Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап Эмоциональный настрой учащихся на урок. | - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мы знаем, путь познания не гладок. Ни для кого секрета нет, Что в мире всё ещё загадок много И поискам ответов к ним пределов нет! - Каким вы хотите видеть наш урок? | - Веселым, интересным, познавательным. | Личностные: создание позитивного настроения; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Актуализация знаний. | - Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым. – Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.) - Слово “земля” имеет много значений, …. нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее: это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Поработаем в парах. Подумайте, как написать слово «земля» в каждом предложении: У планеты _____________ есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по ______________ и ощутить прохладу росы. Плодородный слой ________ называется почвой. САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (1 ученик читает) | Фронтальная работа Спросить 2 детей. Вывешиваю определение. 1 ребенок читает из словаря. После ответа ребенка, вывешиваю на доску определение. Поработали в парах. Проверка на доске эталон. | Регулятивные: работа по предложенному заданию Коммуникативные: стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание. | - Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М. Ильин, Е Сегал) Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. –Сказка это или не сказка? Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? - Какова тема урока? - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Какие познавательные задачи поставите? Открыть тему урока: Почва. Её свойства и состав. Я предлагаю вам сегодня быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву заметки будем вносить в рабочую тетрадь. Предлагаю составить план работы на уроке. - С чего начнем? – Знаете ли вы, что такое почва? – Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. План работы 1. "Что такое почва?" – Что еще хотели бы узнать о почве? – И чего состоит почва? 2. “Состав почвы” 3. “Свойства почвы” - Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь? | Интересный факт рассказывает Света Матвиенко. - О почве Вывешиваю тему урока. Составляют план работы Вывешиваю на доску. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем Личностные: интерес к учебному материалу |
Первичное усвоение новых знаний. | – Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану. - Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?» Найти объяснение слова «Почва». - Поработаем в группах: 1 группа - работа с толковым словарем 2 группа – с учебником, 3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно. Почва – это верхний плодородный слой земли. - Первоначально наша Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные. – Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.) – Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (Растения растут на почве.) Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. – Что влияет на образование почвы? -Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды). -А как они появляются в почве (родятся). Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие . Посоветуйтесь в группе и попробуйте найти верное определение слову. Вот это и есть главное, основное свойство почвы. - Почву изучал ученый В.В. Докучаев. Послушайте. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай. - Ребята может быть кто-нибудь из вас знает, как называется самая богатая перегноем почва? ЧЕРНОЗЕМ | Самостоятельная работа в группах по учебнику, толковому словарю Интересный факт. Рассказывает Софья Богаевская. Фронтальная беседа Интересный факт. Расскажет Анжелика Мирошник. Картинки плодов. (Картофель, зерно). Работа в группе. Слово вывесить на доску. Индивидуальное сообщение ученика о Докучаеве В.В. Рассказывает Аня Зезуль. Запишите в тетрадь синонимы слова Земля. | Познавательные: проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому |
| ФИЗМИНУТКА Называю слова, если они являются участниками создания почвы – ходьба на месте, если нет – повороты головой: вода, стекло, ветер, солнце, мусор, лишайники, компьютер, мхи. | | |
Первичное усвоение новых знаний. | – Давайте перейдем ко 2 пункту плана. -Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию. Каждая группа получи свое задание. Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших парта. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты и записать выводы в тетрадь. Опыт №1. Первая группа. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете? (Записываете в тетрадь). Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно. (как все группы проведут опыты, 1 ученик делает вывод). Опыт №2. Вторая группа. 1.Возьмите фильтровальную бумагу. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно придавите ее к бумаге вторым листом. 4. Стряхните почву обратно в стакан. 5. Что вы наблюдаете? Ключевые слова: мокрое пятно,вода. Опыт №3. Третья группа Возьмите горшок с почвой. Налейте туда воды. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Опыт №4.Четвертая группа. 1.Возьмите посуду с почвой. 2. Рассмотрите почву через лупу. 3. Что вы увидели? Ключевые слова: песок, глина, мусор, корешки растений. -Итак подведем итоги: заслушаем ответы каждой группы. | - Раскопки и исследования. Работа в группах. | Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Познавательные: проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения |
Первичное закрепление. | Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли. Кроме того, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие), корни растений. | Фронтальная беседа. Самостоятельное заполнение таблицы | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. |
Первичное усвоение новых знаний. | - А теперь исследуем свойства почвы Почву можно размять, пересыпать. Значит, она сыпучая Сделали вывод: почва пропускает воду. – Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт. – Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается) – А зимой? (Охлаждается) – Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – (Теплопроводность). Вспомните начало урока, рассказ “Чудесная кладовая”. – Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер? – Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? – Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. - Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы. – Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие) Вывод: Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть, плодородие. | Фронтальная беседа На доске вывешиваю. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; принимать участие в работе парами и группами |
Рефлексия (подведение итога урока) и постановка домашнего задания. | Давайте вспомним, какую цель и задачи вы ставили перед собой в начале урока? Достигли? Понравилось быть в роли ученых? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: способность к самоанализу и самооценке |
Домашнее задание | Оранжевая лилия – Выяснить, какие виды почв в нашей области. Как они охраняются. Желтая ромашка – Изготовить книжку-малышку с пословицами о земле Синий вьюнок - стр. 64-68 читать, отвечать на вопросы. | | |
Рефлексия (подведение итога урока) и постановка домашнего задания. | - Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете». | | Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому. |