СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Прямая речь" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Прямая речь" (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прямая речь" (5 класс)»

Дата Урок № Класс

Тема: Прямая речь.

Цели:

Обобщение и расширение  знаний  предложений  с прямой речью.

   Обучающие: систематизация и закрепление знаний о предложениях с прямой речью, о постановке знаков препинания, закрепление  навыков  построения схем предложения с прямой речью

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие  навыков составления устного высказывания, воображения, навыков работы в группах;

  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Ход урока:

1.Мотивация к совершению учебной деятельности:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на уроке. Улыбнулись друг другу, и мы начнем наш урок.  Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

Ученик. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Учитель.  Для чего нам нужна пунктуация?

Ученик.  Пунктуация учит нас правильно ставить самые разные знаки препинания.

Учитель.  Какие знаки препинания вы знаете?

Ученик. Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки.

Учитель.  А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях?

Ученик. Нет, но вы видели в текстах некоторых упражнений.

Учитель.  А вам интересно узнать ответ на этот вопрос?

Ученик.  Да.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

УчительПрочитайте предложения. Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.(текст  записан на доске).

Учитель.  Чем отличаются эти предложения друг от друга?

Ученик.  В первом предложении слова переданы дословно, точно от имени писателя.

Учитель. Ребята, на сколько частей можно разделить первое предложение, и как они называются?

Ученик. На две части: но мы не знаем, как они называются.

Учитель. Прочитайте правило учебника, сделайте вывод. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

Ученик. Из самой прямой речи и слов автора.

Учитель. Запишем в свои справочники опорный конспект.

                       «П,»- прямая речь, а- авторская речь.

Учитель. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

Ученик. Кавычки, тире, двоеточие, запятые.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель.  Спишите предложения , поставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.  Обратите внимание, где стоит прямая речь.  

Ученики  по очереди записывают схемы на доске в столбики, а остальные проверяют их.

 1. И сказала скалка Мне Федору жалко.

2. И заплакали блюдца  Не лучше ль вернуться.

3. И зарыдало корыто Увы, я разбито, разбито.

Образец для проверки:

1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко».

2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?»

3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

Учитель. Ребята, кто записал неверно?

Ученик. Я записал неверно, но теперь понял, что если слова автора стоят впереди прямой речи, то после них ставится двоеточие, затем кавычки и прямую речь записываем с заглавной буквы, далее кавычки закрываем

Учитель. Спишите, поставьте знаки препинания. Составьте схемы этих предложений.

1. Что с вами приключилось, малыши спросил Андрей.

2. Пойдемте со мной, ребятки предложил Андрей.

3. Вы у меня в гостях, ребята произнес Андрей.

Учитель. Теперь проведем взаимопроверку.

   Ученики проверяют друг у друга, сверяя свои ответы, записанные на слайде.

1. «Что с вами приключилось, малыши?»- спросил Андрей.

2. «Пойдемте со мной, ребятки!» - предложил Андрей.

3. «Вы у меня в гостях, ребята», - произнес Андрей.

Учитель. Посмотрите ваши ответы, если есть ошибки, исправьте их. Посмотрим, какие у вас возникли ошибки.

Учитель.  Ребята, посмотрите на схемы предложений, которые записаны на доске. Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике?   Чем похожи схемы предложений в одном столбике?

Ученик. Слова автора и прямой речи могут стоять по-разному по отношению друг к другу.

Учитель.  Как оформлена прямая речь?  

Ученик. Прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

 4.Физкультминутка.

Мы работали, играли
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку.
Потянулись все вперед, 
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,
Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вздох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире.
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.

 5.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Учитель.  Выполним упражнение 249.  Прочитайте задание. Что вы будете делать?

Ученик. Ставить знаки препинания в предложениях Учитель: Правильно. Работаем самостоятельно, затем проверим по парам.

Ученики комментируют знаки препинания в предложениях и составляют схемы предложений.

Учитель.  Если задание выполнили верно, без ошибок, не забудьте поставить «плюсы» в своих карточках, если же есть ошибки, то ставим «минус». Значит, вы не полностью поняли тему.  На какие правила вы опирались при выполнении задания?

Ученик. Использовали алгоритм постановки знаков препинания при прямой речи.

6.Применение знаний и способов действий.

Учитель.  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ученик.  О предложениях с прямой речью и знаках препинания в них.

Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему?

Ученик. Мал объем практического применения нового знания.

Учитель.  Тогда  работаем над следующим заданием. Сконструируйте предложение так, чтобы в предложениях прямая речь стояла впереди и после слов автора. Составьте схемы предложений.

Зима недаром злится:
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев

«Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли. Почему так?” (А.Митяев)

«Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко» (Н.П. Матвеева)

Учитель:  Проверяем по цепочке, комментируем свои ответы, а схемы предложений ученики записывают на доске. Кто выполнил без ошибок (молодцы),

             - у кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

             - у кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или одноклассника, справившегося с заданием).  

 Учитель:  а теперь вы работаете по парам и составляете текст на свободную тему  с использованием как можно большего количества выражений с прямой речью. Затем учитель выслушивает несколько вариантов бесед, а класс оценивает, если будут ошибки, исправляет.

7.. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученик. Изучению предложений с прямой речью и постановке знаков препинания в них.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно ставим знаки препинания в предложениях с прямой речью




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!