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
-
формировать умение находить давление в разных случаях;
-
сравнивать давление в разных практических ситуациях;
-
обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Развивающие:
-
развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
-
расширение кругозора учащихся,
-
развитие речи,
-
закрепление умения правильно оформлять и решать задачи,
-
умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения.
Воспитательные:
-
воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
-
воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Задачи урока.
-
Научить решать расчётные задачи по формулам p =
, F = pS, S =
и качественные задачи;
-
Уметь пользоваться формулами;
-
Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
-
Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
-
Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору
-
Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тесты для контроля знаний в 4-х вариантах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос (актуализация).
1. Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
2. Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства) (у доски работает ученик по желанию).
III. Изучение нового материала. Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.
Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.
Карточка:
Экспериментальное задание Определить давление деревянного бруска на стол. Порядок выполнения работы. -
Измерьте вес бруска с помощью динамометра. -
Измерьте длину, ширину и высоту бруска. -
Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска. Примечание: 1 см2 = 0,0001 м2. -
Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями. -
Результаты запишите в тетрадь. -
На основе полученных результатов сформулируйте вывод. |
Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей (заранее приготовлена на доске), заполним пустые ячейки (в таблице они отмечены красным цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняет таблицу учитель).
№ | Сила | площадь | давление |
1 | 20 | 2 | 10 |
2 | 20 | 4 | 5 |
3 | 20 | 5 | 4 |
4 | 20 | 10 | 2 |
5 | 25 | 5 | 5 |
6 | 30 | 5 | 6 |
7 | 40 | 5 | 8 |
8 | 60 | 5 | 12 |
Заполнив таблицу, анализируем её:
-
Какие особенности в данной таблице можно заметить? (Ответ. В первых 4-х строках сила одинакова, а нижних строках площадь одинаковая).
-
Рассмотрим первые 4 строки. Вы правильно заметили, что сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? (Ответ. Давление разное).
-
Почему? (Ответ. Площадь опоры разная).
-
Какую зависимость можно выявить? (Ответ. Если сила не меняется, то чем меньше площадь опоры, тем больше давление).
-
Как в математике называют такую зависимость? (Ответ. Обратно пропорциональная).
-
Проанализируем нижнюю часть таблицы. (Ответ. Если площадь не меняется, то чем больше сила, тем больше давление. Такая зависимость называется прямо пропорциональной).
А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, что давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).
Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры. (Сделаем схематические рисунки):
Чтобы уменьшить давление, Чтобы увеличить давление,
нужно увеличить площадь опоры. нужно уменьшить площадь опоры.
IV. Осознание и осмысление учебного материала.
-
Почему у тракторов, вездеходов делают широкие гусеницы? А почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?
-
Почему собирая крыжовник, очень легко уколоться или поцарапаться?
-
Почему острым ножом резать легче, чем тупым?
Сейчас, ребята мы посмотрим, как природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (После ответов учащихся осуществляется просмотр презентации "Способы уменьшения и увеличения давления"):
Дополнительные задачи к уроку:
1. Алёша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжёлой, и её ручки больно врезались в ладонь. Тогда Алёша подложил под ручки сложенный лист бумаги, и нести покупки сразу стало удобнее. Как объяснить это явление? (Алёша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения).
2. При варке сосиска лопается вдоль, а не поперёк. Почему? (Площадь сечения сосиски вдоль S1 больше, чем поперёк S2. А сила давления F=P·S. Так как S1S2, то F1F2. Сила давления на продольное сечение F1 больше, чем на поперечное сечение F2. Поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперёк.
3. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить рядом стоящее сухое дерево, если оно не подгнило? (Сила, с которой ветер действует на крону дерева при одинаковом давлении, зависит от площади её поверхности. У живого дерева она больше. Поэтому буря свалит живое дерево раньше, чем сухое).
4. Почему боксёры ведут бой в перчатках?
5. Когда вы производите большее давление – босиком или в обуви? А что произойдёт, если вы наступите на камень, стекло? Почему давление так возрастает, что можно проткнуть подошву?
6. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?
7. Какое простейшее приспособление можно соорудить из веток, чтобы безопаснее перейти болото?
8. Какими должны быть ботинки путешественника и почему? Что поможет путешественнику в горах? (Подошвы ботинок должны быть резиновыми и рельефными (больше коэффициент трения). Ботинки должны быть свободными, чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть шерстяной носок, что, во-первых, уменьшает давление на стопу в отдельных ее точках при ходьбе по острым камням, т.к. при этом деформируется сначала подошва, потом стелька и носок, а уже затем стопа, а во-вторых, способствует удержанию тепла, т.к. войлок и шерсть обладают плохой теплопроводностью. Кроме того, у ботинок должна быть широкая подошва, тогда площадь опоры, а, следовательно, и устойчивость человека увеличивается. Ведь обувь должна быть не только удобной, но и обеспечивать безопасность в трудных переходах. В горах путешественнику поможет палка с острым концом – альпеншток).
9. Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему? (Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает).
V. Контроль знаний.
Решение расчётной задачи. (Один ученик решает у доски, остальные на местах)
Задача. Известно, что индийские йоги могут спать на утыканной гвоздями острием вверх доске. Человеческая кожа может выдержать давление 3 МПа. Площадь острия каждого гвоздя 0,1 мм2. Оцените, из скольких гвоздей должно быть ложе, чтобы ваш одноклассник, массой 45 кг, мог проделать такой же трюк.
p
=3000000 Па
,
,
S=N·0,0000001 м2
m=45 кг
N - ?
Ответ: 1500 штук.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание. § 34