СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Природные зоны Африки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:сформировать знания о природных зонах Африки,создать целостное представление о своеобразности и  уникальности природы материка. Материалы урока содержат разнообразные формы и приемы работы, направленные на формирование интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Природные зоны Африки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края










План-конспект урока географии:

«Природные зоны Африки»

7 класс



























Учитель географии

В.В.Михальченко

2020-2021 учебный год




Тема урока: «Природные зоны Африки»

Цель урока: формирование знаний о природных зонах Африки, создание целостного представления о своеобразности и уникальности природы материка Африка.

Задачи урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, подвести их к объяснению причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий;

совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации, развивать творческое мышление;

Развивать интерес к предмету, воспитывать географическую культуру.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, тетрадь с таблицей, презентация «Природные зоны Африки», карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

( Приветствие, подготовка к уроку)

2. Введение в тему. 

 

Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение природных особенностей Африки. (Слайд№2) Послушайте отрывок из книги В.Корочанцева: «Африка- неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира…»

- Назовите любые слова, которые у вас ассоциируются с африканским континентом. Очень часто встречаются слова, которые обозначают живую природу. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему «Природные зоны Африки». (Слайд3)

В процессе урока мы не только рассмотрим основные черты природных зон, но и раскроем причины их образования, взаимосвязи компонентов природы, экологические проблемы и меры, принимаемые для сохранения природы.

3.Актуализация знаний(Слайд4)

- вспомним, что такое «природная зона»? (территория со сходными климатическим условиями, растительным, животным миром и почвами)

- какие факторы влияют на образование природных зон на суше?

- какие природные зоны вы знаете?

4. Изучение нового материала. 

Итак, проследим изменение природных зон с севера на юг. Попутно вы в свои таблицы будете наносить основную информацию о каждой природной зоне.

Название природной зоны

Положение на материке

Климатический пояс

Температура и осадки

Органический мир

Пустыня





Саванны и редколесья





Переменно-влажные леса





Экваториально-влажные леса





Жестколистые леса и кустарники






- Подумайте, о какой природной зоне сказано в следующем отрывке: «Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С…» (пустыня) (Слайд5)

- О какой конкретно тропической пустыне идет речь?

Сахара- в переводе с арабского «сахра»-однообразная коричневая пустынная равнина. Ее площадь 7 млн. кв.км. с севера на юг она протянулась на 2 тыс. км, с запада на восток на 5 тыс. км.

- Чем обусловлено образование здесь пустыни? (Слайд 6)

Работа с климатической картой

Ответы учащихся

Климат- тропический пояс, область постоянного высокого давления, нисходящее движение воздуха, сухость , осадки от 100 мл и меньше, холодное Канарское течение на СЗ, максимальная температура + 58°С, среднесуточная температура + 32°С.

Амплитуда температур в течение суток может достигать 30°. Иногда над пустыней видны дождевые облака, но осадков не ощущается. Почему? (Слайд №7)

- С чем у вас ассоциируется пустыня?

В Сахаре песком покрыто только 20% территории. Эти песчаные территории называются эрги.

Свыше 70% территории покрыто каменистой россыпью. Она носит название хамада. А щебнистая пустыня- серир (запись в тетрадь). Хамада и серир образовались в результате выветривания горных пород.

Какие почвы образовались здесь?

Работа с почвенной картой в атласе (Слайд № 8)

Что можно сказать об их плодородии.

На какие компоненты данного природного комплекса влияет еще климат? (растения и жив. мир)

Как же приспособились растения и животные к таким экстремальным условиям?

Растения: длинные корни до 5 м., видоизмененные листья, редко отстающие друг от друга.

Работа с картой природных зон Африки

Животные: ведущие в основном ночной образ жизни, могущие обходиться долгое время без воды, в основном пресмыкающиеся, у млекопитающих широкие копыта.

Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц, 530 видов разнообразных насекомых.

Растения- джузгун, злак селин. (Слайд9)

Животные- верблюд, антилопа аддаж, лисица фенек. (Слайд 10)

Среди пустыни можно неожиданно увидеть зеленые островки растительности. Усталому путнику может показаться, что это мираж. На самом деле- это оазис- место, где на поверхность выходит источник. Здесь живут люди, выращивают королеву оазиса финиковую пальму, красный перец, просо

- Где в Африки встречаются еще пустыни? Назовите их: Калахари, Намиб. (Слайд 11)

- Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?

Здесь растет удивительное растение, называемое «осьминогом пустыни». (Слайд 12) Речь идет о вельвичии. Ее корни могут достигать 20 м.

Работа в группах

- Движемся дальше на юг. Что приходит на смену пустыне? С чем это связано?

Саванны занимают около 40 % территории материка. С португальского переводится «степь с деревьями». (Слайд 13)


Работа в группах (учащиеся используют атласы, текст учебника)

1 группа изучает климат саванн

2 группа изучает почвы саванн

3 группа изучает растительный мир

4 группа изучает животный мир.

Учащиеся предоставляют результаты работы. Обсуждение

5.Динамическая пауза.

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и атласом

Заполнение таблицы

7. Учащиеся представляют опережающие домашние задания:

- презентация «Животные Африки»

- сообщение о национальном парке Серенгети,

- сообщение о национальном парке Крюгера

III. Обобщение. 

Для каждой природной зоны характерна определенная растительность и животный мир со своими особенностями. С чем это связано?

Если бы вам представилась возможность путешествия, какую природную зону вы бы посетили и почему?

IV. Рефлексия.

Перед вами слайд 14 с африканскими пейзажами. Где бы вы сейчас хотели оказаться? Почему? Какое место сейчас больше всего соответствует вашему настроению?

V. Домашнее задание.  (Слайд 15 )

Написать мини-сочинение на тему «Один день в…». В помощь § 28

VI. Оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!