ТЕМА: Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи
(систематизация и углублениезнаний). Способы оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты. Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Ход урока
Прежде чем перейти выполнять задания, повторите правила по теме https://budu5.com/manual/chapter/3458
1.ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»
1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.
2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
1) точек;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
1) Предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
1) союз что;
2) союз-частицу ли;
3) союз чтобы.
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
1) «П»,— а.
2) «П,— а.— П».
3) «П,— а,— п».
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «Ура!» — кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
2.Исследование предложений с прямой и косвенной речью.
Сравните предложения с прямой и косвенной речью
и ответьте на вопросы после таблицы
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. | Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней |
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. | Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню. |
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». | Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу |
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» | Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп» |
«Который час?», - спросил я у соседа. | У соседа я спросил, который час. |
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. | Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек. |
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» | Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться. |
1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.
Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора?
2. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение?
Какое место занимает это придаточное (косвенная речь) в сложном предложении.
Назовите вид придаточного.
3. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:
- прямая речь - вопросительное предложение?
- прямая речь – побудительное предложение?
- прямая речь повествовательное предложение?
4. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?
5. Как меняются личные и притяжательные местоимения?
6. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?
7. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?
3. Заполняем самостоятельно второй столбик в таблице по итогам исследования
Основные параметры косвенной речи.
№ | Характеристика | Выводы |
1. | Место косвенной речи в предложении. | |
2. | Какое это предложение по структуре. | |
3. | Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении | |
4. | Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной | |
5. | Как меняются личные и притяжательные местоимения | |
Общий вывод.
4.Упражнение для закрепления *
Замените прямую речь косвенной речью:
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».
2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.
3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
Переведите прямые вопросы в косвенные
1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»
2) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»
5.Упражнение для закрепления **
Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.
3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.
4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.
5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».
(Из произведений А. Алексина).