КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
7 класс
Причастие как особая форма глагола
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Галактионова Светлана Анатольевна
7 класс
Причастие как особая форма глагола.
Цель: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; повторить падежные окончания прилагательных, время, вид и переходность глагола; формировать умения различать причастия и прилагательные; дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; формировать практические умения определять границы причастного оборота.
Оборудование: учебник, таблица, портреты Ломоносова, Шанского, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Повторение орфограммы «Буквы з, с на конце префиксов»
Один из учащихся воспроизводит правило: «В префиксах, оканчивающихся на з, с, перед гласными и звонкими пишется буква З, а перед глухими – С».
2. Слово учителя
Запомните «волшебный диалог», в котором есть все глухие согласные (диалог записан на доске, учащиеся переписывают его в тетрадь):
- Степка, хочешь щец?
- Фи!
3. Работа у доски
Записать слова, выделить префиксы и подчеркнуть буквы, с которых начинаются корни слов:
Безбрежный, безвредный, безжалостный, бездельник, бессловесный, безнадежный, бесценный, расчесать, раскидать, размыть, растаять, раздумывать.
4. Самостоятельная работа (распределительный диктант)
Распределите слова в 2 колонки:
Буква З на конце приставки | Буква С на конце приставки |
| |
Безграмотный, безаварийный, воззрение, бесконечный, искупаться, разжигать, возродить, расширить, взбежать, разговаривать, рассыпать, рассвет, беззвездный, рассердиться, безотрадный, бессонница, вздохнуть, бесследный, взбалтывать.
5. Беседа
-
Какая часть речи называется глаголом?
-
Каковы его морфологические признаки?
-
Что такое прилагательное?
-
Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?
-
Какую роль в предложении выполняют глаголы? Прилагательные?
III. Объявление темы урока. Цель урока формулируют учащиеся (учитель дополняет при необходимости).
IV. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сегодня мы начинаем знакомство с удивительным феноменом грамматики – причастием. М.В.Ломоносов(на фото) говорил о причастиях так: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Какую же силу имени и глагола заключает в себе причастие? Ответ на этот вопрос мы с вами дадим на следующей 30-минутке.
V. Изучение нового материала
1. Слово учителя
Причастие – это «дитя» двух частей речи – прилагательного и глагола. Среди учёных лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М. Шанский (на фото) считает, что причастие – это часть речи, а другой учёный, Т.М. Баранов, считает, что причастие – это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения (Т.М.Баранова).
2. Работа с таблицей (которая заполняется по ходу работы)
Жёлтый лист | Лист желтеет. Лист пожелтел. | Желтеющий лист; пожелтевший лист. |
Прилагательное | Глагол | Причастие |
1. Признак предмета. 2. Какой? 3. Изменяется по родам, числам, падежам. 4. Определение. | 1. Процесс. 2. Что делать? Что сделать? 3. Вид, время. 4. Сказуемое. | Признак предмета по действию |
Признаки прилагательного | Признаки глагола |
1. Относится к существительному. 2. Какой? 3. Изменяется по родам, числам, падежам. 4. Определение. | 1. Имеет вид, время. |
3. Беседа по таблице
-
Какой частью речи является слово ЖЁЛТЫЙ? Докажите.
-
Какой частью речи являются слова ЖЕЛТЕЕТ, ПОЖЕЛТЕЛ? Докажите.
-
Чем грамматически отличаются слова ЖЕЛТЕЕТ, ПОЖЕЛТЕЛ? (Вид, время.)
-
Давайте рассмотрим словосочетания желтеющий лист; пожелтевший лист.
-
К чему относятся слова ЖЕЛТЕЮЩИЙ, ПОЖЕЛТЕВШИЙ?
-
На какой вопрос отвечают?
-
Употребите их со словами нива, поле, листья.
-
Попробуйте их просклонять.
-
Значит, как они изменяются?
-
В предложении чем являются?
-
Признаки какой части речи имеют?
-
Но сравните ЖЁЛТЫЙ и ЖЕЛТЕЮЩИЙ, ЖЁЛТЫЙ и ПОЖЕЛТЕВШИЙ!
-
Какое слово обозначает признак постоянный, а какое – признак, развивающийся во времени?
-
Какой признак обозначают? (связанный с действием)
-
А теперь сравните слова ЖЕЛТЕЮЩИЙ и ПОЖЕЛТЕВШИЙ со словами ЖЕЛТЕЕТ, ЖЕЛТЕТЬ, ПОЖЕЛТЕЛ.
-
Что вы видите общего между ними? Какие признаки глагола сохранились? процесс, вид. Желтеющий – НСВ, пожелтевший – СВ. А еще чем похожи? Временем.
-
А это признаки какой части речи?
-
Чем ЖЕЛТЕЮЩИЙ отличается от слова ЖЁЛТЫЙ? имеет вид и время
Такая форма называется причастием.
Вывод:
ПРИЧАСТИЕ – это форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и имеет признаки прилагательного и глагола.
4. Слово учителя
Причастие, как и прилагательное, определяет существительное. Причастие с зависимыми словами тоже относится к какому-нибудь существительному и определяет его. Но, в отличие от словосочетаний, с которыми вы сталкивались до сих пор, в эти словосочетания может входить не одно зависимое слово, а два и более.
5. Работа у доски
какая?
Скошенная (когда?) вчера трава.
какая?
Скошенная (где?) у речки трава.
Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве главного, так и зависимого, т.е. может подчинять себе другие слова.
6. Распределите словосочетания на две группы:
х прич. + сущ. | х прич. +сущ. |
| |
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий животных, работающий в трактире, падающие листья, падающие с кленов, падающие на землю, поющая девушка, поющая с увлечением, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
VI. Закрепление изученного
1. Слово учителя
Итак, сегодня мы узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки 2 частей речи – глагола и прилагательного. Такие слова в грамматике называются причастиями. Причастия чаще употребляются в письменной речи, чем в устной.
2. Тренировочные упражнения на закрепление
Устная работа с языковым материалом
1) Найти словосочетание прилагательное + существительное:
стареющий человек, чернеющая смородина, седеющие волосы, свежие семена, склонившаяся берёза, желтеющая нива.
2) Найти словосочетание причастие + существительное:
чёрная смородина, спелый крыжовник, горячая печь, светлеющее небо, колосистая рожь, жёлтый карандаш.
3) Найти предложения, в которых использованы причастия:
А. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
Б. На скамейке сидел дремлющий старик.
В. Колба быстро наполнилась летучим газом.
Г. Летящая стая птиц повернула к лесу.
Д. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
Е. От горящего полена шло тепло.
VII. Домашнее задание
-
выучить теоретический материал по учебнику;
-
из художественных текстов выписать 6 предложений с причастиями.
Тренировочные упражнения на закрепление
Устная работа с языковым материалом
1) Найти словосочетание прилагательное + существительное:
стареющий человек, чернеющая смородина, седеющие волосы, свежие семена, склонившаяся берёза, желтеющая нива.
2) Найти словосочетание причастие + существительное:
чёрная смородина, спелый крыжовник, горячая печь, светлеющее небо, колосистая рожь, жёлтый карандаш.
3) Найти предложения, в которых использованы причастия:
А. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
Б. На скамейке сидел дремлющий старик.
В. Колба быстро наполнилась летучим газом.
Г. Летящая стая птиц повернула к лесу.
Д. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
Е. От горящего полена шло тепло.
ПОРТРЕТЫ К УРОКУ