Предмет: обществознание.
Целевая аудитория: 6 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Используемые учебники и учебные материалы:
О.Б. Соболева, Р.П. Корсун. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2013 г.
Используемое оборудование: презентация «Темперамент»
Тема урока: Воспитываем характер.
Цель урока: подвести учащихся к осознанию необходимости самовоспитания,
самосовершенствования в формировании характера.
Планируемые результаты:
Предметные: систематизировать знакомый материал, делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения; формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;
Личностные: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя, своего будущего.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, способствовать развитию познавательных интересов.
УУД:
Познавательные: раскрыть сущность понятий темперамент, характер; поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач; умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы
Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли; выяснить, благодаря чему происходит формирование характера человека; показать обучающимся, каким образом возможно изменить характер человека;
Регулятивные УУД: умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом;
Личностные: осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности.
Основные понятия: темперамент, характер, индивидуальность, самовоспитание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
План изучения нового материала:
Темперамент.
История изучения темперамента.
Типы темперамента.
Определение своего типа темперамента.
1. Учитель предлагает ребятам посмотреть на фрагмент мультфильма «Простоквашино» (https://youtu.be/xNVGeiH7e0o) Слайд 1 и ответить, чем, кроме внешности, различаются главные герои фрагмента? (пес – вспыльчивый, кот – спокойный и веселый).
-Как мы реагируем на одинаковые события? Почему они такие разные?
Выслушав ответы ребят, подводит их к выводу о том, что все люди разные и предлагает выяснить: «Чем же отличаются люди друг от друга в своем поведении?».
-В чем помогают нам эмоции, таким разным и неодинаковым?
-Итак, они помогают нам в формировании личности, характера. Вот мы и подошли к определению тем наших двух уроков «Воспитываем характер». И сегодня мы узнаем что такое темперамент. (Запись темы урока) Слайд 2
Постановка целей и задач урока. Слайд 3
-Вы, наверное, замечали, что одни люди не стесняются выражать свои эмоции, другие замкнуты, третьи обидчивы и т.д. Почему так происходит? Одна из причин этого в том, что у людей разные темпераменты.
- Что же такое темперамент? Выслушать предположения детей, предложить им найти в учебнике на с 55определение и выписать его в тетрадь.
Общие понятия о темпераменте
У каждого человека есть свои особенности психической деятельности.
Темперамент - это характеристика человека, а именно:
темп,
быстрота,
ритм,
интенсивность этих психических процессов и состояний.
Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения.
В то же время темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества - здесь мы в состоянии самостоятельно развить наши задатки, превратить их в способности или забыть о них.
Способность делать выбор и брать на себя ответственность за него - это показатели развитой личности, а не проявления характеристик темперамента. Знание же собственного типа темперамента во многом упрощает процесс познания себя, принятия своих проявлений и, как следствие, выбора собственного стиля жизни.
Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция - наша подстройка под требования социума (окружающего нас мира, общества…). Для чего? С целью более эффективного и успешного существования.
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их.
Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером.
История изучения темперамента. Дифференцированная работа над раздаточным материалом.
- Проработать материал, определить, на какие типы поделили ученые типы темперамента, какие характеристики даны каждому типу.
Раздаточный материал:
Впервые о темпераментах сказал Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков" жизни, входящих в его состав:
крови,
флегмы,
желтой желчи и
черной желчи
Клавдий Гален (II в. до н.э.) продолжил. Он разработал первую типологию темпераментов (трактат "De temperamentum") Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью:
холерика (от греч. chole - "желчь"),
сангвиника (от лат. sanguis - "кровь"),
флегматика (от греч. - phlegma - "флегма"),
меланхолика (от греч. melas chole - "черная желчь")
И.П. Павлов выдвинул гипотезу о том, что в основе различий поведения лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения.
Выделенные И.П.Павловым 4 типа нервной системы по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:
сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;
сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;
сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
слабый тип- меланхолик
Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности:
*эмоциональную устойчивость/неустойчивость (стабильность/нестабильность).
Высокие показатели по данному типу выражается в нервозности, неустойчивости, слабой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
Низкие показатели - выражается в сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности,беспокойства.
*экстра/интроверсия
Экстраверт - человек, обращенный во вне, общительный, оптимистичный, с широким кругом знакомств, импульсивный, действующий под влиянием момента. Ему, как воздух, необходимы контакты. Он предпочитает действовать, двигаться вперед, а не рассуждать.
Интроверт - человек, обращенный во внутрь себя, предпочитает общаться только с близкими людьми, а от других дистанцируется. Он замкнутый, не общительынй, застенчивый, сдержанный, держит свои чувства под контролем, склонен к самоанализу. Интроверт любит обдумывать свои действия.
*Искренность/ достоверность
Поведение человека в обществе, умение быть собой, склонность, поддаться влиянию других людей.
Типы темперамента:
холерик
сангвиник
флегматика
меланхолика
Стр. 55 заполнить таблицу по типам темперамента.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
1)Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
2)Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
3)Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
4)Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
5)Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6)Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
7)Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8)Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9)Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10)Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
11)Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12)Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13)Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14)Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15)Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16)Вас легко обидеть?
17)Любите ли Вы часто бывать в компании?
18)Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
19)Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20)Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
21)Часто ли Вы мечтаете?
22)Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23)Часто ли Вас тревожит чувство вины?
24)Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25)Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26)Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27)Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28)После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
29)Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
30)Вы иногда сплетничаете?
31)Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
32)Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
33)Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34)Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
35)Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
36)Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37)Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38)Вы раздражительны?
39)Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
40)Верно ли, что Вам не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41)Вы ходите медленно и неторопливо?
42)Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
43)Часто ли Вам снятся кошмары?
44)Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45)Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46)Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47)Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48)Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49)Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
50)Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
51)Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52)Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53)Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54)Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55)Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56)Любите ли Вы подшутить над другими?
57)Страдает ли Вы от бессонницы?
ОБРАБОТКА ТЕСТА
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
1. Шкала достоверности.
Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результат от 5 и больше баллов, это значит, Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны.
2. Шкала экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
3. Шкала эмоциональной устойчивости.
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Получив суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отметьте их, соответственно, на горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» и вертикальной оси «Эмоциональная устойчивость». Точка пересечения покажет ваш тип темперамента.
Начертите оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.
Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.
Рефлексия.
Итог урока
Омашнее задане