СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. "Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. "Простые и сложные предложения"»



Конспект урока



ФИО Нечипорук Алина Ивановна

Наименование ГБУ ОО ЗО «Водянская СОШ №2»

образовательной

организации

Предмет Русский язык

Класс 5

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

  • развивать навык чёткого и красивого письма;

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

  • закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;

  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

  • воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: мультимедийный проектор, дидактический материал, слайды, тетрадь, библиотека цифрового образова­тельного контента (ЦОК), таблица со схемами предложений, карточки с упражнениями.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

2.Актуализация знаний

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки.

- Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

  • Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

  • По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

  • Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

Запишите предложение и выполните пунктуационный разбор

К доктору приходили все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.



Дайте ответы на вопросы

Когда еще мы используем союз «И»?

Какова тема урока?

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

4. Изучение нового материала

Просмотр видеоурока

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните и выполните задание:



Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового? ( Сложные союзные предложения бывают сложносочиненные ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).

5. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы.

  1. Пришла осень.

  2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.

  3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Измените ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):

  1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

2 вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ты...

Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

  • Пришла долгожданная весна.

  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

  • Появились первые клейкие листочки.

  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

  • Выбирается из берлоги медведь.

  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.

  1. Каждый вечер шел дождь, и…

  2. Каждый вечер шел дождь, но…

  3. Каждый вечер шел дождь, а…

  4. Каждый вечер шел дождь, потому что…

  5. Каждый вечер шел дождь, однако…

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их. Проверочная работа.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

7. Домашнее задание: Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.