Тема: Разбор слова по составу
Цель: Закрепить знания о разборе слова по составу.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Целеполагание
- Ребята, послушайте стихотворение, а после скажите о чём оно:
Слово делиться на части,
Как на дольки апельсины.
Может каждый грамотей
Строить слово из частей.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Какова тема нашего урока?
-А какую цель вы поставите себе на урок?
- Верно.
3.Работа по теме урока
- Посмотрите на доску, у меня здесь на карточке стихотворение. В некоторых словах пропущена буква. Ваша задача, написать слова вставив пропущенную букву. Кто хочет пойти к доске?
Осень золото роняет
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на тёплый юг!
- К какой части речи относятся все слова, где были пропущены буквы?
- что такое имя существительное?
- Правильно сейчас мы с вами будем работать с именем существительным
- Какие орфограммы вам встретились? (спрашиваю по одному ученику)
- Правильно. Где находятся все орфограммы?
- Что кроме корня мы можем выделить у этих слов?
- Хорошо, давайте выделим корень, окончание и основу. Кто хочет выйти к доске и показать нам?
- Как можно назвать, то что мы только что сделали?
-Откройте учебники на стр. 59. Встаньте со своих мест, прочитайте то что написано в рамочке.
- Что такое окончание?
- Что такое основа
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Отгадайте загадку, и вы узнаете какое слово мы будем разбирать по составу:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…
-Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
- Запишите слово подосиновик и сделайте разбор слова по составу опираясь на памятку, которую вы прочитали. Кто хочет выйти и разобрать это слово у доски?
(- К какой части речи относится данное слово? Выдели окончание и основу. Выдели корень. Выдели приставку. Выдели суффикс).
- Отгадайте анаграмму, и вы узнаете какое следующее слово мы будем разбирать:
д р оП а о к
-(запись в тетрадь со строчной буквы)
-Теперь самостоятельно разберите слово подарок по составу. (один ученик читает, что у него поучилось)
- Давайте проверим, поднимите руку те, у кого получилось так же?
- Верно, что мы делали со словами?
- Какую часть речи мы разбирали?
- давайте мы с вами обобщим: расскажите этапы разбора имени существительного.
- На доску я прикрепила фразеологизмы. Ваша задача подобрать синонимы. Что такое синонимы?
- кто хочет составить первую пару? (стрелянный воробей, козёл отпущения, горе луковое).
- Какой части речи относятся эти слова?
- Что такое имя прилагательное?
- Верно, сейчас мы с вами будем работать с именем прилагательным.
- Давайте запишем 3 слова: опытному, виноватого, проблемных.
- Прежде чем разбирать эти слова по составу, посмотрите в учебник на стр. 58. Встаньте со своих мест, прочитайте то, что написано в рамочке.
- Давайте сейчас разберём эти слова по составу. Кто хочет разобрать первое слово у доски?
Физкультминутка
- Сейчас я буду говорить слова, ваша задача прыгнуть, если я скажу имя существительное, присесть если это будет имя прилагательное. встаньте все со своих мест.
(прыгун, прекрасная, стойка, оловянный, быстрый, обаятельность, жук, солнечный, цветущая, снеговик, весеннего, хмурое, корабли, хвоя, дневные)
- Хорошо, молодцы.
- Давайте выполним упр. 52 стр. 60. Разбор второго слова по составу (волнистое) разбирает 1 вариант, слово бесспорный разбирает 2 вариант.
- Давайте проверим.
- С какой частью речи мы сейчас работали?
- давайте мы с вами обобщим: расскажите этапы разбора имени прилагательного.
- Хорошо, молодцы.
- Сейчас вам нужно будет вставить пропущенные слова в пословицы.
(шутку .., всех веселить; двери ..., да нас не пустили; глаза видят, брюхо просит, язык скажет, руки ...)
- К какой части речи они относятся?
- Что такое глагол?
- Правильно, сейчас мы будем работать с глаголом.
- Откройте учебники на стр 60, встаньте со своих мест и прочитайте то что написано в рамочке, а также продолжение на стр 61.
- Сейчас мы выполним упражнение 54 на стр 61. начинаем с 5 слова. Прочитайте это слово.
- Верно, кто хочет пойти к доске выполнить упражнение? (пробежали, выпила, нюхают, перелистает, заработаешь)
- откройте стр 62, встаньте и прочитайте правило.
- что не входит в основу глагола
- С какой частью речи мы сейчас работали?
- Назовите этапы разбора глагола по составу?
- Хорошо, молодцы. (если останется время)
- Сейчас мы с вами выполним разбор слов по составу. кто хочет пойти к доске? (прыгает, прекрасная, стойка, оловянный, бегать, обаятельность, жук, цветёт, снеговик, весеннего, хмурое, корабли, проплывут, хвоя, дневные)
4. Итог урока