- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Но это будет необычный урок. Мы превратимся в детективов, а наш кабинет будет называться так: ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНСТВО - Кто такой детектив? - Это слово имеет два значения. Прочитайте их: 1. Агент сыскной полиции, сыщик. 2. Литературное произведение, кинофильм, в котором описываются деятельность и приключения сыщиков. - Какое значение подходит нам? - Какими качествами должен обладать хороший детектив? - Надеюсь, из нас получатся хорошие детективы. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Предполагают. Читают значения слова. - Нам подходит первое значение. - Смелость, ум, любопытство. |
- В наше детективное агентство поступило письмо, в котором говорится, что потерялась часть слова. Наша с вами задача – срочно найти ее. - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы найти пропавшую часть слова? - Ребята, кто догадался, что мы будем на сегодня изучать? - Какие задачи стоят перед нами на уроке? - Для начала вспомним, что нам уже известно о частях слова. - Узнайте слова по описанию и запишите их. 1. Птица, которая каркает. 2. Антоним к слову выходит. 3. Цвет новогоднего дерева. - Какие слова вы записали? - Выделите орфограммы. Объясните написание слов. - Какие части слова вы знаете? - Выделите в словах корень и окончание. - Что такое корень? - Что такое окончание? |
Составляют алгоритм действий: Как называется часть слова? Место расположения в слове? Для чего служит часть слова? Как обозначается часть слова? - Будем изучать новую часть слова. - Узнать, как называется новая часть речи, для чего она служит, где в слове находится… Ворона Заходит Зеленый |
- В каком слове не удалось выделить все части слова? - Подберите однокоренные слова к слову заходит. - Прочитайте ряд однокоренных слов, которые подобрала я. Заходит, выходит, переходит, уходит. - Чем различаются эти слова? - Кто знает, как называется эта часть слова? - Эту часть слова мы приставляем к другому слову и получаем в итоге новое слово. Если мы приставляем эту часть слова, то как она будет называться, кто догадался? - Ребята, кто знает, как обозначается эта часть слова? Показывает, как обозначается приставка. - В начале занятия мы с вами составляли вопросы, на которые необходимо было ответить, чтобы найти пропавшую часть слова. На некоторые из них мы уже ответили, а на другие я предлагаю вам ответить самостоятельно, поработав в группах. Организует проверку выполнения задания. - Приставки придают словам новые оттенки значения и особую выразительность. - Подумайте, как же найти в слове приставку? - Приведите примеры слов с приставками. | - Заходит. Подбирают однокоренные слова. Читают слова. - Различаются частью слова перед корнем. - Предполагают. - Приставка. Предполагает. Работают в парах. - Нужно подобрать однокоренное слово с приставкой или без нее. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. |
- В наш компьютер попал опасный вирус. Посмотрите, что он сделал со словами. Исправим ошибки, использую бюро находок. Вырывной календарь, нашейник, надосиновик, докоснулся. - Замените одним словом. Поработайте самостоятельно. Начал говорить, начал петь, закончил читать, закончил шить, начал бежать. Организует взаимопрверку. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга. - Подберите к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу. Как называются такие слова? Фронтальная работа Разгибать - … Выбежать - … Закрывать - … Отгадать - … | - Антонимы. |
- Какую часть слова мы нашли, побывав в роли детективов? - Что такое приставка? - Удалось ли нам достичь поставленных в начале урока задач? - Поднимите руку те, кто считает, что из него получился хороший детектив. - Благодарю за работу. | |