СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Стороны горизонта. Ориентирование."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Стороны горизонта. Ориентирование."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Стороны горизонта. Ориентирование."»

Тема: Стороны горизонта. Ориентирование.


Тип урока

Комбинированный.

Цели

Способствовать формированию представлений о способах ориентирования на местности; создать условия для формирования умения работать с компасом, определять направление по плану местности.

Образовательные ресурсы



План урока

1. Ориентирование и его способы. Азимут.

2. Определение сторон горизонта. Компас.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия

Ориентирование, стороны горизонта, азимут.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать стороны горизонта.

Получат возможности научится определять стороны горизонта, направление по компасу, азимут на объект.

Познавательные: выбирают средства реализации цели, применяют их на практике, оценивают результаты.

Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач(задают вопросы, формируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняю учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Понимают потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.


Структура урока.


I. Мотивация к учебной деятельности.

В нашей повседневной жизни очень часто бывает необходимо определить своё местоположение и направление движения. Как, например, найти улицу в незнакомом районе? Иногда нам на помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы – ориентиры – отличающиеся от других. Это может быть дорожный знак, вывеска на магазине или природный объект овраг, река. В других случаях нам поможет знание сторон горизонта, положение Солнца, звёзд на небе.

II. Актуализация знаний.

Ориентир на восток известен с древних времен. На востоке всходит Солнце. Позднее главными ориентирами стали направления север – юг, запад – восток. Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолётами.

III. Изучение нового материала.

- Так что же такое «ориентирование»?

Ориентирование – умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.

- Какие стороны горизонта вы знаете? (север, юг, запад, восток)

Правильно север, юг, запад, восток – это основные стороны горизонта. Между ними находятся промежуточные стороны горизонта. (работа с рис. 8 на стр. 17)

- А как вы можете определить стороны горизонта на местности? (муравейник – с южной стороны дерева, лишайник – с северной; солнце – в полдень в северном полушарии оно бывает на юге)

Задача: Старые дубы под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил сорвать с него шляпу, и он придерживая ее рукой. Пройдя не которое расстояние, турист повернул налево п и продолжил свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Заволокло тучами. Через некоторое время турист заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса у него не было. После некоторых раздумий турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть к западу отсюда». Он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, т.к. решил, что западное направление именно это.

- Правильно ли определил направление пути турист? (нет)

Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта. Посмотрите на рисунок на доске.

- Вам (крестик на плане) предстоитдойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдёте? (на северо-восток)

- Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и на север.

Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как вам узнать куда идти?

Для того чтобы определит точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет.

Азимут – угол отсчитываемый по часовой стрелке, между направлением на север и направлением на предмет.

Азимут изменяется от 0 до 360 градусов. Азимут на север - 0 или 360 градусов, на восток – 45 градусов. (работа с рис. 9 на стр. 17)

На плане определить азимут поможет транспортир, а на местности компас.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Организация работы по выполнению практикума.

«Определение направлений и азимутов по плану местности»

V. Итоги урока. Рефлексия.

- Нужны ли в жизни человеку умения ориентироваться?

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

- Что вы знали в начале урока?

- Чему вы научились на уроке?

- Где вам эти умения пригодятся?

Домашнее задание.

§ 5; придумать задание на определение сторон горизонта, азимута.



Приложение


Алгоритм определения азимута на плану

1. Определить направление на север.

2. От точки стояния условно провести линию совпадающую с направлением на предмет.

3. С помощью транспортира определите значение с помощью транспортира по часовой стрелке.


Алгоритм определения азимута на местности.

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы красная стрелка совместился с нулем – это север. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4. на компас положите тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

5. Азимут отсчитывайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.