ФГОС урок русского языка в 6 классе: "Приставки ПРЕ и ПРИ" Табунникова Е.Е.
- сформировать представление о правописании приставок при- и пре.
Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод;
- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;
- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.
- формировать положительное отношение к знаниям.
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.
по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
- групповая.
Технологическая карта урока.
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
I этап. Мотивационно -ориентированный 1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний 3.Этап мотивации (определение цели совместной деятельности). 1.Организационный момент. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Демонстрируют готовность к уроку. | Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.(2мин) | Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель... - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, оценивать работу друг друга по критериям. | Принцип психологической комфортности. УУД Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места |
2.Актуализация знаний. Цель:повторение орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь распознавать настроение человека | 3-5 учащихся работают по карточкам (карточки с различной мотивацией учащихся) Формулируют цель; определяют критерии оценивания | Организовывает работу по карточкам Организовать работу по самопроверке | Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. Итак, начнем работать: пока ребята выполняют задания по карточкам, мы с вами проведем орфоэпическую разминку.(слайд 1) 1. Индивидуальная работа по карточкам (5 мин) Карточка 1 Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи. Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре. До свидания закричал Знайка. Карточка 2 К словам автора допиши прямую речь. 1.) Дежурный сообщил: … 2.) … , - возразил товарищ. 3.) … ? – удивилась девочка. 2. Орфоэпическая разминка (3 мин) слайд № 2 ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд, обеспЕчение, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый,рефлЕксия. Объясним лексическое значение незнакомых слов. Мы с вами всегда анализируем результаты своей деятельности. Так что же такое рефлексия? (Переход по гиперссылке) Для запоминания правильного ударения примените слово рефлекс | Принцип деятельности. УУД Личностные:уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные: понимать предметное содержание; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. |
II этап Операционно-исполнительный 1.Постановка учебной задачи. Цель: определение темы и целей урока | Работать с информацией, представленной в форме текста. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организует обсуждение проблемных вопросов. | Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.После проверки Д/З ребята обращают внимание на слайд 3 и слайд 4, 5, 6 и делают наблюдение, что в последних столбиках слова, значение приставок в которых трудно определить.Ребята, Сформулируем тему урока. Дети: Это приставки пре- и при- трудные случаи. Цель 2. Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока -- Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-). А как эти знания нам пригодятся в жизни? Обобщение и выводы. Слайд7 Создание проблемной ситуации. | Принцип вариативности. УУД Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка. |
2.Совместное исследование проблемы. Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. . | Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение). Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Слад8 развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса. )Работа, анализ, а затем проверка и сравнение своих результатов с эталоном: Замените выражение одним словом с приставками при- или пре- Лечь ненадолго сесть на краешек, заболеть не сильно, идти по следам кого-либо очень скучный Ответ: Прилечь Присесть Приболеть Преследовать Прескучный | Принцип творчества УУД Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону | Работают с информацией, Работа в парах Осуществляют самоконтроль Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ Проверяют Подводят итог Участвуют в диалоге с учителем | Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. | Принцип обратной связи. УУД Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
4.Физкультминутка | Выполняют движения под музыку | Организует физпаузу; показывает движения | | Принцип психологической комфортности. УУД Личностные:продолжают формирование культуры здоровья |
| Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Органиет деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Работа в группах 1 группа: «Лингвистическое лото»
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10) пр…ступить Создание 2-ой проблемной ситуации. Все ли слова удалось распределить? А куда вы отнесли слово под цифрой 10? Чтение информации по слайду 11 Обратите внимание на слайд 12. В двух столбиках написаны слова, которые похожи, но имеют разное лексическое значение и в данном случае еще отличаются приставками. Н.А. Некрасов писал:"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» На втором году пребывания Артемьева в городке умер царь Александр III, его преемник Николай II назвал надежды на перемену режима «бессмысленными мечтаниями». Приёмник работает на батарейках. Поезд прибывает без опоздания. Дети делают вывод по наблюдениям. Гиперссылка на слова-паронимы. Дети списывают и придумывают словосочетания. Проверка и анализ. Работа по группам Приставка при- | Приставка пре- | Другие орфограммы | Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з | Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть | Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение | | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебных материалах, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
III этап. Рефлексивно-оценочный 1.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 1 Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов? 2.Что выполняли на уроке? 3. Как оцениваете свою деятельность на уроке? -Что показалось сложным? -Что нового узнали? -Что запомнилось больше всего? -Как оцените свою работу? Варианты ответов с приставками пре- и при- (Прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками). Домашнее задание | Принцип деятельности, вариативности УУД Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения |
| . | | | Принцип минимакса УУД Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию |
Чуть выше приподнимем и новизны внесём.
Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём.
Расставим по порядку и сядем отдохнём.