СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание суффиксов существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

повторить правописание суффиксов имен существительных, закрепить на практике.

Задачи:                                                                                                                       

предметные:

обеспечить усвоение знаний по теме «Правописание суффиксов имен существительных»; обеспечить овладение умениями грамотной речи;

метапредметные:

развивать письменную и устную речь; образное и логическое мышление; развивать творческий потенциал учащихся; чувство языка и языковую память; развивать речевую культуру учащихся;

личностные:

воспитывать любовь к русскому языку и культуру речи; формировать интерес к русской орфографии, лексике, грамматике.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание суффиксов существительных"»

Урок № 61

10А от 11.02.

10Б от 11.02.

10В от 11.02.

2020

Тема

Правописание суффиксов существительных

Цель урока:

повторить правописание суффиксов имен существительных, закрепить на практике.

Задачи:

предметные:

обеспечить усвоение знаний по теме «Правописание суффиксов имен существительных»; обеспечить овладение умениями грамотной речи;

метапредметные:

развивать письменную и устную речь; образное и логическое мышление; развивать творческий потенциал учащихся; чувство языка и языковую память; развивать речевую культуру учащихся;

личностные:

воспитывать любовь к русскому языку и культуру речи; формировать интерес к русской орфографии, лексике, грамматике.

Тип урока: повторение.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Проверить наличие упражнения 122.

  2. Написание теста по прошлой теме (приложение).

Демонстрация работ и написание теста.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Начать урок сегодня я хочу словами лингвиста Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».

А вы согласны с мнением ученого?

Язык – это система, имеющая четкую структуру или же нет?


Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Провести диагностический тест по теме.

3 3 1 4 1 4 2 3 1 4

Выполняют на листочках

  1. Работа над темой урока

Усвоение новой темы.

Учитель. Правила написания этих суффиксов вам необходимо знать и для успешного выполнения заданий ЦТ. Как вы думаете, все суффиксы в этих словах выполняют одинаковую функцию?

Ученик. Нет, некоторые из них изменяют лексическое значение слова, например, Казань – казанец. А некоторые лишь вносят дополнительные оттенки значения, например, уменьшительно-ласкательного: горох – горошек, заяц – зайчик.

Учитель. Вот об этих суффиксах и поговорим. Первое задание вам будет такое:

образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов –ек- , -ик-, -чик-.

Приведите несколько примеров.

Ученик. Замочек, ключик, стульчик…

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему правописание слов с этими суффиксами может вызвать затруднение?

Ученик. Суффиксы безударные, поэтому, чтобы правильно писать, нужно вспомнить правило.

Ученик. «Если при изменении слова суффикс выпадает, то пишем букву Е, а если сохраняется, то пишем букву И».

Учитель. Перед вами слова , образуйте от них новые с помощью суффиксов –ек- или –ик- и дополните своими примерами.

Пряник, калач, палец, ларец, горох, лист, листок, карандаш, кот, лоб, рот, ящик, дождь, дождик, стол, цвет, мост, ёж, орех, хвост, платок, замок, заяц, барабан, стул.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. А как вы думаете, с какой целью я приготовила вам следующую карточку Пуш…к, друж…к, горош…к, ореш…к, снеж…к, круж…к, замоч…к, ящич…к, внуч…к, флаж…к, старич…к, петуш…к, платоч…к, сыноч…к, звоноч…к, кусоч…к, меш…к, душ…к, порож…к, щелч…к.

Ученик. Здесь даны слова, корни которых заканчиваются на шипящие.

Учитель. Сформулируйте правило.

Ученик. «После шипящих под ударением пишется О, в безударном положении -Е»

Учитель. Молодцы! А теперь следующая пара суффиксов –ец- и –иц-. Попробуйте сами привести примеры слов с этими суффиксами и сформулируйте правило.

Ученики.« В существительных мужского рода пишется суффикс –ец-, а в существительных женского рода – суффикс –иц-»

Учитель. Даны слова мужского рода с суффиксом –ец-.

Братец, борец, красавец, бакинец, волгоградец, хлебец, гребец, молодец, храбрец, рассказец, хитрец, пловец, чтец, гвардеец, горец, посланец, испанец, суворовец, жнец, столбец, кореец, гордец, казанец, лжец

Сгруппируйте их по значениям:

  • уменьшительно – ласкательное;

  • название лица по действию;

  • название лица по признаку;

  • название лица по месту жительства и по национальности;

  • название лица по принадлежности к какой- либо организации или учебному заведению.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. « И швец, и жнец, и на дуде игрец» – о каком человеке эта поговорка?

Ученик. О человеке, который умеет всё.

Учитель. Вспомните синонимичный фразеологизм.

Ученик. «Мастер на все руки».

Учитель. Приведите примеры существительных женского рода с суффиксом –иц-.

Ученики. Красавица, луковица, метелица, лужица, рукавица, книжица, рожица.

Учитель. Папа-кормилец, мама – кормилица.

Ваня – красавец, Таня –красавица.

Коля – молодец, а Оля?

Ученик. Оля тоже молодец.

Учитель. Нельзя ли по аналогии образовать существительное «молодица»? Существует ли такое слово в русском языке вообще?

Ученик. Да, существует, только у него другое лексическое значение. Я затрудняюсь его точно определить.

Учитель. Вспомните :

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла…»

Кто это и откуда?

Ученик. Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Учитель. Подберите синонимы к слову «молодица» .

Ученики. Невестка, сноха, молодуха, невеста.

Учитель. Какая характерная особенность у этих слов?

Ученик. Они относятся к разговорному стилю?

Учитель. Какая неточность была допущена при подборе синонимов?

Ученик. «Невеста» и «невестка» не являются синонимами.

Учитель. Докажите, пожалуйста. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Ученик. Невеста – это девушка на выданье или просто молодая девушка. А невесткой называют родственники мужа замужнюю женщину.

Учитель. Молодцы! Теперь обратите внимание на слова «молодЕц» и « мОлодец». Одинакового ли они значения? Можете заглянуть в словарь.

Ученики. МОлодец – в народной словесности удалец, храбрец,

молодЕц –молодой человек, сильный, крепкого сложения. Или выражение похвалы. Например, « Он (она) у нас молодец».

Учитель. В каких формах эти существительные различаются не только произношением, но и написанием? Употребите их в предложениях.

Ученики. Молодцем –молодцом, молодцев – молодцов. Ты выглядишь молодцом. Встретилась красная девица с добрым молодцем (записывают в тетрадь).

Учитель. А ведь суффиксы –ец- и – иц- встречаются и в существительных среднего рода. Обратите внимание на следующий слайд.

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.


Прочитайте вслух и сформулируйте правило.

Ученик. «Если ударение падает на окончание, то пишем букву Е, а если на основу – то пишем букву И».

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.

Учитель. Придумайте несколько предложений с этими существительными.


Физкультминутка - упражнение для глаз


Учитель. Следующая пара суффиксов, требующих знания определенных правил, - это суффиксы –инк-, -енк -, а также –онк-. -Инк - это сочетание двух суффиксов:

- ин- и –к-, встречается в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин-

Образуйте новые слова от существительных соломина, горошина, перекладина, виноградина, жемчужина, изюмина, завалина, проталина, прогалина, бисерина, балясина.

Учитель. Кто больше? Запишите столбиком слова, которые заканчиваются на –ня.

Ученики записывают.

Теперь поставьте их в форму множественного числа (ставят), дальше в форму родительного падежа (ставят). А теперь прибавьте уменьшительно-ласкательный суффикс –к-. Что получилось?

Песня – песни – песен – песенка//Башня – башни - башен – башенка

Пашня – пашни – пашен – пашенка//Черешня – черешни – черешен - черешенка

Спальня – спальни – спален – спаленка//Конюшня – конюшни – конюшен - конюшенка

Но дыня – дыни – дынь – дынька//Деревня – деревни – деревень - деревенька

Няня – няни – нянь – нянька//Барыня – барыни – барынь – барынька .

Учитель. Почему слова пашЕНКа и ПашЕНЬКа пишутся по- разному?

Ученик. Слово «пашенка» образовалось путём присоединения суффикса –к- к существительному множественного числа родительного падежа «пашен», а слово «Пашенька» - уменьшительно-ласкательная форма от имени «Паша» с суффиксом

- еньк-.

Учитель. Вот мы и подошли вплотную к суффиксам –еньк- и – оньк-, -онк- и –ёнк-. Поработаем в группах: 1 группа – привести примеры существительных с суффиксом –еньк-, 2 группа - -оньк-, 3 группа - -онк-, 4 группа - -ёнк-; сформулировать правило.

Учащиеся работают в группах, формулируют правила.

Ответы учащихся.

Учитель. А теперь проверьте себя по опорной таблице

Суффикс - ЕНЬК- пишется после шипящих и мягких согласных (тётЕНЬКа, СашЕНЬКа), а также в словах мамЕНЬКа, папЕНЬКа , хотя слова «мама», «папа» с твердой основой.

В существительных с твердой основой пишется суффикс -ОНЬК-: берёзОНЬКа, липОНЬКа, лисОНЬКа.

Суффикс –ОНК- (-ЁНК-) имеет пренебрежительный оттенок: девчОНКа, клячОНКа, шубЁНКа, речОНКа.

В существительных, обозначающих лиц женского пола, пишется суффикс

-ЕНК- : нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа, черкешЕНКа, бежЕНКа, нежЕНКа, а также в слове лесЕНКа.

Нужно запомнить правописание слов паинька, заинька, баиньки.

Учитель. На все ли правила вы сумели подобрать примеры, или на какие-то из них вы впервые обратили внимание? Запомните их и применяйте на своей практике.

Учитель. Осталась ещё одна пара суффиксов -ечк и –ичк-.

Посмотрите примеры на доске:

Нянька- нянек- нянЕЧКа //Лейка- леек – леЕЧКа

Печка- печек- печЕЧКа//Окошко- окошек- окошЕЧКо//Ваня- ВанЕЧКа//Оля- ОлЕЧКа

Аня- АнЕЧКа//Маня – Манечка //Время- времЕЧКо//Имя- имЕЧКо

Семя- семЕЧКо//Темя- темЕЧКо//Лестница- лестнИЧКа//Синица- синИЧКа

Пуговица- пуговИЧКа//Ножницы- ножнИЧКи//Луковица- луковИЧКа

Рукавица- рукавИЧКа

Как прозвучит правило?

Ученики отвечают и проверяют

«Суффикс – ЕЧК - пишется в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в родительном падеже множественного числа суффикс –ЕК- с беглым Е; в существительных среднего рода на – МЯ, а также в ласкательных собственных именах женского и мужского рода. А суффикс - ИЧК - пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом –ИЦ» (

4.Закрепление умений и навыков.


Учитель. Вот это были те правила правописания букв Е и И в суффиксах имен существительных, которые понадобятся вам при выполнении задания ЦТ. Мне понравилось, как вы работали. Молодцы! Кстати, в продолжение урока я несколько раз похвалила вас именно этим словом. А какое ещё слово употребляется в этом же значении?

Ученик. Умницы.

Учитель. Маша у нас, конечно же, умница. А Саша, значит, умник?

Ученик. Саша тоже умница.

Учитель. Как называются такие существительные?

Ученик. Это существительные общего рода. Например, молодчина, работяга, задира, плакса и другие.

Учитель. А чем вам не нравится слово «умник»?

Ученик. Оно имеет пренебрежительный или иронический оттенок значения: «Ну ты и умник!»

Учитель. А теперь давайте потренируемся в написании существительных с различными суффиксами. Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах:

Спал…нка, врем…чко, син…чка, горош…нка, ружь…цо, Тан…чка, солом…нка, изюм…нка, пальт…цо, кресл…це, завал…нка, письм…цо, мам…нька, луков…ца, за…нька, блюд…чко, луков…чка, горош…к, ящич…к, свин…нка, метел…ца, тет…нька, звоноч…к, рукав…чка, зайч…к, монаш…нка, баш…нка, царап…нка, макарон…нка, часов…нка, плать…це.

Проверьте себя

Спаленка, времечко, синичка, горошинка, ружьецо, Танечка, соломинка, изюминка, пальтецо, креслице, завалинка, письмецо, маменька, луковица, заинька, блюдечко, луковичка, горошек, ящичек, свининка, метелица, тетенька, звоночек, рукавичка, зайчик, монашенка, башенка, царапинка, макаронинка, часовенка, платьице.

  1. Физминутка

Разминка для спины и рук.

Разминка.

  1. Рефлексия

Завершить урок я хотела бы словами поэта Сабира Абдуллы:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Составить кластер по теме с примерами.

Запись в дневник.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!