СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Портретное описание внешности человека» 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока по русскому языку и ИЗО на тему «Портретное описание внешности человека» в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Портретное описание внешности человека» 7 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Уватская средняя общеобразовательная школа»

Уватского муниципального района





Урока русского языка

«Портретное описание внешности человека»

7 класс






Алимова Лариса Гумаровна

Учитель русского языка и

литературы














Уват, 2021

Урок русского языка в 7 классе по теме «Портретное описание внешности человека»

Цель урока: развивать способность находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и уметь передавать это описание словами и расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Формируемые УУД:

Предметные:

Научиться конструировать текст повествования по картине с использованием опорного языкового материала.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки

Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные: сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: продуктивные технологии XXI века, технология продуктивного чтения; коммуникативно-диалоговой деятельности, деятельностного подхода в обучении, развитие навыков контроля и самоконтроля, здоровьясбережения.

Учебно-информационное и техническое обеспечение: учебник, портреты, слайды по теме урока, видеоролики, иллюстрации, музыка, приложение облако слов, Kahoot!










Х О Д У Р О К А

Организационный момент

-Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас приветствовать в нашей галерей. Проходите, осмотритесь и займите свои места.

Лингвистическая разминка

Выполняем задания в ноутбуках. Вам надо разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока.

  1. Особая форма глагола, обозначающий признак действия (Причастие)

  2. Нормы произношения и ударения (Орфоэпия)

  3. Форма общения людей. Бывает устная и письменная (Речь)

  4. Группа предложений, объединённых одной мыслью и темой (Текст)

  5. Меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман (Рассказ)

  6. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов (Метафора)

  7. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительным (Тире)



1










2










3





4






5









6









7






Получилось слово портрет. Что станет предметом нашего сегодняшнего разговора? Попытайтесь сформулировать тему урока.

Портрет. Описание внешности человека

Какие задачи мы сегодня перед собой поставим?

В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность, умение описывать внешность человека, отмечать его индивидуальные особенности?

-найти пропавшего человека

-описать своего друга или подругу кому-то;

-научиться писать сочинение-описание внешности человека

Сегодня речь пойдёт о внешности. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение. Сегодня на уроке мы будем учиться находить главное и неповторимое в облике человека и описывать свои наблюдения

Для создания портрета художник пользуется краской, а писатель слова. И мы сегодня попробуем создать портрет словами, опираясь на план и конечно же нарисовать портрет.

- Прочитайте самостоятельно мудрые изречения. Выберете одно из них. Объясните, как вы понимаете его смысл.

- Что связывает данные пословицы, поговорки, высказывания писателей? Внешний облик связан с внутренним содержанием человека

  1. Коль очи светятся, душа чиста.

  2. Добрая душа лучше красоты.

  3. Красота человека - в его сердце.

  4. Что в сердце варится, на лице не утаится.

  5. Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней. (В. Гюго)

  6. Есть лица, которые кажутся переводом с музыки или с поэзии на человеческие сердца. (Сенкевич)

Встречают по одёжке – провожают по уму. Первое впечатление о человеке создаётся по внешнему виду. При этом мы должны помнить, что важна суть человека, а не только наружность.

Посмотри вокруг, вы наверно заметили, что в классе очень много картин. Представьте, что мы находимся в портретном зале художественного музея. Перед вами портреты художников. А сейчас мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею.

Перед вами облако слов, какие слова нам сегодня встретятся на уроке? Познакомимся со значением слов.

Словарная работа

Само слово портрет происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

Портрет — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. («Словарь литературоведческих терминов»)

Портрет — произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). («Энциклопедический словарь юного художника»)

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Жест – телодвижение, выражающее яркий всплеск эмоций.

Поза – положение тела, выразительный язык тела.

- Вспомните урок изобразительного искусства. Каким бывает портрет?

(Погрудный, по пояс, во весь рост)

- О чем может рассказать портрет?

(о возрасте, о видах занятия, о национальности человека, о его характере, статусе, о времени, в котором жил изображенный человек.)

- На этом портрете художник, он вам знаком назовите кто изображен (М.Ю.Лермонтов) Правильно это Лермонтов, он написал самого себя. Как называется такой портрет?

(автопортрет)

Жанр портрета появился еще в Древнем Египте и является, пожалуй, одним из самых древних жанров живописи. И это неудивительно, люди всегда стремились изобразить себя, и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека. -Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.

Задание № 1

Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд»:

бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.

Физкультминутка

Перед вами портрет Валентина Серова "Девочка с персиками" который находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана в 1887. Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на нее и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет эта картина, Серов не знал.

Откройте учебник страницу и внимательно рассмотрите картину. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Я - корректор». Вам необходимо внести исправления в текст в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.

Девочка с персиками

Передо мной работа В.Серова

« Девочка с персиками».

Девочка была₁ застигнута₂ художником в минуту покоя. На ней была розовая кофта, вокруг₃ шеи был повязан чёрный бант. Она₁ словно застыла. Верочка Мамонтова – девочка лет двенадцати. Она₁ кареглазая, с правильным овалом лица. В глазах затаился смех. Волосы у неё коричневые₄. Руки беспокойно лежат₅ на столе.

Этому движению₆ подчиняется и характер девочки, непоседливой, переменчивой, подвижной.

1.Нужно перестроить предложение так, чтобы избавиться от повторения слов она, была.

Лучше строить описание в настоящем времени.

2.Это слово здесь не подходит.

3.Разве бант повязывают вокруг шеи?

4.Могут ли волосы быть коричневыми?

5.Могут ли руки  « лежать беспокойно»?

6.Какому движению?

Проверка задания

А легко ли описать внешность человека? Давайте попробуем.

Игра «Угадай моего одноклассника».

Опишите устно вашего одноклассника. Будьте наблюдательны, постарайтесь отыскать самое яркое, особенное, индивидуальное. Сделаем мы это в форме игры.

- Кто хочет быть водящим? (Выбираем, водящий выходит)

– Кого загадаем? (Учащиеся загадывают одноклассника.).

– Водящий будет вам задавать вопросы, на которые вы должны отвечать только «да» или «нет»

Объяснение правил игры водящему:

– Тебе необходимо отгадать одноклассника (одноклассницу) по внешним признакам. Чтобы справиться с этим заданием, необходимо задать вопросы, включающие описание одноклассника (одноклассницы). Но так поставить вопросы, чтобы ответы на них могли быть «да» или «нет».

Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы прочитать вам высказывание выдающегося русского философа А.Ф. Лосева.

«…Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом».

Ребята, мы с вами сегодня много говорили о лице, о глазах человека, а как вы думаете, что может сделать любое лицо милым и привлекательным?

-Конечно. улыбка! Давайте улыбнёмся друг другу.

Рефлексия

А сейчас перейдите в программу Kahoot!. Введите код, который видите на слайде. Выполняем тест.

Результаты теста на слайде.

Мы достигли поставленных в начале урока целей? Нелегко сразу создать текст-описание человека. На следующих уроках мы будем этому учиться.

Домашнее задание

Ребята, дома вы продолжите работу описания своего одноклассника, напишите сочинение – миниатюру, используя карточки-подсказки. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!