Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели: Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
ЦЕЛИ УРОКА:
Формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных. Закреплять умение различать падежи и склонения существительных.
Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом рассуждения, логическое мышление, творческие способности учащихся.
Воспитывать уважение к профессии юриста.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, тестовые задания, карточки со словами, музыкальное сопровождение для физминутки, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Ребята, что вы ждете сегодня от урока русского языка?
А вот чего жду от вас я.
Думать – интенсивно!
Работать – оперативно!
Если спорить – доказательно!
Отвечать всем - обязательно!
Повторение.
И начнём мы наш урок с загадки.
1) Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. (Имя существительное)
- Вспомним, что мы знаем об имени существительном?
Составление кластера.
Кластер поможет нам выполнить морфологический разбор имени существительного, т.е. разобрать имя существительное как часть речи.
У кота – сущ., у кого?, н.ф. – кот, нариц., одуш., м.р., 2 скл., Р.п, ед.ч., вт.чл.
3. Словарная работа
- Ну а теперь отправляемся в город Имен существительных. В этом городе есть свои законы, которые все должны соблюдать. Какой самый главный закон в этом городе? (Грамотное письмо. )
И вот вам первая грамматическая задача.
- На какие группы мы можем разделить слова с пропущенными орфограммами? (Проверяемые безударные и непроверяемые безударные гласные.).
Инж..нер, б…гаж, к…мбайн, к…рабль, б…седа, …вца, на ветк…, в воздух…, на лошад…, в пустын…, от бабушк…, по улиц…
-Запишите словарные слова самостоятельно, вставьте пропущенные буквы. (Проверка)
-Вторую группу слов напишем с комментированием у доски.
Как вы думаете, какие задачи нам придется решать на сегодняшнем уроке?
Постановка темы и целей урока.
Актуализация знаний.
А чтобы было интереснее, предлагаю вам провести урок в виде судебного заседания. Может кто-то из вас захочет стать юристом.
(Учитель "превращается" в судью - надевает мантию и судейскую шапочку)
- И так! Прошу всех встать! Суд идет!
- Оглашаю состав суда:
Главный судья - Учитель (Ермакова Наталья Анатольевна)
Адвокат - сильный ученик (Милёхин Даниил)
Прокурор - сильный ученик (Пазизин Денис)
Свидетели - учащиеся 4- а класса.
- Открытое судебное заседание начинается! Прошу всех сесть!
Работа по теме урока.
Игра «Объясни ошибки»
Главный судья.
В наш суд поступило исковое заявление от гражданина Грамматейкина на безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 - го склонения - гласные буквы - И, Е. Они обвиняются в том, что пишутся не так, как слышатся, тем самым вводят граждан в заблуждение.
- Так гражданин Грамматейкин, выполняя домашнюю работу,
(Стр. 126 упр. 238. Учебник В.П. Канакиной 4 класс, 1 часть), не справился с заданием, т. к. гласные буквы И, Е, не хотели занимать положенные им места. Предоставляю суду вещественные доказательства: тетрадь ученика. Прошу суд разобраться в данном вопросе и вынести справедливое решение.
Главный судья
- Свидетели, прошу дать ваши показания. В какой части слова допущены ошибки? Свидетели, что необходимо знать, чтобы верно написать окончания имен существительных? (Склонение и падеж имени существительного. Вспомнить окончание имён существительных. )
- Прошу свидетелей объяснить ошибки, допущенные Грамматейкиным при выполнении домашнего задания. (Объяснение учеников).
- Спасибо. Надеюсь, ваши показания помогут нам разобраться в этом запутанном деле.
2) Тест
Прокурор.
- Вот видите, как сложно разобраться где И? где Е?
Адвокат.
- Предлагаю проверить правдивость свидетелей на детекторе лжи.
(На доске тест «Определение безударных окончаний имен существительных». "Свидетели" поочередно объясняют написание слов, используя алгоритм рассуждения.
а) Определяем склонение существительного;
б) Определяем падеж существительного;
в) Выбираем соответствующее окончание. )
Из деревн. . , без дорог. . , по дорог. . , от подруг. . , к подруг. . , на берёз. , в машин. . , на кроват. . , к площад. . , из тетрад. . , у лошад. . , в бан.
3)Самостоятельная работа.
- Прошу свидетелей заполнить карточки свидетельских показаний, а прокурора и адвоката проследить за правильностью их заполнения.
("Свидетели" заполняют карточки)
Проверка правильности заполнения тестовых заданий.
- Спасибо, свидетели! Вы дали правдивые показания.
6.Физминутка
7. Работа с учебником.
Адвокат.
- Я думаю, что гласные И, Е совершенно не виновны, просто надо уметь определять склонения и падеж имен существительных, а еще знать падежные окончания.
Прокурор.
- Я с вами не согласен! Предлагаю свидетелям еще раз дать показания в пользу подсудимых.
Главный судья
- Хорошо! Я согласна.
С. 127 упр. 239 (работа у доски с объяснением)
8. Творческая работа.
- Составьте предложение, используя данные словосочетания.
- Запишите это предложение.
9. Итог урока.
Главный судья
- Благодарю свидетелей за правдивые показания. Спасибо прокурору и адвокату.
- Прошу всех встать!
Оглашаю решение суда.
На основании выше представленных свидетельских показаний и принимая во внимание непреднамеренное введение в заблуждение гражданина Грамматейкина, оправдать гласные И, Е.!
- Желаю всем участникам урока быть внимательными, хорошо знать правила, подружиться с гласными. И, Е и всегда писать красиво и грамотно!
9. Рефлексия.
-Наш урок подошёл к концу.
-Как вы считаете, со всеми поставленными задачами вы справились?
- Обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.
- Где вы будете применять полученные знания?
Падежи | Вопросы | Окончания |
1 скл | 2 скл | 3 скл |
Р.п. | кого? чего? | | | |
Д.п. | кому? чему? | | | |
П.п. | о ком? о чём? | | | |
ПРИТЧА
Трое рабочих выполняли одинаковую работу, носили тяжелые камни. К ним подошел мудрец .
Он спросил первого. Самого грустного –Что ты делаешь?
- Разве не видишь, я таскаю тяжелые камни.
Второй имел серьезный и сосредоточенный вид. Мудрец и его спросил: «А ты что делаешь?» И тот ответил: «Я зарабатываю деньги для своей семьи» А третий выглядел счастливым. Мудрец спросил и его: «А что делаешь ты?» И тот ответил: «Я строю храм!»
А теперь я обращаюсь к вам, ребята, Кто из вас просто добросовестно выполнял все задания на уроке?
А кому наш урок доставил удовольствие и он с радостью строил храм знаний.
Большое всем спасибо за работу на уроке.