Тема урока «При желании можно достичь многого»
Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с методами повышения ответственности.
Воспитательная цель урока: воспитывать у них стремление достичь гармонии с самим собой, с окружающим миром.
Развивающая цель урока: развивать в них желание преодолевать свои комплексы.
Оборудование урока, оформление: психологический тренинг, цитаты: «Если живешь на земле, живи, делая добрые дела» Л. Н. Толстой
«Человек превыше всего…» Р. Абакарова
Ход урока:
Организационная часть
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим на тему: «При желании можно достичь многого».
На этот урок мы пригласили школьного психолога.
Проверка домашнего задания
Учитель. Прежде чем приступить к новой теме, мы проверим домашнее задание: нужно было записать мудрые наставления.
Ученица читает.
1. «Здоровайся со старшими, не протягивая первым руки: подожди, пока они это сделают сами».
2. «Не подавай руку, не сняв с нее перчатку».
3. «Не указывая пальцем, сумей показать взглядом то, на что, по-твоему, желательно обратить внимание твоего спутника».
4. «Не смейся, если тебе не смешно, не делай вид, что удивлен, если в действительности это не так».
5. «Невежливо говорить о присутствующих «он» или «она». В разговоре надо называть имя того, о ком идет речь».
III. Изучение нового материала
Учитель. Хорошо, вы справились с домашним заданием: выучили слова мудрецов. Не забудьте, какую роль играют они в формировании добрых, воспитанных, жизнерадостных людей.
Иногда в жизни наша подозрительность служить появлению разных комплексов. У нас не всегда объективная самооценка. Как вы помните, Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Мы с вами и раньше тренировались, чтобы избавиться от комплексов. Какие предложения вы можете внести сегодня, чтобы изжить из себя комплексы?
Учащиеся отвечают. 1. Не поддаваться «синдрому толпы», а думать: «Человечен ли тот или иной поступок?». 2. Сдерживать свои чувства: быть скромным. 3. Критично относиться к себе. 4. Предпочитать в одежде и поведении то, что не мешает здоровому образу жизни. 5. Быть довольным тем, что ты имеешь. Если желание иметь больше, развивать свои способности и углублять знания, 6. Иметь твёрдые принципы, но не навязывать их другим. 7. Уметь уступать, не споря, научиться понять другого человека. 8. Не осуждать, не разобравшись в сути дела. 9. Помогать другим бескорыстно, не ожидая благодарности. 10. Стремиться быть всегда и во всём гуманнее, чтобы совесть была чиста.
Учитель. А теперь скажите, что такое комплексы?
Учащиеся отвечают. Комплексы – это совокупность, сочетание чего-нибудь. Комплекс каких-то представлений. Комплекс неполноценности – это болезненнее основание своих недостатков, неполноценности в каком-нибудь отношении.
Учитель. Почти у каждого человека могут быть недостатки, которые являются поводом для появления комплексов. Некоторые из нас обращают на это внимание: стараются избавляться от них, а другие не хотят признавать недостатки в себе. А как вы думаете, ребята? Кто-то из вас постарался справиться с этим?
Учащиеся отвечают. 1. Я, например, думаю: «Лучше признаться самому себе, что на свете не один я такой, недостатки есть у многих, но большинство из них старается совершенствовать себя. Я тоже обязан этого делать. 2. Мне говорили, что у меня есть недостатки. А это я отрицала. не хотела понять саму себя. Недавно заметила, что общаться с некоторыми людьми мне трудно, так как мои недостатки отталкивают людей от меня. Поэтому я решила избавиться от них.
Учитель. Дадим слово психологу.
Психолог. Единственный способ бороться с недостатками – это стремиться менять себя. Только не нужно акцентировать внимание на своих недостатках. Не бойтесь ошибаться, и учиться на оплошностях. Старайтесь относиться проще к окружающему миру. Внушите себе, что все в этой жизни достижимо.
В этом вам поможет простой психологический тренинг.
Возьмите, ребята, листок бумаги и напишите на нем перечень качеств, которыми вы не обладаете, но очень хотели бы их приобрести. Перечитывайте этот перечень каждый день.
Поверьте моему опыту, ребята, очень многие учащиеся стали обладать теми качествами, которые они захотели приобрести. И вам советую сделать это.
Не стремитесь понравиться всем вокруг – и груз комплексов постепенно свалится с ваших плеч.
Учитель. Хорошие советы нам дала психолог школы. Обязательно помните эти наставления.
Проведем тренинг.
(Каждому учащемуся раздаются листочки, на них уже написаны качества, которыми не обладает тот или иной ученик, которых он хотел бы приобрести).
Учитель. Ребята, прочитайте эти качества про себя три раза. Выскажите вслух, какие качества вы хотели бы иметь.
Учащиеся отвечают.
IV. Релаксация
Учитель. Теперь, ребята, закройте глаза, воспринимайте слова: «В жизни можно достичь много, если мы себя заставим трудиться над собой и захотим этого.
Жизнь прекрасна, мы должны об этом помнить. Нам надо радоваться каждому новому дню, уважать окружающих нас людей. Мы можем улучшить наши отношения с окружающими людьми.
А теперь откройте глаза. Помните, что жизнь так быстро проходит. А вернуть прошлое никак нельзя. Какие останутся воспоминания: – хорошие или плохие – это, конечно, зависит от нас. Так что, не тратьте времени на пустые разговоры, не обижайте друг друга, делайте добро, оставайтесь жизнерадостными. Все еще впереди. Старайтесь помнить позитивное в жизни.
V. Итог урока
Учитель. Наш урок подходит к концу. Что же мы узнали на этом уроке?
Учащиеся отвечают.
Учитель. А что больше всего вам запомнилось из этого урока?
Учащиеся отвечают. Ребята, вы сегодня все молодцы! Спасибо за участие.