03.12.19.
Биология
5 класс
Урок № 13
Учитель Макаренко Ж.Д.
Тема урока: «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе»
Цель: узнать как связаны между собой организмы в природном сообществе,
выяснить роль животных, грибов и бактерий в природном сообществе, дать понятие круговорот веществ.
Задачи: Образовательные: углубить представление о роли растений в сообществах;
показать роль растений, животных, грибов, бактерий в сообществах;
раскрыть сущность круговорота веществ; познакомиться с видами взаимоотношений в сообществах ввести понятие «биогеоценоз».
Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ. Выделять существенные приспособления листьев к разным условиям среды.
Воспитывающие: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
Предметные: определять понятия по теме урока, описывать и сравнивать роли живых организмов в сообществе, называть ярусы в сообществах, объяснять значение круговорота веществ, называть типы взаимоотношений организмов в сообществе и их значение.
Метапредметные: Регулятивные УУД: ставить цель и анализировать условия достижения цели, уметь планировать и регулировать свою деятельность.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.
Личностные УУД: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою
Понятия: ярусы, производители органического вещества, потребители органического вещества, разрушители органического вещества.
Методы обучения: ИКТ, игровые технологии, ролевая сказка «Сказка о кривом человечке», самостоятельное исследование, игры-упражнения, игра «Светофор».
Оборудование: таблица «Многообразие живых организмов», учебник «Биология. 5-6 класс» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Издательство: Просвещение, 2016 г. Серия: Сферы, презентация в программе Power Point, электронный диск – приложение к учебнику, раздаточный материал
Тип урока: усвоения, применения знаний, умений и навыков.
Ход урока.
I. Организационный этап. Приветствие, проверка общей готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос. Слайд 2
- Дайте определение природному сообществу и растительному сообществу.
- Почему растения в природном сообществе играют ведущую роль?
- Смогут ли жить травянистые растения елового леса на хорошо освещённых песчаных почвах соснового леса?
- Чем естественные растительные сообщества отличаются от искусственных?
- Докажите, что огород на приусадебном участке – это искусственное природное сообщество?
III. Мотивация учебной деятельности.
Игровые технологии. Ролевая сказка.
«Сказка о кривом человечке» Заболоцкого (о взаимодействии живых организмов, о значимом месте каждого в природе).
Автор: На маленьком стуле сидел старичок,
На нём деревянный надет колпачок. Сидит,
он, качаясь, и ночью, и днём и туфли трясутся на нём.
Сидит он на стуле и машет рукой.
Бежит к старичку человечек кривой.
Старичок: Что с вами, мой милый?
Откройте ваш глаз.
Зачем он завязан у вас?
Автор: И вот человечек в ответ старичку:
Человечек: Глазок мой закрылся,
И больно зрачку.
Я с чёрной грачихой подрался сейчас.
Она меня клюнула в глаз.
Автор: Тогда старичок призывает жука.
Старичок: Слетай-ка жучок на большие луга.
Поймай-ка грачиху в 15минут.
Над нею устроим мы суд.
Автор: Ни ветер бушует, ни буря гудит.
Жучок над болотом к грачихе летит.
Жук: Извольте грачиха явиться на суд.
Осталось 12 минут.
Автор: Взлетает грачиха крыльями шурша.
Грачиху сажают за письменный стол
И пишет жучок протокол.
Жук: Скажите грачиха фамилию свою.
Давно ли живёте, вы, в нашем краю?
Зачем человечка вы клюнули в глаз?
За это накажем мы Вас!
Автор: Сказала грачиха: «Но я не виновна.
Сама я грачиха обиженна кровно
Кривой человечек меня погубил».
Замрёт наше поле и сад обнажится.
И тысяча гусениц там расплодится.
И некому будет их бить и клевать.
И птенчикам в гнёзда таскать.
И если бы сказка вдруг стала ни сказкой,
Пришёл бы к тебе человечек с повязкой.
Взглянул бы на сад, покачал головой и заплакал бы вместе с тобой.
Чем мог кривой человечек погубить грачиху?
За что она клюнула его в глаз? (разорил гнездо)
Почему бы заплакал человечек, придя в сад?
(если мы будем уничтожать птиц, мы погубим растения, гусеницы будут поедать всё)
Какой вывод можно сделать по этому стихотворению?
Вывод- Звери всякие важны — звери всякие нужны.
Каждый из них делает в природе своё полезное дело
Какая тема и цель урока? (высказывают мнения учащиеся)
Записываем тему урока. Слайд 3
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы. Слайд 4
Кто? Какие?
IV. Усвоение новых знаний.
Все обитатели сообщества тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу. Они вступают между собой в разнообразные отношения и зависят друг от друга.
Зеленые растения образуют органические вещества из углекислого газа и воды, используя энергию Солнца. Растениями питаются разнообразные растительноядные животные, а ими хищники.
Животные выделяют во время дыхания углекислый газ, который нужен растениям для фотосинтеза.
Все-все на свете, на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд
Кто делает мед, и кто делает яд.
V.Первичное закреплений знаний.
1. Сообщество животных. Работа с учебником. Слайд 5
Используя учебник стр.32 приведи примеры животных, живущих в разных ярусах.
Как ты думаешь, что такое ярус?
Ярусы – своеобразные этажи, на которых обитают самые разнообразные животные. Слайд 6
Они вступают между собой в разнообразные отношения и зависят друг от друга.
Зеленые растения образуют органические вещества из углекислого газа и воды, используя энергию Солнца. Растениями
питаются разнообразные растительноядные животные, а ими хищники.
Животные выделяют во время дыхания углекислый газ, который нужен растениям для фотосинтеза.
2. Сообщество грибов и бактерий. Слайды 7,8
Любое сообщество населяют также грибы и бактерии. Какова их роль в сообществе? Питаются органическими веществами, содержащимися в отмерших листьях, ветках, корнях растений и остатки животных.
3.Круговорот веществ. Слайды 9,10
В каждом природном сообществе существуют три основные группы организмов:
организмы, образующие органические вещества из неорганических, - производители (это растения);
организмы, поедающие органические вещества (растительноядные и плотоядные животные) - потребители.
ПОПРОБУЙ НАЗВАТЬ ТАКИХ ЖИВОТНЫХ!
организмы, использующие в пищу остатки и "мертвую" органику, разлагающие ее до минеральных солей, - разрушители
(бактерии и грибы);
Любое сообщество существует до тех пор, пока в нем имеются условия, необходимые для жизни организмов трех групп.
Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом, называется круговоротом веществ.
ВЫВОД: Растения – производители, они дают пищу и кислород. Животные – потребители, они поглощают кислород, выделяют углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в минеральные питательные вещества для растений
-Составьте цепь питания. Работа в парах. Слайд 11
Здоровье сберегающие технологии.
Физкультминутка. Слайд 12
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Игры-упражнения.
Игра 1. Вставьте пропущенные слова.
В любом сообществе существуют три группы живых организмов. Организмы, образующие органические
вещества из неорганических - ………, к ним относятся …………..; организмы, …….. ……….. ………… -
потребители, к ним относятся животные; организмы, разрушающие органические вещества до
минеральных - ……………. это бактерии и грибы. Благодаря их деятельности в сообществе
осуществляется ……….. ………. .
Продуценты, растения, потребители, разрушители, круговорот веществ.
2.Найдите верные утверждения. Слайд 13
- Грибы, бактерии, растения и животные образуют сообщества.
- Растения называют производителями органических веществ, потому, что они получают органику в готовом виде.
- Грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ.
- Скорость биологического круговорота на суше составляет годы и десятки лет, а в водной среде – несколько дней и недель.
VII. Контроль и самопроверка знаний.
Игра «Светофор».
Для проведения этой игры потребуются карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые. Каждый играющий получает по три карточки. Учитель зачитывает вопросы с тремя вариантами ответов. Из предложенных учителем утверждений играющие должны выбрать только один – правильный. Если верным окажется первый из них, по правилам игры следует поднять красную сигнальную карточку, если верен ответ второй – жёлтую и, наконец, если правильно третье утверждение – «зажигается» зелёный свет.
1.Природное сообщество составляют:
А) Только растения Б) Только животные
В) Растения, животные, грибы и бактерии
2. Выберите естественное природное сообщество:
А) Луг Б) Поле В) Сад
3. Искусственное природное сообщество в отличие от естественного:
А) Обладает большим разнообразием видов,
Б) Не существует долго без поддержки человека
В) Может долго существовать без вмешательства человека
4. Ведущая роль в природном сообществе принадлежит:
А) Животным Б) Растениям В) Грибам
5. Какое растительное сообщество обладает бедным видовым составом:
А) Лес Б) Болото В) Пустыня
6. Выберите, кто из обитателей пустыни является производителем:
А) Тушканчик Б) Верблюд В) Верблюжья колючка
7. Грибы и бактерии, питаясь отмершими организмами и перегноем:
А) Обогащают воздух кислородом
Б) Загрязняют почву ядами
В) Обогащают почву минеральными веществами
8. Выберите, кто является потребителем органических веществ:
А) Фиалка Б) Кабан В) Овес
9. Определите правильно составленную пищевую цепь:
А) комар Лягушка Цапля Б) крапива гусеница воробей кошка
В) гусеница синица дуб ястреб
10. Выберите обитателя верхнего яруса леса:
А) Гадюка Б) Лось В) Белка
А-красный
Б-жёлтый
В-зелёный.
1-В, 2- А, 3-Б, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-В, 8-Б, 9-Б, 10-В.
Взаимопроверка.
Самопроверка. Слайд 14.
Игра Вставь пропущенные слова. От 1-5 | Найдите верные утверждения. От 1-4 | Игра «Светофор». От 1-10 | Сумма баллов | Отметка |
| | | | |
Критерии: 1-5 баллов отметка «2»
6-10 баллов – отметка «3»,
11-15 баллов – отметка «4»,
16-19 баллов – отметка «5»
VIII.Подведение итогов. Рефлексия.
Представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Ромашка крепится на доску. На каждом лепестке-вопрос. Слайд 15
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Что не понятно?
Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?
IX.Домашнее задание § 11, стр 33 вопросы Составьте сказку о взаимоотношениях между организмами в природе. Слайд 16.
Приложение 1 Маршрутный лист
Дата________________ ФИ__________________________________________
Тема урока: ________________________________________________________________
Биологический словарик.
Ярус_________________________________________________________________________
Производители_______________________________________________________________
Потребители__________________________________________________________________
Разрушители_________________________________________________________________
Круговорот веществ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самопроверка.
Игра Вставь пропущенные слова. От 1-5 | Найдите верные утверждения. От 1-4 | Игра «Светофор». От 1-10 | Сумма баллов | Отметка |
| | | | |
Критерии: 1-5 баллов отметка «2»
6-10 баллов – отметка «3»,
11-15 баллов – отметка «4»,
16-19 баллов – отметка «5»
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Что не понятно?
Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?
Приложение 2
Игра 1. Вставьте пропущенные слова.
В любом сообществе существуют три группы живых организмов. Организмы, образующие органические
вещества из неорганических - ………, к ним относятся …………..; организмы, …….. ……….. ………… -
потребители, к ним относятся животные; организмы, разрушающие органические вещества до
минеральных - ……………. это бактерии и грибы. Благодаря их деятельности в сообществе
осуществляется ……….. ………. .
Продуценты, растения, потребители, разрушители, круговорот веществ.
2.Найдите верные утверждения.
- Грибы, бактерии, растения и животные образуют сообщества.
- Растения называют производителями органических веществ, потому, что они получают органику в готовом виде.
- Грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ.
- Скорость биологического круговорота на суше составляет годы и десятки лет, а в водной среде – несколько дней и недель.
3.Игра «Светофор».
Для проведения этой игры потребуются карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые. Каждый играющий получает по три карточки. Учитель зачитывает вопросы с тремя вариантами ответов. Из предложенных учителем утверждений играющие должны выбрать только один – правильный. Если верным окажется первый из них, по правилам игры следует поднять красную сигнальную карточку, если верен ответ второй – жёлтую и, наконец, если правильно третье утверждение – «зажигается» зелёный свет.
1.Природное сообщество составляют:
А) Только растения Б) Только животные
В) Растения, животные, грибы и бактерии
2. Выберите естественное природное сообщество:
А) Луг Б) Поле В) Сад
3. Искусственное природное сообщество в отличие от естественного:
А) Обладает большим разнообразием видов,
Б) Не существует долго без поддержки человека
В) Может долго существовать без вмешательства человека
4. Ведущая роль в природном сообществе принадлежит:
А) Животным Б) Растениям В) Грибам
5. Какое растительное сообщество обладает бедным видовым составом:
А) Лес Б) Болото В) Пустыня
6. Выберите, кто из обитателей пустыни является производителем:
А) Тушканчик Б) Верблюд В) Верблюжья колючка
7. Грибы и бактерии, питаясь отмершими организмами и перегноем:
А) Обогащают воздух кислородом
Б) Загрязняют почву ядами
В) Обогащают почву минеральными веществами
8. Выберите, кто является потребителем органических веществ:
А) Фиалка Б) Кабан В) Овес
9. Определите правильно составленную пищевую цепь:
А) комар Лягушка Цапля Б) крапива гусеница воробей кошка
В) гусеница синица дуб ястреб
10. Выберите обитателя верхнего яруса леса:
А) Гадюка Б) Лось В) Белка
А-красный
Б-жёлтый
В-зелёный.
Взаимопроверка.