Тема урока: «Великий колокольный звон».
Предмет: музыка.
Класс: 2 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
- компьютер и мультимедийная система;
- изобразительный ряд: картина И. Левитана «Вечерний звон»;
- хрестоматия музыкального материала: 2 класс.
Цель: раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Задачи:
- духовно-нравственное воспитание детей;
- приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства - музыке, литературе, живописи.
Планируемый результат УУД:
Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию, умение слушать вопросы и отвечать на них;
Познавательные: понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов;
Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения;
Личностные: формировать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, прививать художественный вкус к разным видам искусства.
Музыкальные материалы:
«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;
колокольные звоны: благовест, трезвон, набат;
«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.
Основные понятия темы: колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонарь, звонница, колокольня, имитация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вход в класс. «Звучит Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон».
II. Мотивация. (самоопределение) к учебной цели.
- Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон).
- А вспомните, где вы могли слышать колокольный звон? (Его можно услышать в церкви, на улице, по телевизору).
- Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка» - он называется «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока - «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов, в каких произведениях русских композиторов мы можем встретиться с ними. Рассмотрим картину Левитана и определим, звучанием какого вида звонов ее можно озвучить. Итак, тема нашего урока: «Великий колокольный звон».
III. Актуализация полученных знаний
Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.
Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?
– Наверное, о том, что на Руси много колоколов.
– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
- А как вы думаете, где живут колокола?
- (В храмах, церквях)…
- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?
- (Наверху, в башнях)…
- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.
Их возводили обязательно выше остальных домов.
- А почему так высоко располагают колокола?
- (Чтобы звон разносился далеко по округе-)
- Ребята, скажите, как называется человек, который звонит в колокола? (Звонарь).
- Как вы думаете, это дело легкое или трудное? (Трудное.)
- Верно. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Этим непростым делом занимаются профессиональные звонари.
Ребята, а как вы думаете, всегда ли одинаково звучат колокола? (Нет, по-разному).
- Совершенно верно, колокола звучат по-разному. Они рассказывают людям о тревогах, радостях, сообщают о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
- Как вы думаете, почему праздничный звон называют благовестом? Что значит благовест? (Благовест – значит благая весть, это значит добро, радость, праздник).
- Благовест - это ровные удары в один колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Послушайте, как звучит колокол.
Слушание музыкального фрагмента «Благовест».
- Есть ещё звон, называется - Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приёма; обычно он звучит после благовеста. Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот, с различным количеством ударов в каждый колокол.
Внимательно послушайте и скажите, чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста?
Слушание музыкального фрагмента «Праздничный трезвон».
- Как вы можете охарактеризовать трезвон? - Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости
(Трезвон звучит быстрее, в нем есть голоса разной высоты. Музыка громкая, торжественная. Звонят много колоколов одновременно, создаётся ощущение праздника)
- Если случалась вдруг беда, то били в набат. Как вы думаете, как может звучать набат? (Тревожно, грозно, страшно, взволнованно).
- Набат – это тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара, наводнения или срочной помощи.
- Так известный русский композитор Сергей Прокофьев использовал колокольный звон в своем произведении. Давайте, ребята, внимательно послушаем и определим, какой вид звона использовал композитор?
Слушание музыкального фрагмента «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».
- Какой вид колокольного звона использовал композитор Сергей Прокофьев в своём произведении? (Набат).
- Почему вы решили, что это именно набат? Какие чувства переданы в этой музыке?(Чувство тревоги, призыва, решительности, уверенности, беспокойности).
IV. Физминутка
-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский
Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).
- Какой характер у этого звона?
-( Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…)
– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?
- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…
- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.
- Ребята, скажите, вы слышали в произведении звучание настоящих колоколов?(Нет.
А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!
V. Работа по картине: И.И. Левитана «Вечерний звон».
Давайте рассмотрим картину известного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана "Вечерний звон". Слайд Вечерний звон
Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этой картине. (РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник.Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).
В этой картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно поэтического изображения, которое созвучно церковному колокольному звону. Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву.
Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.
Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов. По гладкой воде в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат к вечерней службе. В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.
- Так какой образ несет в себе вечерний звон? (Покоя, умиротворения, спокойствия.)
- Скажите, звучанием какого вида звона можно было бы озвучить эту картину?(Благовеста.)
- Почему, именно благовеста? (Потому, что вдалеке видна церковь и люди торопятся на службу. И колокол уже звонит, торопит их. Он оповещает прихожан о начале богослужения в храме).
– Взглянув еще раз на картину Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым. Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках.
VI. Сравнение колокольчиков.
-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание). И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.
VII Вокально-хоровая работа
Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?
–Россия.
– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение рассказывало нам, что Россия - это не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!
Что же это за произведение и кто его автор?
– Это песня «Наш край» Д.Кабалевского
Исполнение песни.
VIII Рефлексия.
-. –
-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?
Какие виды колокольных звонов вам известны? (Благовест, трезвон, набат).
- Что означает благовест? (Добрая, радостная весть).
- Когда звучит набат? (Когда горе, нашествие врагов).
- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (Да).
- В каких музыкальных сочинениях вам сегодня встречались голоса колоколов? (В кантате С. Прокофьева «Александр Невский» и опере М. Мусоргского «Борис Годунов»).
-Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России
И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова
…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!
Дети выходят из класса под «Песню о колоколах» из к/ф «Приключения Электроника»