СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Прямая и косвенная речь" 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой ряд заданий на отработку уже полученных знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Прямая и косвенная речь" 11 класс»

ТЕМА: Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи

(систематизация и углублениезнаний). Способы оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты. Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Ход урока

Прежде чем перейти выполнять задания, повторите правила по теме https://budu5.com/manual/chapter/3458

1.ТЕСТ  по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

1) точек;

2) запятой;

3) вопросительного знака;

4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;

2) предложение с косвенной речью;

3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз что;

2) союз-частицу ли;

3) союз чтобы.

5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват

3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1)    «П»,— а.

2)    «П,— а.— П».

3)    «П,— а,— п».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»

2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».

3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.

4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»

2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».

4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.

3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».

4) И боец сказал: «Понятно!»

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.

2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»

3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».

4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» — кричали люди на площади.

2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».

3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»

4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»


2.Исследование предложений с прямой и косвенной речью.

Сравните предложения с прямой и косвенной речью

и ответьте на вопросы после таблицы


Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.

Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней

«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария.

Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.

Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».

Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу

«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»

Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»

«Который час?», - спросил я у соседа.

У соседа я спросил, который час.

«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

 Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора?

2. Прочитайте предложения, где  речь вводится как придаточное предложение?

 Какое место занимает это придаточное (косвенная речь)   в  сложном предложении.

Назовите вид придаточного.

3. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

-  прямая речь -  вопросительное предложение?

- прямая речь – побудительное предложение?

- прямая речь повествовательное предложение?

4. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

5. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

6. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

7. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?


3. Заполняем самостоятельно второй столбик в таблице по итогам исследования

Основные параметры косвенной речи.

Характеристика

Выводы

1.

Место косвенной речи в предложении.


2.

 Какое это предложение по структуре.


3.

Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении


4.

Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной


5.

Как меняются личные и притяжательные местоимения


Общий вывод.


4.Упражнение для закрепления  *

Замените прямую речь косвенной речью:

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».

 2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.

 3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

Переведите прямые вопросы в косвенные

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

2)  Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

5.Упражнение для закрепления **

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

  1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».

  2. 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.

 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.

 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.

5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».

(Из произведений А. Алексина).