Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края
План-конспект урока географии:
«Природные зоны Африки»
7 класс
Учитель географии
В.В.Михальченко
2020-2021 учебный год
Тема урока: «Природные зоны Африки»
Цель урока: формирование знаний о природных зонах Африки, создание целостного представления о своеобразности и уникальности природы материка Африка.
Задачи урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, подвести их к объяснению причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий;
совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации, развивать творческое мышление;
Развивать интерес к предмету, воспитывать географическую культуру.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, тетрадь с таблицей, презентация «Природные зоны Африки», карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
( Приветствие, подготовка к уроку)
2. Введение в тему.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение природных особенностей Африки. (Слайд№2) Послушайте отрывок из книги В.Корочанцева: «Африка- неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира…»
- Назовите любые слова, которые у вас ассоциируются с африканским континентом. Очень часто встречаются слова, которые обозначают живую природу. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему «Природные зоны Африки». (Слайд3)
В процессе урока мы не только рассмотрим основные черты природных зон, но и раскроем причины их образования, взаимосвязи компонентов природы, экологические проблемы и меры, принимаемые для сохранения природы.
3.Актуализация знаний. (Слайд4)
- вспомним, что такое «природная зона»? (территория со сходными климатическим условиями, растительным, животным миром и почвами)
- какие факторы влияют на образование природных зон на суше?
- какие природные зоны вы знаете?
4. Изучение нового материала.
Итак, проследим изменение природных зон с севера на юг. Попутно вы в свои таблицы будете наносить основную информацию о каждой природной зоне.
Название природной зоны | Положение на материке | Климатический пояс | Температура и осадки | Органический мир |
Пустыня | | | | |
Саванны и редколесья | | | | |
Переменно-влажные леса | | | | |
Экваториально-влажные леса | | | | |
Жестколистые леса и кустарники | | | | |
- Подумайте, о какой природной зоне сказано в следующем отрывке: «Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С…» (пустыня) (Слайд5)
- О какой конкретно тропической пустыне идет речь?
Сахара- в переводе с арабского «сахра»-однообразная коричневая пустынная равнина. Ее площадь 7 млн. кв.км. с севера на юг она протянулась на 2 тыс. км, с запада на восток на 5 тыс. км.
- Чем обусловлено образование здесь пустыни? (Слайд 6)
Работа с климатической картой
Ответы учащихся
Климат- тропический пояс, область постоянного высокого давления, нисходящее движение воздуха, сухость , осадки от 100 мл и меньше, холодное Канарское течение на СЗ, максимальная температура + 58°С, среднесуточная температура + 32°С.
Амплитуда температур в течение суток может достигать 30°. Иногда над пустыней видны дождевые облака, но осадков не ощущается. Почему? (Слайд №7)
- С чем у вас ассоциируется пустыня?
В Сахаре песком покрыто только 20% территории. Эти песчаные территории называются эрги.
Свыше 70% территории покрыто каменистой россыпью. Она носит название хамада. А щебнистая пустыня- серир (запись в тетрадь). Хамада и серир образовались в результате выветривания горных пород.
Какие почвы образовались здесь?
Работа с почвенной картой в атласе (Слайд № 8)
Что можно сказать об их плодородии.
На какие компоненты данного природного комплекса влияет еще климат? (растения и жив. мир)
Как же приспособились растения и животные к таким экстремальным условиям?
Растения: длинные корни до 5 м., видоизмененные листья, редко отстающие друг от друга.
Работа с картой природных зон Африки
Животные: ведущие в основном ночной образ жизни, могущие обходиться долгое время без воды, в основном пресмыкающиеся, у млекопитающих широкие копыта.
Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц, 530 видов разнообразных насекомых.
Растения- джузгун, злак селин. (Слайд9)
Животные- верблюд, антилопа аддаж, лисица фенек. (Слайд 10)
Среди пустыни можно неожиданно увидеть зеленые островки растительности. Усталому путнику может показаться, что это мираж. На самом деле- это оазис- место, где на поверхность выходит источник. Здесь живут люди, выращивают королеву оазиса финиковую пальму, красный перец, просо
- Где в Африки встречаются еще пустыни? Назовите их: Калахари, Намиб. (Слайд 11)
- Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?
Здесь растет удивительное растение, называемое «осьминогом пустыни». (Слайд 12) Речь идет о вельвичии. Ее корни могут достигать 20 м.
Работа в группах
- Движемся дальше на юг. Что приходит на смену пустыне? С чем это связано?
Саванны занимают около 40 % территории материка. С португальского переводится «степь с деревьями». (Слайд 13)
Работа в группах (учащиеся используют атласы, текст учебника)
1 группа изучает климат саванн
2 группа изучает почвы саванн
3 группа изучает растительный мир
4 группа изучает животный мир.
Учащиеся предоставляют результаты работы. Обсуждение
5.Динамическая пауза.
6. Самостоятельная работа с текстом учебника и атласом
Заполнение таблицы
7. Учащиеся представляют опережающие домашние задания:
- презентация «Животные Африки»
- сообщение о национальном парке Серенгети,
- сообщение о национальном парке Крюгера
III. Обобщение.
Для каждой природной зоны характерна определенная растительность и животный мир со своими особенностями. С чем это связано?
Если бы вам представилась возможность путешествия, какую природную зону вы бы посетили и почему?
IV. Рефлексия.
Перед вами слайд 14 с африканскими пейзажами. Где бы вы сейчас хотели оказаться? Почему? Какое место сейчас больше всего соответствует вашему настроению?
V. Домашнее задание. (Слайд 15 )
Написать мини-сочинение на тему «Один день в…». В помощь § 28
VI. Оценки.