ФИО педагога: Лучинина Екатерина Николаевна
Полное название: ГКОУ УР «КШ №7 г. Можги»
Предмет: Русский язык Класс 6
УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих АООП / Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.– М.: Просвещение, 2022.
Тема урока: Приставка и предлог
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Дата проведения урока: 02 декабря 2022 год.
Оборудование:
1. Русский язык. 6 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих АООП / Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова.– М.: Просвещение, 2022.
2. Презентация.
3. Ноутбук, телевизор.
4. Детали ЛЕГО красного, желтого цвета, картинки, карточки
Раздаточный материал: Карточки со словосочетаниями, таблицы, карточки с заданиями.
Место и роль урока в изучаемой теме:1-ой урок по теме «Приставка и предлог»
Тип урока:урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;
4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.
Методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- отличать слова с приставками от предлогов;
- применять правила правописания предлогов и приставок.
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
3.Введение в тему.
4.Изучение нового материала
5.Закрепление материала
6.Итог урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент 2 мин. | - Добрый день. Займите свои места. Слайд 1: Добрый день! -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. А теперь улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | Эмоционально настраиваются на работу. |
Актуализация опорных знаний 3 мин. | 1. Назовите части слова? 2.Как называется главная, часть слова? 3.Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? 4.При помощи чего можно образовывать новые слова? -Замечательно. Молодцы! -Откройте тетради, запишите число. Второе декабря. Классная работа. | Ответы обучающихся. 1.Приставка, корень, окончание, суффикс. 2.Корень. 3.Окончание. 4. Приставка, суффикс. Записывают в тетрадях. |
Введение в тему 5 мин. | Задание «Расшифруй слова» подвиг -Чтобы узнать тему урока, вам нужно выполнить задание. -У вас на столах лежат карточки. Работаем в парах. (Приложение№1) -Какие слова у вас получились? -Молодцы! -Кто догадался и сможет назвать тему нашего урока. -Правильно. Молодцы. Тема нашего урока (Тема вывешивается на доске) «Приставка и предлог». Слайд 2. На, за, при, по, от, с, под, в, до. -Посмотрите на экран и запишите данную строку в тетради. -Посмотрите внимательно на строку. Что вы записали? -Так приставки или предлоги? - Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог? -Ребята, какую цель поставим перед собой на этот урок? -Для чегонужноуметь различать приставки и предлоги? -И так, тема урока «Приставка и предлог». Слайд 3. Цель – научиться различать приставки и предлоги. | Расшифровывают слова. Ответы обучающихся. - -Приставка и предлог. -Тема урока «Приставка и предлог». Записывают в тетрадях. - Предлоги и приставки. Ответы обучающихся. -Будем учиться различать предлоги и приставки. -Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками |
Изучение нового материала 7 мин. | Слайд 4. МАЛЬЧИКНАШЁЛНАУЛИЦЕКОТЁНКА - Посмотрите на экран прочитайте и расшифруйте данное предложение. -Что у вас получилось? -Правильно. - Посмотрите на доску. (Предложение записываю на доске) Мальчик (на)шёл (на)улице котёнка. - Как же понять, где приставка, где предлог? - Что такое приставка и для чего она служит? (Информация вывешивается на доске.) - Как пишется приставка? (Информация вывешивается на доске.) - Правильно. Приставку нельзя оторвать от слова, иначе потеряется или изменится значение слова. – Что такое предлог? Для чего он служит? (Информация вывешивается на доске.) - Как пишется предлог с другими словами? (Информация вывешивается на доске.) - - Различать приставку и предлог нетрудно. Нужно только запомнить два правила. (Работаем на доске) -Посмотрите на предложение. 1. Предлоги перед глаголом не ставятся. Если слово отвечает на вопросы что сделал? что делает? что сделает? Например: что сделал? (на)шёл значит, значит на – это приставка. 2. Между предлогом и следующим за ним словом, можно поставить другое слово. (на)улице, мы можем поставить слово на широкой улице -Значит на это предлог, т.к. между предлогом и следующим за ним словом, мы подставили другое слово. Предлоги пишутся раздельно. -Чтобы предложение записать правильно ещё раз обратите внимание на то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно. - Запишите данное предложение, выделите приставку и предлог. Слайд 5. Мальчик нашёл на улице котёнка. | Мальчик нашёл на улице котёнка. -Приставка –это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. -Приставка пишется слитно. -Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. -Предлог с другими словами пишется раздельно. Записывают в тетрадях. |
Закрепление материала 20 мин. | - Сейчас я вам предлагаю составить памятки по теме нашего урока. У вас на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Предлог | Приставка | часть речи | часть слова | пишу раздельно | пишу слитно | для связи слов | образует новые слова | -Молодцы! -Запишите в свои таблички. -Предлагаю сохранить данные памятки. -Вы отлично поработали, немножко отдохнём. Слайд 6: Динамическая пауза. На доске картинки.(Приложение№2) В кабинете разложены карточки со словосочетаниями. (Забежал в дом. Впустила в дом. Залез на дерево. Наклеил на стену. Постучал в дверь. Доехали до города. Отплыла от берега. Залезла на забор. Налила в стакан.) Дети находят карточку и соотносят словосочетание скартинкой -Молодцы! Отлично. Займите свои места. -Запишите одно словосочетание, выделите приставку, предлог подчеркните. Откройте учебник на стр. 67, упр.88. -Прочитайте задание. -Разберитесь, где приставка, а где предлог. -Как отличим приставку от предлога? -Запишите в тетради. Упражнение 88. -Запишите словосочетания, раскрывая скобки. (На)скочил на камень, (под)писался (под)письмом, (от)плыл (от)берега, (про)читал (про)любовь. (У)лесника (у)крылись, (с)тропинки (с)вернули, (за)другом (за)шёл, (по)сторонам (по)смотрел. Проверка выполненного задания. | Выходят к доске, распределяют фразы. Записывают в таблички. Находят карточки со словосочетаниями и соотносят их с картинками. Открывают учебник. Читают задание. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. |
Итог урока 3мин. | - О чем сегодня вы узнали на уроке? -Что нужно знать о правописании приставок и предлогов? - Как отличить приставку от предлога? - С какой частью речи не употребляются предлоги? -Как вы считаете, достигли мы сегодня с вами поставленной на урок цели? Слайд 7: Цель – научиться различать приставки и предлоги «Башня» - Предлагаю оценить свою работу. У вас на столах лежат желтые и красные детали ЛЕГО. Вам нужно подумать и выбрать одну. Красная - если вам было сложно, неинтересно и непонятно. Жёлтая – все было понятно, всё интересно, у вас всё получилось. -Когда вы выберите деталь нужного цвета, выходите и соединяете так, чтобы получилась «Башня». (Красная башня- «башня проблем», Желтая башня- «башня успеха».) Домашнее задание Откройте дневники, запишите домашнее задание. Задание на выбор: 1.Учебник: упр. 90 с. 68. 2.Задание творческого характера: выписать 5 пословиц, в которых употреблены и приставки и предлоги. Слайд 8: Молодцы! Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы. Выбирают деталь нужного цвета, выходят, строят «башню». Записывают в дневник домашнее задание. |
Приложение№1
9 | 10 | 6 | 11 | 12 | 1 | 2 | 7 | 1 | | 6 | | 9 | 10 | 5 | 4 | 8 | 13 | 3 |
П | Р | И | С | Т | А | В | К | А | | И | | П | Р | Е | Д | Л | О | Г |
А | В | Г | Д | Е | И | К | Л | П | Р | С | Т | О |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
9 | 10 | 6 | 11 | 12 | 1 | 2 | 7 | 1 | | 6 | | 9 | 10 | 5 | 4 | 8 | 13 | 3 |
П | Р | И | С | Т | А | В | К | А | | И | | П | Р | Е | Д | Л | О | Г |
А | В | Г | Д | Е | И | К | Л | П | Р | С | Т | О |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
9 | 10 | 6 | 11 | 12 | 1 | 2 | 7 | 1 | | 6 | | 9 | 10 | 5 | 4 | 8 | 13 | 3 |
П | Р | И | С | Т | А | В | К | А | | И | | П | Р | Е | Д | Л | О | Г |
А | В | Г | Д | Е | И | К | Л | П | Р | С | Т | О |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
9 | 10 | 6 | 11 | 12 | 1 | 2 | 7 | 1 | | 6 | | 9 | 10 | 5 | 4 | 8 | 13 | 3 |
П | Р | И | С | Т | А | В | К | А | | И | | П | Р | Е | Д | Л | О | Г |
А | В | Г | Д | Е | И | К | Л | П | Р | С | Т | О |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
9 | 10 | 6 | 11 | 12 | 1 | 2 | 7 | 1 | | 6 | | 9 | 10 | 5 | 4 | 8 | 13 | 3 |
П | Р | И | С | Т | А | В | К | А | | И | | П | Р | Е | Д | Л | О | Г |
А | В | Г | Д | Е | И | К | Л | П | Р | С | Т | О |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приложение №2