СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Предлог как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе «Предлог как часть речи»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Предлог как часть речи»»

Последовательность

  1. Дата проведения урока:

  2. Тема урока: «Предлог как часть речи»

  3. Тип урока: объяснение нового материала

  4. Цели урока:

- познавательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.

- воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

- развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся.

5. Форма проведения урока: урок-беседа

6. Методы и приемы: слово учителя, беседа, повторение изученного ранее, приём устного опроса, коллективная учебная деятельность, работа с учебником.

7. Использованная литература:

1.Учебник. Русский язык: 7 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Москва. Просвещение. 2012г.

2.В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Теория. 5-9 классы - М,2004.

3. Г.А. Богданова, Л.М. Уроки русского языка в 7 классе – М,2011.

9. План урока с дозированием времени:

1) Орг.момент (1 мин.)

2) Проверка домашнего задания (4 мин.)

3) Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

5) Объяснение нового материала (15 мин.)

6) Закрепление нового материла (13 мин.)

7) Итоги урока (выставление оценок) (2 мин)

8) Домашнее задание (2 мин.)

  1. План урока с дозированием времени



п/п

Время этапов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1 мин.

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь

Готовятся к уроку

2

5 мин

Проверка домашнего задания

Что мы проходили на прошлом уроке?


Что вам было задано на дом?


Вспомним определение категории состояния.





Вспомним определения наречия.











Хорошо, молодцы.

На прошлом уроке мы проходили самостоятельные и служебные части речи.

Повторить тему «Категория состояния» и «Наречие»

Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека)

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы: как? Когда? С какой целью? Где? Куда? Зачем? В какой степени? И др.

Наречия не изменяются

У них нет окончания

В предложении чаще всего бывают обстоятельствами

3

3 мин

Актуализация знаний учащихся

Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?






На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?


Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?















Молодцы.

12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы.

Самостоятельные и служебные



Самостоятельные части речи:

1) есть лексическое и грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно.

Служебные части речи:

1) нет лексического и грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами предложения;

4) не употребляются без самостоятельной части речи


5

15 мин

Объяснение нового материала

В преддверии предстоящего праздника мы получили на свой сотовый телефон смс-сообщение: «Поздравляем праздником! Желаем Вам счастья жизни День защитников Отчизны»

Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены?

Правильно, предлоги, давайте их вставим.



Сформулируйте самостоятельно тему урока

Верно. Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.

Прочитаем правило на стр. 135 и запишем его в словарь. Шамиль, читай.





Запишите это определение в свой словарь.

Предлог - в переводе с греческого обозначает «перед словом». Предлогов немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

Как пишутся предлоги с другими частями речи?

Верно. Открываем страницу 136 и выполняем упражнение 326. Что нам нужно сделать в этом упражнении?





Алсу и Лера выходят к доске, остальные выполняют в тетрадях. Алсу заполняет левый столбик, Лера – правый.

Зависимость каких частей речи выражает предлог?

Перед какими частями речи никогда не бывает предлогов?









Здесь пропущены предлоги.



Поздравляем с праздником!

Желаем Вам счастья в жизни

В День защитников Отчизны!



Предлог как часть речи






Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.














Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Выписать в левый столбик словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным только с помощью окончания, а в правый – те словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным только с помощью окончания и предлога.


Приложение 1.





Существительного, местоимения, числительного


Глагол, деепричастие, наречие

6

12 мин.

Закрепление нового материала

Хорошо. Теперь запишем слова под диктовку в 2 столбика (с предлогами и без предлогов)

по дороге, подальше,

по рассеянности, понесся,

на расстоянии, навеяло,

подо мной, подбросив,

над нами, надписать

при приближении, присоединяя,

за зайцами, запоминаешь



Что у вас получилось?




















Молодцы. Как отличить предлог от приставки?


Работа с текстом

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.





Какой вывод мы можем сделать?

















С предлогами

Без предлогов

по дороге

по рассеянности

на расстоянии

подо мной

над нами

при приближении

за зайцами


запоминаешь

присоединяя

надписать

подбросив

навеяло

понесся

подальше



У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!









Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих. 7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.

Предлоги находятся на службе у местоимений и существительных и употребляются с В.п., Р.п., Тв.п., П.п.


7

4 мин

Итоги урока

(выставление оценок)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?








Хорошо. За работу на уроке следующие оценки. 5…, 4….Сегодня вы хорошо поработали.

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Предлоги употребляются с определенными падежами.


8

2 мин

Домашнее задание


Написать сказку про предлоги на листах А4. Подготовить иллюстрации к сказке.

Урок окончен. До свидания.



Приложение 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!