СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 7 класс»

Сачьян Н.С.

Литература 7 а, б

_.__.2021 №9

Тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Цель урока: сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры и неиссякающем источнике, питающем русскую классическую литературу; развивать   читательскую культуры учащихся.

Задачи урока:

образовательные

обучить устному высказыванию, совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное, формировать навыки исследовательской деятельности

воспитательные

развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника

способствовать формированию   морально-нравственных ценностей в вопросе семьи,

воспитывать нравственные качества: преданность, верность, любовь

развивающие

формировать логическое мышление, речь, способности учащихся

Планируемые результаты:

1. Личностные:

1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

2. Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1.Поисковое чтение и структурирование текста.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной.

3. Смысловое чтение. с установлением причинно-следственных связей.

4.Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

- регулятивные:

1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.

2.Самостоятельный контроль своего времени.

3.Принятие решений в проблемной ситуации.

4.Развитие навыков самооценки и осуществление взаимоконтроля

- коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств

3. Предметные:

1. Навыки анализа текста.

2. Умение понимать и формулировать тему, идею.

3. Умение характеризовать образы героев произведения, владения терминологией

4. Подбор цитат.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: учебник, презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Ребята! Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы, которая была поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. В жизни Петра и Февронии воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

- А на ваш взгляд, ребята, что самое главное в человеке, в человеческой душе? Какие качества должны преобладать в человеке, чтобы он жил всегда со спокойной совестью? (порядочность, великодушие, честность, верность, любовь..)

- А качества, которые вы перечислили, временные, присущие какой-то отдельной эпохе, или это вечное, нетленное?

-Я надеюсь, сегодня мы найдем ответ на наши размышления в древности, ведь древнерусская литература существует с 10 века.

- Сегодня на уроке мы прикоснемся к произведению Древней Руси-жемчужине древнерусской литературы.

-Послушайте, пожалуйста, церковное песнопение? Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Чьи образы вы себе представляете? (образы людей, которые всю свою жизнь посвятили служению богу и человечеству, забывали о себе, заботились о других и всегда помогали нуждающимся)

- Как называют таких людей? (святыми)

- Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Можем ли мы причислить героев древнерусского произведения к святым? Почему? Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.

3. Работа по теме урока.

При подготовке к этому уроку вы провели большую работу: прочитали большое количество литературы, знакомились с историей появления произведения. И сегодня мы с удовольствием послушаем вас.

Итак, первое слово «историкам».


16 век-это время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. Это эпоха назревающих перемен, когда начинается поворот от культуры церковной, каковой она была вот уже на протяжении 6 веков, к литературе мирской. В это время активно развиваются повествовательный стиль в произведениях, иллюстративность, интерес к жизненным перипетиям, изображение характеров. С другой стороны, это период, когда Церковь особенно сильно настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях, с обмирщением в литературе.

В данном контексте происходит широкое распространение житий и хроник, что приводит к необходимости установить правила для новых форм произведений. Под руководством митрополита Макария составляется обширное – 12огромных  томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи». В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви.

Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.




В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но чаще всего прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации ,т.е. причисления к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения


-А теперь слово предоставляем нашим «литературоведам», потому что им тоже есть, что рассказать нам. А основные моменты выступлений наших «литературоведов» мы оформим в форме таблицы.


Признаки сказки

Черты жития

Элементы повести






Итак, Повесть о Петре и Февронии написана Еромолаем Еразмом по заказу митрополита Макария для включения в «Великие Четьи-Минеи» как житие о муромских святых, но... включено не было, и на то были весьма веские основания. При этом митрополит разрешил переписать данное произведение отдельно, сохранив за Повестью право быть отнесенной к жанру агиографии (жития).

Возникает вопрос: почему митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи- Минеи»?   Каковы особенности жанра данного произведения?


Наша первая точка зрения: произведение фольклора имеет много общего со сказкой.

Сказка - фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», можно выявить следующие признаки сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается сказочным событием:к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая - на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо ,когда дом без ушей, а горница без очей».

6.Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

7.Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» и др.


Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.




Наша вторая точка зрения: «Повесть…» можно рассматривать как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

В ходе исследования мы выявили следующие черты житийного жанра.

1.Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

4.Чудеса, которые творят герои (Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

5.Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал - классический образец жития).


И поледнее, в произведении присутствуют элементы исторической повести.

Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования отметили следующие жанровые особенности:

1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести - реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой.

3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность крестьянки.

5.Тема социального неравенства.

6.Идея произведения – любовь – это великое, всепобеждающее чувство.


Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.


- Итак, как же мы с вами определим жанр произведения? «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?


-Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.


4. Актуализация знаний.


4.1

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение  справедливой княжеской власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

- Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

- Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через слуг).

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

- А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии? ( Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).

-В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?  Каковы заветы литературы Древней Руси?

-Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

- Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея повести.

4.2

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?(2-3 предложения)


4.3

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.


5.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «Какие смейные ценности актуальны в наше время?»


6. Рефлексия.

- Чем запомнился вам сегодняшний урок?

- Чем обогатила вас история  Петра и Февронии?

- О каких вечных темах мы говорили сегодня?

- Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!