Урок алгебры в 7-м классе
«Свойства степени с натуральным показателем»
УМК:Алгебра 7 класс-Мерзляк А.Г. и др.
Цели:
формировать представление о свойствах степеней с одинаковым основанием;
формировать умение применять свойства степеней для упрощения выражений и нахождения их значения;
формировать умение выполнять действия оценки.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся формулировать и доказывать свойства степени с натуральным показателем; применять свойства степени с натуральным показателем для вычисления значения выражения и преобразования выражений, содержащих степень; продолжат учиться анализировать и оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, карточки с раздаточным материалом.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности Добрый день! С каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке? (степень с натуральным показателем)
Начать урок хочу с высказывания М.В.Ломоносова «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Для начала вспомним, что называют степенью числа а? (обучающиеся дают определение степени с натуральным показателем)
1. Представьте в виде степени:
7·7·7
а·а·а·а·а·а
(-2)·(-2)·(-2)·(-2)
2. Вычислите устно:
3. Дома вам было предложено найти значение двух выражений, содержащих степени. Обсудим их решение:
3. Выявление причины затруднения и постановка цели В чем, по вашему мнению, причина затруднения? (громоздкие вычисления)
Какую цель мы можем поставить перед собой на этот урок? (найти способ упрощать выражения, содержащие степень)
Вернемся к заданию, вызвавшему затруднение, в конце урока. А я вам предлагаю подумать над более простой задачей.
4. Проблемное изложение нового знания 1. Вычислите:
23·25 (23·25 =(2·2·2) ·(2·2·2·2·2)=2·2·2·2·2·2·2·2=28=256)
31·34 (31·34 =3·(3·3·3·3)= 3·3·3·3·3=35=243)
Обратите внимание на подчеркнутые части равенства. Найдите связь между левой и правой частями. Попробуйте сформулировать ее в общем виде.
(аn· аk=an+k)
То, что мы записали, всего лишь предположение. Его предстоит еще доказать (обучающие под руководством учителя доказывают)
а n· аk=an+k.
Сформулируйте доказанное свойство степеней с натуральным показателем в виде правила. (При умножении степеней с одинаковым основанием показатели складываются).
2. Вычислите (подсказка – замените знак деления чертой дроби):
26 : 24 (22=4)
38 : 35 (33=27)
Какую вы наблюдаете закономерность? (При делении степеней с одинаковым основанием из показателя делимого вычитают показатель делителя).
Запишите данное свойство в виде формулы (аn : аk=an–k).
Действительно, аn : аk=an–k, nk.
3. Докажите самостоятельно свойство (an)k = an·k. Сформулируйте соответствующее правило.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Скажите, пожалуйста, для чего в математике необходимы свойства, в том числе и степеней? (для упрощения числовых выражений, буквенных выражений).
1. Устно, с подробными комментариями.
Представьте в виде степени № 204,208
2. Работа в парах: письменно в тетрадях, с подробными комментариями вслух: найдите значение числовых выражений № 209
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Упростите выражения:
x5 · x8
m14 : m
(a5)13
(b7)3 · (b5)4
Сравните свои решения с эталоном, представленном на слайде, подчеркните ошибки, определите тип ошибки, исправьте ее (обучающиеся сравнивают решения, отмечают правильно решенные примеры, исправляют ошибки).
На доске указаны:
типы ошибок:
критерии оценки:
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение Вернемся к числовому выражению, решение которого вызвало у вас затруднение. Найдите значение этого выражения.
Чем вы воспользовались для нахождения значения данного выражения? (свойствами степеней)
Сформулируйте эти свойства.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Подведем итог нашего урока:
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Что на уроке у вас получилось хорошо?
- Какие трудности остались?
- Над чем еще надо поработать?
- Где можно применить новое знание?
Домашнее задание: п. 6, № 205, 207, 210, 212, 214.