СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Условия и ресурсы среды"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит сформировать у обучающихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; раскрыть общность реакций организмов на изменения условий жизни; познакомит с понятиями толерантности и кривой толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Условия и ресурсы среды"»

Урок № 3. Условия и ресурсы среды (I-й урок).

Цели урока:

- сформировать у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания;

- раскрыть общность реакций организмов на изменения условий жизни;

- ввести понятия толерантности и кривой толерантности;

- закрепить полученные знания при решении задач;

- развивать познавательный интерес учащихся за счет использования межпредметных связей;

- развивать умения сравнивать и анализировать.

Ход урока:

  1. Орг. момент.


II. Проверка домашнего задания.

а) фронтальный опрос:

- какие сведения из жизни животных и растений были известны из самых древних письменных источников?

- Какие античные мыслители оказали влияние на мировоззрение современных ученых? В чем заключаются их заслуги?

- С чем связаны успехи в развитии биологии в эпоху Возрождения? Чем известен Р. Бойль?

- Какие еще ученые (17-18вв.) внесли ощутимый вклад в развитие экологии?

- Чем известны имена Ч. Дарвина и Э. Геккеля?

- Кто ввел термин «ноосфера»? Что он означает?

- С какими науками тесно связана экология?

б) заслушиваются сообщения нескольких учащихся по материалам периодической печати об экологической обстановке в Смоленске и Смоленской области.

в) проверка работы в тетрадях по заполнению таблицы «Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу в Смоленске и Смоленской области» (4-5 примеров).


III. Изучение нового материала.

Условия и ресурсы среды взаимосвязанные понятия, характеризующие среду обитания организма.

Условия среды – экологические факторы, оказывающие влияние на существование и географическое распространеннее живых существ.

Экологические факторы очень разнообразны и по своей природе, и по воздействию на живые организмы. Условно все экологические факторы делят на 3 основные группы:

1. Абиотические факторы – это факторы неживой природы.

К ним относятся:

- климатически факторы (температура, свет, влажность воздуха, осадки, газовый состав атмосферы, атмосферное давление);

- местные (рельеф, свойства почвы, ветер, радиация и т.д.)

Эти факторы могут влиять на организмы непосредственно (свет или тепло), либо косвенно (рельеф, от которого зависит освещенность, увлажненность, ветер и т.д.)

Заслушивается сообщение учащегося «Солнечный свет как наиболее важный фактор внешней среды».

2. Биотические факторы – это формы влияния живых организмов друг на друга и на живую среду.

К ним относятся:

- опыление насекомыми растений;

- конкуренция;

- поедание одних организмов другими;

- паразитизм.

Эти взаимодействия могут быть непосредственными (одни организмы питаются другими или используют их как среду обитания) и косвенными (один вид может быть передающим звеном в цепи развития паразита живущего за счет второго).

3. Антропогенные факторы – это формы деятельности человека, воздействующие на естественную природную среду.

Человеческое воздействие может быть прямым (влияние человека на растительные и животные организмы) и косвенным (вследствии изменения человеком среды обитания организмов).

Все экологические факторы воздействуют на организмы по-разному. Набор факторов и их значимость для живых организмов зависит от среды обитания.

На Земле существуют 4 основные среды обитания, освоенные и заселенные живыми организмами.

1. Водная среда.

Здесь большое значение имеют плотность воды, ее соленость, скорость течения, содержание органических веществ в ней, насыщенность кислородом.

2. Наземно-воздушная среда.

Она освоена в ходе эволюции позже водной среды и более сложна. Здесь существенную роль играют температура воздуха, содержание кислорода, влажность, погода и интенсивность света.

3. Почва.

Эта среда обитания множества организмов и корней растений. Первостепенную роль здесь играют структура почвы, ее химический состав и влажность. А вот свет, колебания температуры роли почти не играют.

Эдафобионты (геобионты) – это обитатели почвенной среды.


4. Тела многих организмов.

Они служат жизненной средой для других организмов (паразитов). Главную роль здесь играют обилие пищи, стабильность условий и защищенность от неблагоприятных внешних условий.

У организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к условиям именно этой среды.

Толерантность (греч. «толеранция» - терпение) – это способность организмов выдерживать изменения условий жизни.

Это очень важное свойство живого, позволяющее приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (колебаниям температуры, влажности и т.п.).

В разных условиях биологические процессы протекают с различными скоростями. Например, температура в большой мере определяет скорости движения и фотосинтеза.

Кривая толерантности – это кривая, характеризующая скорость того или иного процесса в зависимости от одного из факторов внешней среды.

Эта кривая почти всегда имеет форму перевернутого колокола; положение вершины кривой указывает на условие, оптимальные для данного процесса.

Кодопозитив № 1. «Интенсивность движения золотой рыбки в зависимости от температуры».

Кривые с острыми пиками означают, что диапазон условий, при которых скорость процесса максимальна, очень узок. Пологие кривые соответствуют широкому диапазону толерантности.

Эврибионты – это организмы, способные жить при различных условиях среды, с широким диапазоном толерантности (окунь).

Стенобионты – организмы, требующие строго определенных условий среды (форель).

Форель не выносит больших колебаний температуры. Если исчезнут деревья по берегам водоема, то температура воды повысится на несколько градусов; в результате форель погибнет, а окунь выживет.

IV. Закрепление нового материала.

- Что называют условиями среды?

- Перечислите основные группы экологических факторов.

- Что понимают под абиотическими, биотическими, антропогенными факторами?

- Какие среды обитания, освоенные и заселенные организмами, вам известны?

- Что понимают под толерантностью?

- Что представляет собой кривая толерантности?


V. Решение упражнений.

Задача № 1.

Определите, к каким фактором среды можно отнести:

хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс заводами углекислого газа, соленость воды.

Абиотические

факторы

Биотические

факторы

Антропогенные

факторы

Влажность воздуха,

температура воздуха,

свет, давление воздуха,

соленость воды


Паразитизм, конкуренция, хищничество.

Вырубка лесов,

строительство зданий,

выброс заводами углекислого газа.


Задача № 2.

Кодопозитив № 2. «График зависимости численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды».

Рассмотрите представленный график и укажите следующие параметры:


А) температура, оптимальная для этого насекомого; (250С)

Б) диапазон температур оптимальной зоны; (15-35 0С)

В) Диапазон температур стрессовой зоны; (5-150С, 35-450С)

Г) пределы выносливости вида; (5-450С)


VI. Подведение итогов урока.


VII. Домашнее задание.

1) Выучить записи в тетради;

2) на основе знаний из курса биологии подготовить доклад «Жизнь растений и животный в наземно-воздушной и водной средах обитания».


Литература:

1. Экология. Школьный справочник / Сост. А.П. Ошмарин, В.И. Ошмарина. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.

3. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 класс». – М.: Дрофа, 2001.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 класс: Тематическое планирование: Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!