СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки по теме "Великий колокольный звон" - 2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Великий колокольный звон"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме "Великий колокольный звон" - 2 класс»

Тема урока: «Великий колокольный звон».

Предмет: музыка.

Класс: 2 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.


Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

- компьютер и мультимедийная система;

- изобразительный ряд: картина И. Левитана «Вечерний звон»;

- хрестоматия музыкального материала: 2 класс.

Цель: раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа. 

         Задачи:

духовно-нравственное воспитание детей;

- приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства - музыке, литературе, живописи.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию, умение слушать вопросы и отвечать на них;

Познавательные: понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов;

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения;

Личностные: формировать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, прививать художественный вкус к разным видам искусства.

Музыкальные материалы:

«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;

колокольные звоны: благовест, трезвон, набат;

«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Основные понятия темы: колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонарь, звонница, колокольня, имитация.




Ход урока.

I. Организационный момент.

Вход в класс. «Звучит Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон».


II. Мотивация. (самоопределение) к учебной цели.

- Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон).

- А вспомните, где вы могли слышать колокольный звон? (Его можно услышать в церкви, на улице, по телевизору).

- Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка» - он называется «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока - «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов, в каких произведениях русских композиторов мы можем встретиться с ними. Рассмотрим картину Левитана и определим, звучанием какого вида звонов ее можно озвучить. Итак, тема нашего урока: «Великий колокольный звон».


III. Актуализация полученных знаний



Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.

Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

Наверное, о том, что на Руси много колоколов.

– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.

В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

- А как вы думаете, где живут колокола?

- (В храмах, церквях)…

- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

- (Наверху, в башнях)…

- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Их возводили обязательно выше остальных домов.

- А почему так высоко располагают колокола?

- (Чтобы звон разносился далеко по округе-)


- Ребята, скажите, как называется человек, который звонит в колокола? (Звонарь).

- Как вы думаете, это дело легкое или трудное? (Трудное.)

Верно. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Этим непростым делом занимаются профессиональные звонари.


Ребята, а как вы думаете, всегда ли одинаково звучат колокола? (Нет, по-разному).

- Совершенно верно, колокола звучат по-разному. Они рассказывают людям о тревогах, радостях, сообщают о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.

- Как вы думаете, почему праздничный звон называют благовестом? Что значит благовест? (Благовест – значит благая весть, это значит добро, радость, праздник).


- Благовест - это ровные удары в один колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Послушайте, как звучит колокол.

Слушание музыкального фрагмента «Благовест».


- Есть ещё звон, называется - Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приёма; обычно он звучит после благовеста. Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот, с различным количеством ударов в каждый колокол.

Внимательно послушайте и скажите, чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста?

Слушание музыкального фрагмента «Праздничный трезвон».

- Как вы можете охарактеризовать трезвон?  - Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости

(Трезвон звучит быстрее, в нем есть голоса разной высоты. Музыка громкая, торжественная. Звонят много колоколов одновременно, создаётся ощущение праздника)


- Если случалась вдруг беда, то били в набат. Как вы думаете, как может звучать набат? (Тревожно, грозно, страшно, взволнованно).

- Набат – это тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара, наводнения или срочной помощи.

- Так известный русский композитор Сергей Прокофьев использовал колокольный звон в своем произведении. Давайте, ребята, внимательно послушаем и определим, какой вид звона использовал композитор?

Слушание музыкального фрагмента «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».


- Какой вид колокольного звона использовал композитор Сергей Прокофьев в своём произведении? (Набат).

- Почему вы решили, что это именно набат? Какие чувства переданы в этой музыке?(Чувство тревоги, призыва, решительности, уверенности, беспокойности).


IV. Физминутка

-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский

Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).

- Какой характер у этого звона?

-( Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…)

– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?

- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…

- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.


- Ребята, скажите, вы слышали в произведении  звучание настоящих колоколов?(Нет.


А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!


V. Работа по картине: И.И. Левитана «Вечерний звон».


Давайте рассмотрим картину известного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана "Вечерний звон". Слайд Вечерний звон


Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этой картине(РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник.Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).


В этой картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно поэтического изображения, которое созвучно церковному колокольному звону. Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов. По гладкой воде в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат к вечерней службе. В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

- Так какой образ несет в себе вечерний звон? (Покоя, умиротворения, спокойствия.)

- Скажите, звучанием какого вида звона можно было бы озвучить эту картину?(Благовеста.)

- Почему, именно благовеста? (Потому, что вдалеке видна церковь и люди торопятся на службу. И колокол уже звонит, торопит их. Он оповещает прихожан о начале богослужения в храме).


– Взглянув еще раз на картину Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым.  Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках.


VI. Сравнение колокольчиков.

-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание). И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

VII Вокально-хоровая работа

Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?

Россия.

– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение рассказывало нам, что Россия - это не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!

Что же это за произведение и кто его автор?

Это песня «Наш край» Д.Кабалевского

Исполнение песни.

VIII Рефлексия.

-. –

-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

Какие виды колокольных звонов вам известны? (Благовест, трезвон, набат).

- Что означает благовест? (Добрая, радостная весть).

- Когда звучит набат? (Когда горе, нашествие врагов).

- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (Да).

- В каких музыкальных сочинениях вам сегодня встречались голоса колоколов? (В кантате С. Прокофьева «Александр Невский» и опере М. Мусоргского «Борис Годунов»).


-Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России

И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!

– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!

Дети выходят из класса под «Песню о колоколах» из к/ф «Приключения Электроника»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!