СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе»» 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе»» 5 класс.»

03.12.19.

Биология

5 класс

Урок № 13

Учитель Макаренко Ж.Д.


Тема урока: «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе»


Цель: узнать как связаны между собой организмы в природном сообществе,

выяснить роль животных, грибов и бактерий в природном сообществе, дать понятие круговорот веществ.

Задачи: Образовательные: углубить представление о роли растений в сообществах;

показать роль растений, животных, грибов, бактерий в сообществах;

раскрыть сущность круговорота веществ; познакомиться с видами взаимоотношений в сообществах ввести понятие «биогеоценоз».

Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.  Выделять существенные приспособления листьев к разным условиям среды.

Воспитывающие: формирование познавательных интересов,  направленных на изучение живой природы.

Предметные: определять понятия по теме урока, описывать и сравнивать роли живых организмов в сообществе, называть ярусы в сообществах, объяснять значение круговорота веществ, называть типы взаимоотношений организмов в сообществе и их значение.

Метапредметные: Регулятивные УУД: ставить цель и анализировать условия достижения цели, уметь планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.

Личностные УУД: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою

Понятия:  ярусы, производители органического вещества, потребители органического вещества, разрушители органического вещества.

Методы обучения: ИКТ, игровые технологии, ролевая сказка «Сказка о кривом человечке», самостоятельное исследование, игры-упражнения, игра «Светофор».

Оборудование: таблица «Многообразие живых организмов», учебник «Биология. 5-6 класс» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Издательство: Просвещение, 2016 г. Серия: Сферы, презентация в программе Power Point, электронный диск – приложение к учебнику, раздаточный материал

Тип урока: усвоения, применения знаний, умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие, проверка общей готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос. Слайд 2

- Дайте определение природному сообществу и растительному сообществу.

- Почему растения в природном сообществе играют ведущую роль?

- Смогут ли жить травянистые растения елового леса на хорошо освещённых песчаных почвах соснового леса?

- Чем естественные растительные сообщества отличаются от искусственных?

- Докажите, что огород на приусадебном участке – это искусственное природное сообщество?



III. Мотивация учебной деятельности.


Игровые технологии. Ролевая сказка.

«Сказка о кривом человечке» Заболоцкого (о взаимодействии живых организмов, о значимом месте каждого в природе).

Автор: На маленьком стуле сидел старичок,

 На нём деревянный надет колпачок. Сидит,

он, качаясь, и ночью, и днём и туфли трясутся на нём.

 Сидит он на стуле и машет рукой. 

Бежит к старичку человечек кривой.

Старичок: Что с вами, мой милый? 

Откройте ваш глаз. 

Зачем он завязан у вас?

Автор: И вот человечек в ответ старичку:

Человечек: Глазок мой закрылся, 

И больно зрачку.

Я с чёрной грачихой подрался сейчас. 

Она меня клюнула в глаз.

Автор: Тогда старичок призывает жука.

Старичок: Слетай-ка жучок на большие луга.

 Поймай-ка грачиху в 15минут. 

Над нею устроим мы суд.

Автор: Ни ветер бушует, ни буря гудит. 

Жучок над болотом к грачихе летит.

Жук: Извольте грачиха явиться на суд.

Осталось 12 минут.

Автор: Взлетает грачиха крыльями шурша. 
Грачиху сажают за письменный стол 

И пишет жучок протокол.

Жук: Скажите грачиха фамилию свою. 

Давно ли живёте, вы, в нашем краю? 

Зачем человечка вы клюнули в глаз?

 За это накажем мы Вас!

Автор: Сказала грачиха: «Но я не виновна. 

Сама я грачиха обиженна кровно 

Кривой человечек меня погубил».

Замрёт наше поле и сад обнажится. 

И тысяча гусениц там расплодится. 

И некому будет их бить и клевать. 

И птенчикам в гнёзда таскать.

И если бы сказка вдруг стала ни сказкой, 

Пришёл бы к тебе человечек с повязкой. 

Взглянул бы на сад, покачал головой  и заплакал бы вместе с тобой.

  • Чем мог кривой человечек погубить грачиху?

  • За что она клюнула его в глаз? (разорил гнездо)

  • Почему бы заплакал человечек, придя в сад? 
    (если мы будем уничтожать птиц, мы погубим растения, гусеницы будут поедать всё)

  • Какой вывод можно сделать по этому стихотворению? 

Вывод- Звери всякие важны — звери всякие нужны. 
Каждый из них делает в природе своё полезное дело

Какая тема и цель урока? (высказывают мнения учащиеся)

Записываем тему урока. Слайд 3

Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы. Слайд 4

Кто? Какие?



IV. Усвоение новых знаний.

Все обитатели сообщества тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу. Они вступают между собой в разнообразные отношения и зависят друг от друга.

Зеленые растения образуют органические вещества из углекислого газа и воды, используя энергию Солнца. Растениями питаются разнообразные растительноядные животные, а ими хищники.

Животные выделяют во время дыхания углекислый газ, который нужен растениям для фотосинтеза.

Все-все на свете, на свете нужны

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд

Кто делает мед, и кто делает яд.


V.Первичное закреплений знаний.

1. Сообщество животных. Работа с учебником. Слайд 5

Используя учебник стр.32 приведи примеры животных, живущих в разных ярусах.

Как ты думаешь, что такое ярус?

Ярусы – своеобразные этажи, на которых обитают самые разнообразные животные. Слайд 6

Они вступают между собой в разнообразные отношения и зависят друг от друга.

Зеленые растения образуют органические вещества из углекислого газа и воды, используя энергию Солнца. Растениями

питаются разнообразные растительноядные животные, а ими хищники.

Животные выделяют во время дыхания углекислый газ, который нужен растениям для фотосинтеза.



2. Сообщество грибов и бактерий. Слайды 7,8

Любое сообщество населяют также грибы и бактерии. Какова их роль в сообществе? Питаются органическими веществами, содержащимися в отмерших листьях, ветках, корнях растений и остатки животных.



3.Круговорот веществ. Слайды 9,10

В каждом природном сообществе существуют три основные группы организмов:

организмы, образующие органические вещества из неорганических, - производители (это растения);

организмы, поедающие органические вещества (растительноядные и плотоядные животные) - потребители.

ПОПРОБУЙ НАЗВАТЬ ТАКИХ ЖИВОТНЫХ!

организмы, использующие в пищу остатки и "мертвую" органику, разлагающие ее до минеральных солей, - разрушители

(бактерии и грибы);

Любое сообщество существует до тех пор, пока в нем имеются условия, необходимые для жизни организмов трех групп.

Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом, называется круговоротом веществ.

ВЫВОД: Растения – производители, они дают пищу и кислород. Животные – потребители, они поглощают кислород, выделяют углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в минеральные питательные вещества для растений

-Составьте цепь питания. Работа в парах. Слайд 11

Здоровье сберегающие технологии.

Физкультминутка. Слайд 12

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!



VI. Обобщение и систематизация знаний.

Игры-упражнения.

Игра 1. Вставьте пропущенные слова.

В любом сообществе существуют три группы живых организмов. Организмы, образующие органические

вещества из неорганических - ………, к ним относятся …………..; организмы, …….. ……….. ………… -

потребители, к ним относятся животные; организмы, разрушающие органические вещества до

минеральных - ……………. это бактерии и грибы. Благодаря их деятельности в сообществе

осуществляется ……….. ………. .

Продуценты, растения, потребители, разрушители, круговорот веществ.


2.Найдите верные утверждения. Слайд 13

- Грибы, бактерии, растения и животные образуют сообщества.

- Растения называют производителями органических веществ, потому, что они получают органику в готовом виде.

- Грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ.

- Скорость биологического круговорота на суше составляет годы и десятки лет, а в водной среде – несколько дней и недель.


VII. Контроль и самопроверка знаний.

Игра «Светофор».

Для проведения этой игры потребуются карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые. Каждый играющий получает по три карточки. Учитель зачитывает вопросы с тремя вариантами ответов. Из предложенных учителем утверждений играющие должны выбрать только один – правильный. Если верным окажется первый из них, по правилам игры следует поднять красную сигнальную карточку, если верен ответ второй – жёлтую и, наконец, если правильно третье утверждение – «зажигается» зелёный свет.


1.Природное сообщество составляют:

А) Только растения Б) Только животные

В) Растения, животные, грибы и бактерии


2. Выберите естественное природное сообщество:

А) Луг Б) Поле В) Сад


3. Искусственное природное сообщество в отличие от естественного:

А) Обладает большим разнообразием видов,

Б) Не существует долго без поддержки человека

В) Может долго существовать без вмешательства человека


4. Ведущая роль в природном сообществе принадлежит:

А) Животным Б) Растениям В) Грибам


5. Какое растительное сообщество обладает бедным видовым составом:

А) Лес Б) Болото В) Пустыня


6. Выберите, кто из обитателей пустыни является производителем:

А) Тушканчик Б) Верблюд В) Верблюжья колючка


7. Грибы и бактерии, питаясь отмершими организмами и перегноем:

А) Обогащают воздух кислородом

Б) Загрязняют почву ядами

В) Обогащают почву минеральными веществами


8. Выберите, кто является потребителем органических веществ:

А) Фиалка Б) Кабан В) Овес


9. Определите правильно составленную пищевую цепь:

А) комар Лягушка Цапля Б) крапива гусеница воробей кошка

В) гусеница синица дуб ястреб


10. Выберите обитателя верхнего яруса леса:

А) Гадюка Б) Лось В) Белка

А-красный

Б-жёлтый

В-зелёный.

1-В, 2- А, 3-Б, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-В, 8-Б, 9-Б, 10-В.

Взаимопроверка.


Самопроверка. Слайд 14.

Игра Вставь пропущенные слова.

От 1-5

Найдите верные утверждения.

От 1-4

Игра «Светофор».

От 1-10

Сумма баллов


Отметка









Критерии: 1-5 баллов отметка «2»

6-10 баллов – отметка «3»,

11-15 баллов – отметка «4»,

16-19 баллов – отметка «5»


VIII.Подведение итогов. Рефлексия.

Представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Ромашка крепится на доску. На каждом лепестке-вопрос. Слайд 15

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам понравилось на уроке?

  • Что не понятно?

  • Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?



IX.Домашнее задание § 11, стр 33 вопросы Составьте сказку о взаимоотношениях между организмами в природе. Слайд 16.

























Приложение 1 Маршрутный лист


Дата________________ ФИ__________________________________________


Тема урока: ________________________________________________________________


Биологический словарик.

Ярус_________________________________________________________________________


Производители_______________________________________________________________


Потребители__________________________________________________________________


Разрушители_________________________________________________________________


Круговорот веществ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самопроверка.


Игра Вставь пропущенные слова.

От 1-5

Найдите верные утверждения.

От 1-4

Игра «Светофор».

От 1-10

Сумма баллов


Отметка












Критерии: 1-5 баллов отметка «2»

6-10 баллов – отметка «3»,

11-15 баллов – отметка «4»,

16-19 баллов – отметка «5»


Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам понравилось на уроке?

  • Что не понятно?

  • Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?















Приложение 2

Игра 1. Вставьте пропущенные слова.

В любом сообществе существуют три группы живых организмов. Организмы, образующие органические

вещества из неорганических - ………, к ним относятся …………..; организмы, …….. ……….. ………… -

потребители, к ним относятся животные; организмы, разрушающие органические вещества до

минеральных - ……………. это бактерии и грибы. Благодаря их деятельности в сообществе

осуществляется ……….. ………. .

Продуценты, растения, потребители, разрушители, круговорот веществ.


2.Найдите верные утверждения.

- Грибы, бактерии, растения и животные образуют сообщества.

- Растения называют производителями органических веществ, потому, что они получают органику в готовом виде.

- Грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ.

- Скорость биологического круговорота на суше составляет годы и десятки лет, а в водной среде – несколько дней и недель.


3.Игра «Светофор».

Для проведения этой игры потребуются карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые. Каждый играющий получает по три карточки. Учитель зачитывает вопросы с тремя вариантами ответов. Из предложенных учителем утверждений играющие должны выбрать только один – правильный. Если верным окажется первый из них, по правилам игры следует поднять красную сигнальную карточку, если верен ответ второй – жёлтую и, наконец, если правильно третье утверждение – «зажигается» зелёный свет.


1.Природное сообщество составляют:

А) Только растения Б) Только животные

В) Растения, животные, грибы и бактерии


2. Выберите естественное природное сообщество:

А) Луг Б) Поле В) Сад


3. Искусственное природное сообщество в отличие от естественного:

А) Обладает большим разнообразием видов,

Б) Не существует долго без поддержки человека

В) Может долго существовать без вмешательства человека


4. Ведущая роль в природном сообществе принадлежит:

А) Животным Б) Растениям В) Грибам


5. Какое растительное сообщество обладает бедным видовым составом:

А) Лес Б) Болото В) Пустыня


6. Выберите, кто из обитателей пустыни является производителем:

А) Тушканчик Б) Верблюд В) Верблюжья колючка


7. Грибы и бактерии, питаясь отмершими организмами и перегноем:

А) Обогащают воздух кислородом

Б) Загрязняют почву ядами

В) Обогащают почву минеральными веществами


8. Выберите, кто является потребителем органических веществ:

А) Фиалка Б) Кабан В) Овес


9. Определите правильно составленную пищевую цепь:

А) комар Лягушка Цапля Б) крапива гусеница воробей кошка

В) гусеница синица дуб ястреб


10. Выберите обитателя верхнего яруса леса:

А) Гадюка Б) Лось В) Белка

А-красный

Б-жёлтый

В-зелёный.

Взаимопроверка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!