СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Причастие как особая форма глагола" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; повторить падежные окончания прилагательных, время, вид и переходность глагола; формировать умения различать причастия и прилагательные; дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; формировать практические умения определять границы причастного оборота.

Оборудование: учебник, таблица, портреты Ломоносова, Шанского, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Причастие как особая форма глагола" (7 класс)»















КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

7 класс




Причастие как особая форма глагола








Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы


Галактионова Светлана Анатольевна












7 класс

Причастие как особая форма глагола.


Цель: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; повторить падежные окончания прилагательных, время, вид и переходность глагола; формировать умения различать причастия и прилагательные; дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; формировать практические умения определять границы причастного оборота.

Оборудование: учебник, таблица, портреты Ломоносова, Шанского, раздаточный материал.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Повторение орфограммы «Буквы з, с на конце префиксов»

Один из учащихся воспроизводит правило: «В префиксах, оканчивающихся на з, с, перед гласными и звонкими пишется буква З, а перед глухими – С».

2. Слово учителя

Запомните «волшебный диалог», в котором есть все глухие согласные (диалог записан на доске, учащиеся переписывают его в тетрадь):

- Степка, хочешь щец?

- Фи!

3. Работа у доски

Записать слова, выделить префиксы и подчеркнуть буквы, с которых начинаются корни слов:

Безбрежный, безвредный, безжалостный, бездельник, бессловесный, безнадежный, бесценный, расчесать, раскидать, размыть, растаять, раздумывать.

4. Самостоятельная работа (распределительный диктант)

Распределите слова в 2 колонки:

Буква З на конце приставки

Буква С на конце приставки



Безграмотный, безаварийный, воззрение, бесконечный, искупаться, разжигать, возродить, расширить, взбежать, разговаривать, рассыпать, рассвет, беззвездный, рассердиться, безотрадный, бессонница, вздохнуть, бесследный, взбалтывать.

5. Беседа

  • Какая часть речи называется глаголом?

  • Каковы его морфологические признаки?

  • Что такое прилагательное?

  • Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?

  • Какую роль в предложении выполняют глаголы? Прилагательные?


III. Объявление темы урока. Цель урока формулируют учащиеся (учитель дополняет при необходимости).


IV. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сегодня мы начинаем знакомство с удивительным феноменом грамматики – причастием. М.В.Ломоносов(на фото) говорил о причастиях так: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Какую же силу имени и глагола заключает в себе причастие? Ответ на этот вопрос мы с вами дадим на следующей 30-минутке.


V. Изучение нового материала

1. Слово учителя

Причастие – это «дитя» двух частей речи – прилагательного и глагола. Среди учёных лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М. Шанский (на фото) считает, что причастие – это часть речи, а другой учёный, Т.М. Баранов, считает, что причастие – это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения (Т.М.Баранова).

2. Работа с таблицей (которая заполняется по ходу работы)

Жёлтый лист

Лист желтеет.

Лист пожелтел.

Желтеющий лист;

пожелтевший лист.

Прилагательное

Глагол

Причастие

1. Признак предмета.

2. Какой?

3. Изменяется по родам, числам, падежам.

4. Определение.

1. Процесс.

2. Что делать? Что сделать?

3. Вид, время.


4. Сказуемое.

Признак предмета по действию

Признаки прилагательного

Признаки глагола

1. Относится к существительному.

2. Какой?

3. Изменяется по родам, числам, падежам.

4. Определение.

1. Имеет вид, время.

3. Беседа по таблице

  1. Какой частью речи является слово ЖЁЛТЫЙ? Докажите.

  2. Какой частью речи являются слова ЖЕЛТЕЕТ, ПОЖЕЛТЕЛ? Докажите.

  3. Чем грамматически отличаются слова ЖЕЛТЕЕТ, ПОЖЕЛТЕЛ? (Вид, время.)

  4. Давайте рассмотрим словосочетания желтеющий лист; пожелтевший лист.

  5. К чему относятся слова ЖЕЛТЕЮЩИЙ, ПОЖЕЛТЕВШИЙ?

  6. На какой вопрос отвечают?

  7. Употребите их со словами нива, поле, листья.

  8. Попробуйте их просклонять.

  9. Значит, как они изменяются?

  10. В предложении чем являются?

  11. Признаки какой части речи имеют?

  12. Но сравните ЖЁЛТЫЙ и ЖЕЛТЕЮЩИЙ, ЖЁЛТЫЙ и ПОЖЕЛТЕВШИЙ!

  13. Какое слово обозначает признак постоянный, а какое – признак, развивающийся во времени?

  14. Какой признак обозначают? (связанный с действием)

  15. А теперь сравните слова ЖЕЛТЕЮЩИЙ и ПОЖЕЛТЕВШИЙ со словами ЖЕЛТЕЕТ, ЖЕЛТЕТЬ, ПОЖЕЛТЕЛ.

  16. Что вы видите общего между ними? Какие признаки глагола сохранились? процесс, вид. Желтеющий – НСВ, пожелтевший – СВ. А еще чем похожи? Временем.

  17. А это признаки какой части речи?

  18. Чем ЖЕЛТЕЮЩИЙ отличается от слова ЖЁЛТЫЙ? имеет вид и время

Такая форма называется причастием.

Вывод:

ПРИЧАСТИЕ – это форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и имеет признаки прилагательного и глагола.

4. Слово учителя

Причастие, как и прилагательное, определяет существительное. Причастие с зависимыми словами тоже относится к какому-нибудь существительному и определяет его. Но, в отличие от словосочетаний, с которыми вы сталкивались до сих пор, в эти словосочетания может входить не одно зависимое слово, а два и более.


5. Работа у доски

какая?


Скошенная (когда?) вчера трава.

какая?


Скошенная (где?) у речки трава.

Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве главного, так и зависимого, т.е. может подчинять себе другие слова.


6. Распределите словосочетания на две группы:

х

прич. + сущ.

х

прич. +сущ.



Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий животных, работающий в трактире, падающие листья, падающие с кленов, падающие на землю, поющая девушка, поющая с увлечением, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.


VI. Закрепление изученного

1. Слово учителя

Итак, сегодня мы узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки 2 частей речи – глагола и прилагательного. Такие слова в грамматике называются причастиями. Причастия чаще употребляются в письменной речи, чем в устной.

2. Тренировочные упражнения на закрепление

Устная работа с языковым материалом

1) Найти словосочетание прилагательное + существительное:

стареющий человек, чернеющая смородина, седеющие волосы, свежие семе­на, склонившаяся берёза, желтеющая нива.

2) Найти словосочетание причастие + существительное:

чёрная смородина, спелый крыжовник, горячая печь, светлеющее небо, ко­лосистая рожь, жёлтый карандаш.

3) Найти предложения, в которых использованы причастия:

А. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.

Б. На скамейке сидел дремлющий старик.

В. Колба быстро наполнилась летучим газом.

Г. Летящая стая птиц повернула к лесу.

Д. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.

Е. От горящего полена шло тепло.


VII. Домашнее задание

  1. выучить теоретический материал по учебнику;

  2. из художественных текстов выписать 6 предложений с причастиями.











Тренировочные упражнения на закрепление

Устная работа с языковым материалом

1) Найти словосочетание прилагательное + существительное:

стареющий человек, чернеющая смородина, седеющие волосы, свежие семе­на, склонившаяся берёза, желтеющая нива.

2) Найти словосочетание причастие + существительное:

чёрная смородина, спелый крыжовник, горячая печь, светлеющее небо, ко­лосистая рожь, жёлтый карандаш.

3) Найти предложения, в которых использованы причастия:

А. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.

Б. На скамейке сидел дремлющий старик.

В. Колба быстро наполнилась летучим газом.

Г. Летящая стая птиц повернула к лесу.

Д. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.

Е. От горящего полена шло тепло.










































ПОРТРЕТЫ К УРОКУ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс