СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в виде судебного заседания. Урок интересен разнообразными формами работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"»



Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ



Цели: Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

ЦЕЛИ УРОКА:

Формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных. Закреплять умение различать падежи и склонения существительных.

Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом рассуждения, логическое мышление, творческие способности учащихся.

Воспитывать уважение к профессии юриста.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, тестовые задания, карточки со словами, музыкальное сопровождение для физминутки, презентация.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Ребята, что вы ждете сегодня от урока русского языка?

А вот чего жду от вас я.



 Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Если спорить – доказательно!

Отвечать всем - обязательно!

  1. Повторение.

И начнём мы наш урок с загадки.

1) Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (Имя существительное)

- Вспомним, что мы знаем об имени существительном?

Составление кластера.

Кластер поможет нам выполнить морфологический разбор имени существительного, т.е. разобрать имя существительное как часть речи.

У кота – сущ., у кого?, н.ф. – кот, нариц., одуш., м.р., 2 скл., Р.п, ед.ч., вт.чл.

3. Словарная работа 

 - Ну а теперь отправляемся в город Имен существительных. В этом городе есть свои законы, которые все должны соблюдать. Какой самый главный закон в этом городе? (Грамотное письмо. )

И вот вам первая грамматическая задача.

- На какие группы мы можем разделить слова с пропущенными орфограммами? (Проверяемые безударные и непроверяемые безударные гласные.).

Инж..нер, б…гаж, к…мбайн, к…рабль, б…седа, …вца, на ветк…, в воздух…, на лошад…, в пустын…, от бабушк…, по улиц…

-Запишите словарные слова самостоятельно, вставьте пропущенные буквы. (Проверка)

-Вторую группу слов напишем с комментированием у доски.

Как вы думаете, какие задачи нам придется решать на сегодняшнем уроке?

  1. Постановка темы и целей урока.

  2. Актуализация знаний.

А чтобы было интереснее, предлагаю вам провести урок в виде судебного заседания. Может кто-то из вас захочет стать юристом.



(Учитель "превращается" в судью - надевает мантию и судейскую шапочку)

 - И так! Прошу всех встать! Суд идет!

 - Оглашаю состав суда:

Главный судья - Учитель (Ермакова Наталья Анатольевна)

Адвокат - сильный ученик (Милёхин Даниил)

Прокурор - сильный ученик (Пазизин Денис)

Свидетели - учащиеся 4- а класса.

 - Открытое судебное заседание начинается! Прошу всех сесть!

  1. Работа по теме урока.

  1. Игра «Объясни ошибки»

Главный судья.

В наш суд поступило исковое заявление от гражданина Грамматейкина на безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 - го склонения - гласные буквы - И, Е. Они обвиняются в том, что пишутся не так, как слышатся, тем самым вводят граждан в заблуждение.

 - Так гражданин Грамматейкин, выполняя домашнюю работу,

(Стр. 126 упр. 238. Учебник В.П. Канакиной 4 класс, 1 часть), не справился с заданием, т. к. гласные буквы И, Е, не хотели занимать положенные им места. Предоставляю суду вещественные доказательства: тетрадь ученика. Прошу суд разобраться в данном вопросе и вынести справедливое решение.

Главный судья

 - Свидетели, прошу дать ваши показания. В какой части слова допущены ошибки? Свидетели, что необходимо знать, чтобы верно написать окончания имен существительных? (Склонение и падеж имени существительного. Вспомнить окончание имён существительных. )

 

 - Прошу свидетелей объяснить ошибки, допущенные Грамматейкиным при выполнении домашнего задания. (Объяснение учеников).

 - Спасибо. Надеюсь, ваши показания помогут нам разобраться в этом запутанном деле.

2) Тест

Прокурор.

 - Вот видите, как сложно разобраться где И? где Е?

Адвокат.

 - Предлагаю проверить правдивость свидетелей на детекторе лжи.

(На доске тест «Определение безударных окончаний имен существительных». "Свидетели" поочередно объясняют написание слов, используя алгоритм рассуждения.

а) Определяем склонение существительного;

б) Определяем падеж существительного;

в) Выбираем соответствующее окончание. )

Из деревн. . , без дорог. . , по дорог. . , от подруг. . , к подруг. . , на берёз. , в машин. . , на кроват. . , к площад. . , из тетрад. . , у лошад. . , в бан.

3)Самостоятельная работа.

 - Прошу свидетелей заполнить карточки свидетельских показаний, а прокурора и адвоката проследить за правильностью их заполнения.

("Свидетели" заполняют карточки)

Проверка правильности заполнения тестовых заданий.

 - Спасибо, свидетели! Вы дали правдивые показания.

6.Физминутка



7. Работа с учебником.

Адвокат.

- Я думаю, что гласные И, Е совершенно не виновны, просто надо уметь определять склонения и падеж имен существительных, а еще знать падежные окончания.

Прокурор.

- Я с вами не согласен! Предлагаю свидетелям еще раз дать показания в пользу подсудимых.

Главный судья

- Хорошо! Я согласна.

С. 127 упр. 239 (работа у доски с объяснением)



8. Творческая работа.

- Составьте предложение, используя данные словосочетания.

- Запишите это предложение.





9. Итог урока.

Главный судья

- Благодарю свидетелей за правдивые показания. Спасибо прокурору и адвокату.

- Прошу всех встать!

Оглашаю решение суда.

На основании выше представленных свидетельских показаний и принимая во внимание непреднамеренное введение в заблуждение гражданина Грамматейкина, оправдать гласные И, Е.!

- Желаю всем участникам урока быть внимательными, хорошо знать правила, подружиться с гласными. ИЕ и всегда писать красиво и грамотно!

9. Рефлексия.

-Наш урок подошёл к концу.

-Как вы считаете, со всеми поставленными задачами вы справились?

- Обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.

- Где вы будете применять полученные знания?



Падежи

Вопросы

Окончания

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

кого? чего?




Д.п.

кому? чему?




П.п.

о ком? о чём?


















ПРИТЧА

Трое рабочих выполняли одинаковую работу, носили тяжелые камни. К ним подошел мудрец .

Он спросил первого. Самого грустного –Что ты делаешь?

- Разве не видишь, я таскаю тяжелые камни.

Второй имел серьезный и сосредоточенный вид. Мудрец и его спросил: «А ты что делаешь?» И тот ответил: «Я зарабатываю деньги для своей семьи» А третий выглядел счастливым. Мудрец спросил и его: «А что делаешь ты?» И тот ответил: «Я строю храм!»

А теперь я обращаюсь к вам, ребята, Кто из вас просто добросовестно выполнял все задания на уроке?
А кому наш урок доставил удовольствие и он с радостью строил храм знаний.



Большое всем спасибо за работу на уроке.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!