Тема: «Ремонт одежды декоративной заплатой. Пришивание пуговиц» (1 час).
Цели :
Ознакомить с понятием заплатка, и её разновидностями.
Научиться подбирать и прикреплять декоративную клеевую заплату.
Развивать самостоятельные исполнительские умения.
Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Закрепить ранее полученные знания о технологии пришивания пуговиц.
Задачи :
Обучающие: расширить представление о заплатах, закрепить знания о видах ремонта одежды (пришивание пуговиц)
Развивающие: развивать связную речь, произвольное внимание, мелкую моторику, память, активизировать мыслительные процессы, эстетический вкус, интерес к трудовой деятельности, творчеству
Воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственности, коммуникативной культуры
Развивать самостоятельные исполнительские умения, логическое мышление.
Наглядные пособия: образцы заплаты, образцы заплат-аппликаций, схема «виды ремонта одежды», электронная презентация, одежда, требующая ремонта (брюки, кофта), образцы с разными видами «отверстий»
На доске таблички с терминами: ремонт одежды, штопка, заплаты- накладная и подкладная, аппликация, термоаппликация.
Материалы, инструменты и оборудование: ткани для образца и для заплаты, нитки швейные, иглы для ручных швов, ножницы, игольница, наперсток, утюг, гладильная доска, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, учебник, карточки для тестирования, утюг, гладильная доска, термоаппликация, карточки с правилами , инструкционные карты по пришиву пуговиц, коллекция пуговиц
Методы обучения: беседа, рассказ, опережающее задание, инструктаж, самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам, демонстрация приемов работы, самоконтроль, взаимоконтроль.
Тип урока: комбинированный
Современые образовательные технологии: здоровьесбережение, проблемная, игровая, исследовательская, взаимоонализ, взаимооценка,
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемые результаты
1.Личностные результаты:
- уметь анализировать свою деятельность;
- бережно относиться к истории и традициям своей страны;
2.Предметные результаты:
-понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;
-осваивать технологию пришива пуговиц и применения декоративной клеевой заплаты;
-применять полученные знания и умения в дальнейшей деятельности.
Метапредметные результаты
1.Регулятивные УУД:
-определять с помощью учителя тему и цель урока;
-выявлять собственные затруднения;
-находить способы выхода из затруднений;
-организовывать свою деятельность;
-контролировать и анализировать собственную деятельность.
2.Познавательные УУД:
-конструировать новое знание;
-излагать свое мнение;
-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
3.Коммуникативные УУД:
-уметь вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-уметь слушать учителя и одноклассниц.
Структура урока:
1.Организационный этап (самоопределение к деятельности) - 1 мин.
II. Формулировка темы и постановка цели – 2 мин.
III. Актуализация знаний – 3 мин.
IV. Получение новых знаний – 14 мин.
V. Физкультминутка – 2 мин.
VI. Применение знаний в форме практической работы - 13 мин.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция – 2 мин.
VIII. Информация о домашнем задании – 1 мин.
IХ. Рефлексия – 2мин.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Приветствие гостей (ребята встаньте у своих мест, поприветствуем гостей у нас на уроке.)
Приветствие учащихся.
Эмоциональный настрой психологический настрой учащихся
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
На урок торопит нас
Технологии сейчас.
Начинаем урок, очень приятно вас видеть, здравствуйте, садитесь.
Мотивация (Формулировка темы и постановка цели)
Чтение учителем отрывка из рассказа Н.Носова «Заплатка». (Николай Николаевич Носов. Рассказ Носова Заплатка про мальчика Бобку, у которого были замечательные штаны. Все ребята завидовали ему, чему Бобка был жутко рад. Однажды, перелезая через забор, Бобка порвал свои штаны)
Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Какова тема нашего урока? (Заплатка) (дети, отвечая, формируют тему урока).
Тема нашего урока: «Ремонт одежды декоративной заплатой. Пришивание пуговиц»
Что нужно делать чтобы избежать таких ситуаций? (быть опрятным и аккуратным. Некрасиво ходить в рваной и повреждённой одежде)
Что в вашем понимании «быть опрятным и аккуратным» (Одежда должна быть чистой, без оторванных пуговиц и дыр)
Правильно, а чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии, следует приучать себя к бережному отношению к вещам.
Проблемная ситуация
Какие способы ремонта одежды нам уже известны? (пришив пуговиц)
П
осмотрите на «Образцы повреждения одежды»
Образец №1 Образец №2 Образец №3
Как мы можем отремонтировать нашу одежды, если она порвалась таким образом как указано на карточке?
Ответы детей
Образец №1 Зашить дырку, отверстие или пришить туда пуговицу
Правильно, мы можем выполнить ремонт одежды потайными стежками или пришить пуговицу, если место разрыва невелико, все зависит еще и от того где находится место, требующее ремонта.
Образец №2 Зашить вручную косыми или петельными стежками или застрочить на машинке
Правильно, когда место порыва невелико, у нас есть возможность выполнить ремонт одежды машинной строчкой, зигзпгом или ручными стежками
Образец №3 ????
А если изношенное место или место порыва велико по размеру каким образом можно произвести ремонт (С использованием заплат, термоапликации, штопкой) Учитель демонстрирует образцы всех видов заплат
А мы это умеем делать? (Нет)
Произвести ремонт Образца №3 вы сможете? (Нет)
Постановка цели и задач урока перед учащимися.
Какие знания и умения нам нужны?
Чему нужно научиться, чтобы произвести ремонт Образца №3 (Нужно научиться ставить заплатку)
Какую цель мы поставим сегодня перед собой? (Научиться делать заплатку)
А что для этого нужно знать?
(Какие бывают заплатки; как ее поставить)
Правильно, а теперь посмотрите на слайд
Цели
Узнать виды заплат;
Узнать технологию изготовления заплат;
Закрепить полученные знания о пришиве пуговиц;
Продолжить знакомство с традициями русского народа
Что вы уже умеете делать, чтобы быть опрятными и аккуратными? (пришивать пуговицы)
Итак, на слайде цели и задачи, которые мы поставили перед собой.
Актуализация знаний
А знаете ли вы, что раньше на Руси 16 февраля устраивали Починки - латание дыр в одежде. Починки значительно отличаются от остальных праздничных дней тем, что в этот день люди не отдыхают, а трудятся. Характер данного праздника отражается в известной русской народной поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой»
Хорошая хозяйка на Руси использовала каждый лоскуточек, каждую тряпочку. Когда одежда приходила в негодность её не выбрасывали, чинили, а если уже не удавалось перешить, починить, то разрезали на ленты и вязали коврики, девочки делали куколок, шили лоскутные одеяла. (Учитель демонстрирует изделия в лоскутной технике, кукол)
Таким образом, взрослые с детства приучали своих детей личным примером к аккуратности и бережливости )
Так что же такое заплатка. Если мы заглянем с вами в терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996 , то узнаем, что
Заплатка - то же, что латка; кусок материала, которым заделывают дыры, разрывы, прожоги в одежде и различных предметах.
Посмотрите на экран, чем похожи эти изделия? (И первый и второй образцы уже ремонтировали. Используя заплаты)
Чем отличаются заплатки на этих изделиях? (Образец №1 заплата сверху наложена, образец№2 снижу наложена, края не видно)
Посмотрите на схему и ответьте на вопрос
Какие виды заплат существуют? (Дома вклейте в тетрадь)
Как можно прикрепить заплатку? (Клеевым способом, машинными или ручными стежками)
Подкладные заплаты используются в тех случаях, когда изношенное место не слишком велико и доступно для ремонта с изнаночной стороны.
Но иногда разрыв ткани возникает в местах, где подкладную заплату поставить нельзя, поскольку она может испортить внешний вид изделия. В таких случаях применяются ремонт накладными заплатами.
Сегодня на уроке мы научимся делать одну из разновидностей накладной заплаты.
Накладная заплата может быть декоративной, как аппликация. В этом случае цвет и рисунок ткани; а также форма заплаты подбираются по желанию
Термоаппликация – это наклейка (термонаклейка) для нанесения картинок на одежду. Её можно использовать как принт для футболки, для одежды, для шапок, для джинсов.
Термонаклейка наносится на различные изделия при помощи утюга. Изображение, перенесенное с термонаклеек, имеет высокое качество. Полученные картинки устойчивы к стирке. Гладить можно с обратной стороны изделия на положении регулятора утюга не выше, чем «шерсть».
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж:
Прежде че мы начнем работать, давайте вспомним правила работы в парах.
Перед вами карточка. Составьте алгоритм работы по ремонту одежды с помощью заплаты. В пустых клеточках проставьте правильный порядок
Обменяйтесь карточками и проверьте работу по эталону. (Эталон на экране)
Мы с вами отправимся в путешествие творческим мастерским. Сегодня я вам раздала маршрутные карты, в которых указана последовательность вашего путешествия. Внимательно посмотрите на них. Каждый из вас имеет свой маршрут. В каждой мастерской лежат правила работы, при выполнении работ помните про правила безопасности
Найдите мастерскую «Островок безопасности»
Вы должны будете взять конверт с заданием, выполнить его, проверить по эталону. В конце урока, используя ваши работы, мы создадим коллаж
(Задание мастерской «Островок безопасности»
Используя тексты и картинки сформулировать правила безопасной работы с электроутюгом, с ножницами, иголками и правила поведения в кабинете. По окончанию задания вы должны проверить ваши правила с эталоном, правильно ли вы их скомпоновали. Эталон можно взять только после того, как вы приклеите все правила и картинки)
Мастерская «Заплаткино»
Как вы думаете, чем мы займемся в этой мастерской? (Будем ставить заплатки)
Правильно, мы будем выполнять ремонт одежды, используя термоаппликацию. Это один из самых простых способов декорирования дыр.
(Задание мастерской «Заплаткино»
В мастерской лежат образцы одежды, требующие ремонта. Дети получают декоративные заплаты (цветочки, грибочки, рыбки, листочки, сердечки.
Ваша задача подобрать заплату и выполнить ремонт одежды.)
Мастерская пуговкино «Пуговкино»
А чем займемся в этой мастерской? (Будем пришивать пуговицы)
Да, здесь вы сможете проявить свой талан дизайнера и пришить пуговицы, создавая новогоднюю игрушку для школьной елки, закрепляя свои знания, полученные на прошлом занятии.
Инструкционные карты по пришиву пуговиц у вас на столе.
Помните, время пребывания на каждой станции не больше 5 минут Работу выполняем аккуратно и внимательно.
Обратите внимание, на обратной стороне маршрутного листа для вас подготовлен Лист самооценки, по мере продвижения по мастерским не забывайте заполнять его. Соблюдайте правила техники безопасности.
Пора в дорогу, в пути на придется хорошенько протрудиться, а поэтому давайте немного отдохнем
Физминука
В середине работы проводится гимнастика для глаз и шеи.
Дети по музыку следят за фигурками на экране
Выполнение практической работы учащимися (20 минут) (Фоном звучит музыка)
Рефлексия.
Время путешествия по творческим мастерским подошло к концу.
Все успели пройти по заданному маршруту?
Переверните Маршрутные листы.
Встаньте те, у кого выполнение сегодняшних работ не вызвало затруднений.
А теперь те, у кого выполнение затруднения вызвало затруднения.
Ну, а теперь те, кто не смог справится с зданиями. Для кого они были слишком сложны. Почему?
Удовлетворены ли вы своей сегодняшней работой?
Какие рекомендации вы себе дали бы?
Какие правила техники безопасности вы сегодня использовали при выполнении заданий?
Вспомните какие цели и задачи мы поставили перед собой?
Достигли ли мы их? Поднимите руки, кто справился поставленными в начале урока целями и задачами? Кто не справился?
Выставка выполненных работ.
Мини – защита выполненных творческих работ.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
Нашем коллажем можно пользоваться на уроках, изучая правила безопасной работы. Посмотрите какой красивый он у нас получился.
Вывешиваются образцы одежды. Девочки скажи, пожалуйста, для чего нужны заплаты (заделывать дыры, разрывы, прожоги в одежде и различных предметах), а еще. Посмотрите какие эксклюзивные вещи у нас получились, красиво и неповторимо, таких вещей нет. Они единственные в своем роде. В каких целях еще можно использовать заплаты и пуговицы (Для декорирования одежды, создания игрушек, белков, сувениров)
Действительно используя пуговицы мы ожжем не только починить одежду, но и декорировать, создавать новые эксклюзивные вещи, сувениры и т.д.
Оценка, обмен мнениями
Какие работы вам понравились больше всего? Аргументируйте свой ответ
Домашнее задание. (Выполняется одно задание по выбору учащихся)
Самостоятельно приклей заплатку к поврежденному месту Оформить образец в тетради.
Выполнить картину с использованием шерстяных ниток и пуговиц.
Проверка рабочих мест (уборка).
На этом урок окончен. Всем спасибо. До свидания