Технологическая карта урока
Автор разработки: Гнездилова Инесса Александровна
Предмет: биология
Класс: 8а
Тема урока: Витамины
Цель: изучить разнообразие витаминов и определить их биологическую сущность.
Задачи:
сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах;
познакомить классификацией витаминов, представителями и их содержанием в продуктах питания;
сформировать понятия «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»;
раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание ценности здорового образа жизни через формирование понимания значимости правильного питания для здоровья человека и осознанного соблюдения правил приема витаминных препаратов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение индивидуально (при сопровождении учителя): определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение: умение находить опорные слова, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки витаминов в группе органических веществ; классифицировать витамины;
аргументировать, приводить доказательства особой биологической роли витаминов в обмене веществ;
анализировать и оценивать влияние факторов риска (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) на здоровье человека;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, правильного питания.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения продуктов питания как источника витаминов;
находить информацию о разнообразии витаминов в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
работать в группе сверстников при решении учебных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тип урока: Открытие новых знаний
Педагогическая технология: технология развития критического мышления.
Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Роль витаминов в организме человека», видеофрагмент программы «Жить здорово» с Еленой Малышевой, наглядные карточки.
Стадия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методический прием |
Организационный момент. «Вызов» | Дорогие ребята, на предыдущем уроке мы обобщили знания об органических веществах и их роли в обмене веществ. Составьте на доске Кластер «Органические вещества». | Один ученик работает у доски с наглядными карточками «органические вещества», «белки», «жиры», «углеводы», остальные обучающиеся составляют кластер в тетради. | Кластер |
Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы я хочу вам о чудесных веществах, которые должны занять достойное место в нашем кластере. «Чудесные вещества» Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили. Лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От заболевания моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. -Как вы думаете, как называются эти вещества? Звучит правильный ответ – Витамины. Учитель предлагает записать в тетрадь тему урока «Витамины». -Как вы думаете, в чем заключается причина массового заболевания моряков цингой? | Обучающиеся внимательно слушают учителя и высказывают свои предположения. | Корзина идей |
Учитель предлагает выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений: Витамины - это минеральные вещества. Недостаток витамина D приводит к заболеванию анемией. Рыбий жир богат витамином C. Отсутствие витамина C приводит к заболеванию-цинге. Ежесуточная потребность в витаминах всего 2-3 мг. Недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ. Люди употребляют витамины в большом количестве и это правильно. Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду. Основным источником витаминов являются растения. | Выполняют тестовое задание. | «Да-нетки» Верные и неверные утверждения. |
Учитель проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если обучающиеся согласны – поднимают руки. | Ученики задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, оформляют границы «знания-незнания» в виде списка известной и неизвестной информации; совместно с учителем определяют цель и задачи урока. | Составление списка «известной и неизвестной информации» |
«Осмысление содержания» | Учитель предлагает обучающимся чтение с пометками на полях статьи «Роль витаминов в организме человека» и выписать свои ответы в таблицу «ЗХУ». Обсуждение результатов. | Обучающиеся, работая в парах выполняют задание: (ν) – знаю (+) – это для меня новое, узнал (?) – хочу узнать | Работа в парах Маркировка «Инсерт» Таблица «ЗХУ» |
Учитель предлагает выслушать сообщения докладчиков по темам «Водорастворимые витамины», «Жирорастворимые витамины» и составить денотатный граф «Витамины растворяются…» в тетради. Обсуждение результатов. | Обучающиеся, работая в парах выполняют задание. Один ученик на доске составляет денотатный граф «Витамины растворяются…». | Индивидуальная работа Денотатный граф |
Физкультминутка «Витаминка» | Подвижная деятельность. | |
Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент программы «Жить здорово» с Еленой Малышевой и предлагает обсудить видео «Живые витамины и минералы». | Обучающиеся составляют памятку «Витамины в пище» | Дискуссия |
«Рефлексия» | Учитель напоминает ученикам о главной интриге урока – необходимо определить причину массового заболевания моряков цингой. «В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу» Учитель предлагает составить рассказ, используя 5 слов (слова записаны на доске: витамины, авитаминоз, рахит, цинга, «куриная слепота»). | Обучающиеся обобщают свои знания и составляют краткий рассказ (3 человека). | Рассказ-предположение по ключевым словам. |
Учитель проводить короткий брифинг-опрос по теме «Роль различных витаминов» и предлагает составить синквейн по теме «Витамины» | Обучающиеся составляют синквейн по теме «Витамины» | Мозговой штурм Синквейн |
Подведение итогов урока. Оценивание. Домашнее задание: читать п. 37 вопросы 1-7 (устно) задания 1-4 (индивидуально) | Совместный анализ реализации цели и задач урока. | Работа со списком «известной и неизвестной информации» |
Использованная литература:
Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.
Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Махов А.А. Наш зелёный огород. -Красноярск, 1989.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).