Тема урока: Речевой этикет. Правила речевого этикета.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Создать условия для формирования ценностного мира ребенка.
Задачи
1 Раскрыть в доступной форме мысль о том , что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людей.
2 Дать понять , что культура речи- составная часть общей культуры человека наряду со знаниями , начитанностью и умением себя вести.
3 Упражнять в умении правильно употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила речевого этикета.
Чувствовать ответственность за выбор слов, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с воспитателем обнаруживать и формулировать воспитательную задачу.
Совместно с воспитателем составлять план ее решения.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения воспитательной задачи источники информации среди предложенных воспитателем словарей, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.
Предметные результаты:
Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям.
Делать свой выбор в воспитательных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Формы работы: беседа, фронтальная, групповая.
Оборудование: тетрадь, доска, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.
– Дорогие ребята, сегодня у нас необычный день. Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».
2. Актуализация
– И так, ребята, с чего чаще всего начинается любое общение?
С этого и я начала урок с вами.
(С приветствия)
– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
– Какие вы ещё знаете слова приветствия? (Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет)
Задание 1 Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. И запишите их. (СЛАЙД)
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО
ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО
ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА
ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП
3. Изучение нового материала.
А теперь я предлагаю вам отгадать загадки и приблизиться к теме нашего сегодняшнего урока. Будем отвечать на вопросы, а для ответа нам понадобится только первая буква. (СЛАЙД)
1. Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо
И на палочке потом Шоколадным тает льдом.
Ответ: буква Э (экскаватор, эхо, эскимо)
2.Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор)
3.Тебе дано, А люди им пользуются. (Имя)
4.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
5.Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву ... Е
6.Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже. (буква Т).
Слово – этикет.
Запишите слово «этикет» в тетрадь (СЛАЙД).
Давайте попробуем определить лексическое значение данного слова?
- Составьте устно словосочетания с данным словом.
(Соблюдать этикет, придворный этикет).
- А что будет означать словосочетание «речевой этикет»? «этикетные слова»?
-И так ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Хорошо, а теперь обратимся к словарю, посмотрите на экран:
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
Речевой этикет – правила речевого поведения.
Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником.
Быть вежливым - одно из правил этикета, ребята.
Задание 2. Решение ситуативной задачи (СЛАЙД).
-Посмотрите внимательно на доску и скажите, где ребята ведут себя не по правилам этикета
-Этикет определяет все наше поведение, но и что еще, как вы считаете?
-Хорошо, а теперь предлагаю вам такое задание – вам нужно правило построить диалог в паре с рядом сидящим одноклассником по данной ситуации. Слушаем ситуацию.
-Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга? Составьте, пожалуйста диалог в паре с рядом сидящим одноклассником.
- А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка.
3. Закрепление.
Задание 3. СЛАЙД.
- Посмотрите на экран, вам даны пословицы, но они перепутались, нужно составить верные пословицы и записать их в тетрадь.
-
Доброе слово | язык не усохнет. |
-
Ветры горы разрушают, | и кошке приятно. |
-
От доброго слова | железные ворота откроет. |
-
Доброе слово | слово народы подымает. |
Задание 4
Разыграйте речевую ситуацию по парам. Используйте « Вежливые слова» СЛАЙД:
-
Как обратиться к продавцу и узнать, поступил
ли новый номер журнала «Теленеделя»?
-
Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до улицы Салмышской?
-
Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
поздороваться и тебе?
-
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
ними, а если надо, то как это сделать?
4. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Ребята, вы сегодня - молодцы, предлагаю вам подвести итоги и оценить свою работу.
-Что вам понравилось на уроке?
-Что узнали нового?
-Когда нужно использовать речевой этикет? А что такое речевой этикет?
Оценивание учащихся.
5.Домашнее задание выучить новые понятия, составить 5 диалогов с использованием этикетных слов.
Урок2
Организационный момент (3 мин).
Сядет то кто вспомнит вежливые слова
Объяснение нового материала (10 мин).
Что такое этикет? Составьте правильное предложение из данных слов и запишите в тетрадь
Правила поведения человека среди других людей
Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах
Слайд 7 посмотрите и скажите, где ребята поступают правильно?
Устно составьте предложения по картинкам
Слайд 8 Правила поведения в транспорте
Работа в тетради Выберите нужные слова и вставьте в предложения
Задание 5
-
(Красиво Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
-
Входя в салон автобуса,( не надо надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
-
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя( платит едет без билета).
-
Молодому человеку вовсе( не обязательно обязательно) оплачивать проезд своей спутницы.
-
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда( наготове прячьте)
-
Чистые сумки и рюкзаки ( можно нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нет людей
-
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только( вполголоса громко).
-
Согласно этикету в транспорте ( нельзя можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Каждая парта записывает свое предложение.
Физминутка
(кулак ладонь ребро Запись в воздухе чисел)
«У меня зазвонил телефон»
А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них.
Задание 6
Работа в парах
Два ученика читают диалог.
Алло, можно Эллу?
Привет, подружайка! Это я.
Ты выйдешь гулять?
Не могу: родаки дома.
Ты фейерверк видела? Ну, как?
Ну, кайф! Классно! Потряска!
Знаешь, Мадонна приезжает.
Да, я от нее торчу.
Будешь смотреть ее концерт?
Без базара, я же не лох какой-нибудь.
До свидания, Элла.
Чао, бамбино!
- Что необычного в этом диалоге?
В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение.
Переводчик
Здравствуй, дорогая подруга.
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
Да, я восхищена ее пением.
Конечно, я же современная девушка.
Пока, подружка!
Задание 7 Решение ситуативной задачи.
Работа в парах.
Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?
- Вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят?
Комплимент
А вы умеете говорить людям приветливые слова? Что же это за слова? (Комплимент)
Мы прибыли на последнюю станцию «Давайте говорить друг другу комплименты…». А вы любите читать сказки?
Задание 8
Представьте себе, что вы попали в сказочную страну и находитесь среди сказочных героев.
Кощей бессметный
Сивка-бурка
Баба-Яга
Золушка
Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.
-
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА
-
Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ
-
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.
-
Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА
Молодцы, вы научились делать комплименты!
Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?
Выставление оценок.
Творческие задания на дом :
1.Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?
Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.
2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?
Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.
3. Кто здоровается при встрече первым, если встретились два мальчика?
Ответ: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
4. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
Ответ: Да.
5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Правильно ли он поступил?
Ответ: Нет. Следовало сказать общее «здравствуйте».
6. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?
Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.
7. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?
Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.
8. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?
Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.
9. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?
Ответ: Да.
10. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Но, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1 Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП |
Задание 2 Словарно-орфографический диктант.
До св_дания, п_жалу..ста,
изв_ните,
сп_сибо, здра_ствуйте,
Задание3
Доброе слово | язык не усохнет. |
Ветры горы разрушают, | и кошке приятно. |
От доброго слова | железные ворота откроет. |
Доброе слово | слово народы подымает. |
Задание 4
Разыграйте речевую ситуацию по парам. Используйте « Вежливые слова»:
-
Как обратиться к продавцу и узнать, поступил
ли новый номер журнала «Трамвай»?
-
Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до Комсомольского озера
-
Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
поздороваться и тебе?
-
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
ними, а если надо, то как это сделать?
-
Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
-
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»
Задание 5 Выберите нужные слова и вставьте в предложения
-
(Красиво Некрасиво) рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
-
Входя в салон автобуса,( не надо надо) здороваться со всеми людьми, там находящимися
-
За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя( платит едет без билета).
-
Молодому человеку вовсе( не обязательно обязательно) оплачивать проезд своей спутницы.
-
Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда( наготове прячьте)
-
Чистые сумки и рюкзаки ( можно нельзя) ставить на свободные места, если в транспорте нетлюдей
-
Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только( вполголоса громко).
-
Согласно этикету в транспорте ( нельзя можно) причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей
Каждая парта записывает свое предложение.
Задание 6 Прочитайте диалог
Два ученика читают диалог.
Алло, можно Эллу?
Привет, подружайка! Это я.
Ты выйдешь гулять?
Не могу: родаки дома.
Ты фейерверк видела? Ну, как?
Ну, кайф! Классно! Потряска!
Знаешь, Мадонна приезжает.
Да, я от нее торчу.
Будешь смотреть ее концерт?
Без базара, я же не лох какой-нибудь.
До свидания, Элла.
Чао, бамбино!
Переводчик
Здравствуй, дорогая подруга.
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
Да, я восхищена ее пением.
Конечно, я же современная девушка.
Пока, подружка!
Задание 7 Решение ситуативной задачи.
Работа в парах.
Мальчик собирается позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а его мама. Как правильно построить диалог с мамой друга?
Задан6ие 8 Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.
-
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
-
Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый.
-
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.
-
Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.