СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Отличие приставки от предлога" (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 3 класса УМК "Школа России",авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Отличие приставки от предлога" (3 класс)»



















УМК «Школа России».

(Учебник: Русский язык, 3 класс, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.)









Калюта Татьяна Владимировна.

учитель МБОУ СОШ №5имени Котова А.А.

Кущёвского района



Планируемая дата проведения урока: 26 декабря 2013год

Тема урока. Отличие приставки от предлога.

Цели урока:

Образовательные:

-уточнить понятия «приставка», «предлог»;

- разработать с учащимися алгоритм действий при распознавании приставки и предлога;

-формировать умения и навыки в отличии предлогов от приставок, правильно

писать их со словами;

Развивающие:

-развивать умение выдвигать гипотезы по решению проблемы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

-развивать орфографическую зоркость; речь учащихся, внимание, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка;

-воспитывать культуру общения, внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:

-мультимедийная презентация;

-карточки с опорными словами;

-карточки с заданием для работы в парах;

-сигнальные карточки с буквами;

-карточки с алгоритмом «Отличие приставки от предлога».

-сигнальные карточки «Светофорик»;

- смайлики;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемый результат.

Учащиеся научатся:

  1. отличать приставку от предлога, работая по алгоритму;

  2. правильно писать слова с приставками и предлогами;

  3. проводить самооценку успешности учебной деятельности.


Ход урока.

I. Организационный момент. (1 мин.)

Цель этапа: проверить готовность к уроку; создать эмоциональный настрой учащихся.

Учитель:

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке? ( Учащиеся проверяют наличие учебных

Книжки, ручки и тетрадки? принадлежностей)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку "пять"?

На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

(Дети выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.)

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение (улыбающийся смайлик). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (3 мин.)

Цель этапа: определить степень усвоения материала, изученного на прошлом уроке; повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».

Учитель:

-Ребята, кто испытывал трудности при выполнении домашнего задания, в чём они заключались? С помощью сигнальных карточек проверим, как вы справились с заданием упражнения 251. (Учитель читает слова с приставками, в которых нужно было вставить пропущенные буквы, учащиеся поднимают сигнальную карточку с гласной буквой, которую вставили в приставке). абрать, собрать, вобрать, забрать, завязать, довязать, подвязать).

- В какой части слова пропущена орфограмма? ( В приставках).

- Что такое приставка? ( Приставка это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

- Назовите приставки, в которых пишется гласная а, (на-, над-, за-), а какие приставки пишутся с буквой о? (по-, про-, до-, под-, от-, об-, о-, во-).

(Учитель оценивает работу 1-2 учащихся).


III. Введение в новую тему. Чистописание. (5 мин.)

Цель этапа: подвести уч-ся к формулировке темы и цели урока; совершенствовать навык каллиграфии.

1.Минутка чистописания.(Слайд №1).

(На экране образец написания буквы Оо с верхним и нижним соединением,

на второй строчке соединения от, ото, по, со, под)

Учитель:

- Вы на строчки посмотрите,

Что заметили, скажите? (Сегодня повторим способы соединения буквы О с другими

буквами).

- Пропишите соединения. ( Учитель следит за правильной посадкой детей при

письме). (Здоровьесбережение).

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (Предположения детей:

предлоги, приставки).

-Ребята, ваши мнения расходятся. Так приставки или предлоги? Кто сможет

поспорить? (включение уч-ся в диалог, активное восприятие речи одноклассников).

(Постановка проблемы)

- Где приставка? Где предлог?

КТО БЫ НАМ ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

2. Формулировка темы урока, определение цели.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Отличие приставки от предлога).

(Слайд №2: записаны тема урока и цели).

- Какие цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке? (Различать приставку

и предлог, правильно писать слова с приставками и предлогами).


IV. Изучение нового учебного материала. (13 мин.)

Цель этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися новых знаний (развивать умения выдвигать гипотезы, подвести к выводу о сходстве и различии приставок и предлогов, выработать алгоритм действий для распознавания приставки и предлога).

1.Беседа.

  1. Какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться писать правильно слова с приставками и предлогами? (Надо знать, что такое приставка и предлог и как они пишутся со словами).

- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то, как их различить? (Высказывания

уч-ся – выдвижение гипотез.)

-В ходе урока мы проверим, верны ли были ваши предположения. А сейчас давайте

вспомним всё, что нам известно о приставке и предлоге. Так нам легче будет

выявить отличие приставки от предлога.

2.Работа в группах.

-Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. (Слайд № 3: записаны правила работы в группах).

Одна группа приготовит сообщение о приставке, а другая – о предлоге. На работу вам 3 минуты. Каждая группа выберет необходимые опорные карточки для сообщения и оформит доску. (Группам предлагаются опоры: приставка, предлог, часть слова; часть речи, отдельное слово; отдельно; слитно; для связи слов; для образования новых слов)

На доске в ходе выступления групп появляются записи, составленные из опорных карточек.

Приставка

Предлог

Часть слова, которая стоит перед корнем

Часть речи, отдельное слово

Со словом пишется слитно

Со словами пишется раздельно

Служит для образования новых слов

Служит для связи слов

(Выявляются отличия)

3. Словарно-орфографическая работа. (слайд 4).

На экране записаны словосочетания:

доехал до д.ревни

поб.жал по д.роге

вб.жал в клас.

Проч.тал про з.вод

Подпол. под м.шину

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? (Рассматриваются разные варианты.)

Дети:

1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.

2) На глаголы и существительные.

3) На слова с приставками и слова с предлогами.

-Какие орфограммы «спрятались» в словах? (Безударные гласные, парные согласные, удвоенные согласные). (Развитие орфографической зоркости).

-Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните (устно) их

правописание. Подчеркните предлог и выделите приставку.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справился с заданием ваш товарищ.

(Взаимопроверка по слайду №5: в словосочетаниях вставлены буквы, выделены приставки, подчёркнуты предлоги).

(Работы двух-трёх учащихся учитель оценивает).

4.Беседа по вопросам:

– Назовите слова с приставками. (доехал, побежал, вбежал, дошёл, прочитал, подполз)

– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: доехал – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно.)

-Попробуйте между приставкой и корнем вставить слово. Сделайте вывод.

(Между приставкой и корнем нельзя вставить слово).

– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До деревни, по дороге, в класс, про завод, под машину) .

Есть ли среди данных слов глаголы? Почему? (Предлоги никогда не употребляются с

глаголами).

– Как пишется предлог со словами? (Предлог со словами пишется раздельно).

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд №6:

До (чего?) деревни, до нашей деревни

По (чему?) дороге, по узкой дороге.

Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)

Сделайте вывод .(Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово)

- Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Как же отличить приставку от предлога?(Уч-ся повторяют все выявленные отличия и способы их выявления).

5.Работа с правилом, составление алгоритма действий для распознавания приставки и предлога.

-Откройте учебники на 132 странице. Прочтите правило. Составим алгоритм действий при распознавании приставки и предлога. (Под руководством учителя составляется алгоритм отличия приставки от предлога).

Слайд №7:

Алгоритм действий при распознавании приставки и предлога.

1) Прочитать слово с предполагаемой приставкой или предлогом

2)Определить часть речи: Предлоги никогда не употребляются с глаголами.

3)Пробуем вставить вопрос или слово:

- Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

- Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.

Физминутка (музыкальная). (Здоровьесбережение).

Цель: профилактика утомления.


V. Закрепление учебного материала. (14 мин.)

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации: формировать навык распознавания и правописания приставок и предлогов.

-Ребята, алгоритм нами выведен, давайте поучимся применять его для отличия приставки и предлога и правильно писать их со словами.

1.Упражнение 259 ( Упражнение выполняется в форме комментированного письма).

(С)востока (по)тянул ветерок. ( 3-4 предложения)

Рассуждения учащихся:( С востока- это существительное, пробую вставить между ними другое слово или вопрос. С (дальнего) востока. С – это предлог, пишу раздельно. Потянул (что сделал?) – это глагол. У глаголов предлогов не бывает. По – это приставка, пишу слитно).

Дополнительное задание: Разбор второго предложения по членам предложения:

Далеко в лесу закричала сова.

2.Работа в парах.

-У вас на столах лежат карточки с заданиями. Выполните работу вместе с товарищем по парте. Пользуйтесь алгоритмом.

Задание: Разделите слова на две группы, запишите их в два столбика: с приставкой и с предлогом.

(за)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.

- Ребята, кто из вас выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки?

Давайте их разберём у доски.

( Проверка заданий – фронтально с устным объяснением). (Коррекция ЗУН.)

(1-2 работы оцениваются учителем).

Физминутка для глаз. (Здоровьесбережение).

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагонали.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

3.Самостоятельная работа по заданиям разного уровня сложности. (Создание ситуации успеха).

Цель: выявление пробелов первичного осмысления материала и их коррекция.

-Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.

Выберите себе задание, с которым справитесь и выполните его самостоятельно. Карточки с алгоритмом у вас на партах. Об успешности выполнения заданий «сигнализируйте» мне сигналами «Светофорика».

(Слайд №8 с заданиями):

1 уровень

-Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

Зима (за)порошила снегом (в)лесу все тропинки. Березки (у)крылись белоснежными хлопьями. Земля (по)крылась пушистым (по)крывалом.

2 уровень.

-Спишите. Найдите в словах приставки и выделите их, подчеркните предлоги.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге. Трудная работа у геологов.

3 уровень.

Расшифруйте предложения и запишите их правильно. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

ВИТЯПОСМОТРЕЛПОСТОРОНАМ.

НАВЕТКЕСИДЕЛСКВОРЕЦИНАПЕВАЛВЕСЁЛУЮПЕСЕНКУ.

(Дети «сигнализируют» учителю с помощью сигналов «Светофорика», как справляются с заданием. Красный цвет – не понял, не могу справиться; жёлтый – сомневаюсь, есть вопросы; зелёный- всё понял, с заданием справляюсь самостоятельно).

(Учитель работает индивидуально с учащимися, помогает выявить место и причины затруднений, организует работу над ошибками).

(Самопроверка по слайду № 9: выполненные задания каждого уровня.)

Самооценка: Поднимите сигнал, которым вы оцениваете выполнение своей самостоятельной работы.

Красный – усвоил тему слабо, надо ещё поработать.

Жёлтый – допустил 1 -2 ошибки.

Зелёный – справился отлично.

(Оценка работ 3-4 учащихся. Анализ допущенных ошибок).


VI. Задание на дом (по выбору учащихся). (2мин.)

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися необходимости закрепить новые знания и умения; провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Ребята, дома вы закрепите умения, полученные на уроке в распознавании и правописании приставок и предлогов. Каждый из вас повторит правило на странице132, выберет для выполнения одно из двух предложенных упражнений.

Упражнение 261. (Объяснить значение фразеологизмов, списать, выделить приставки и подчеркнуть предлоги).(С луны свалился. Покраснел до ушей. И т.д.)

Упражнение 262. (Списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги). (Н.слась (под)в.дой рыба, сама себя хв.стом (п.д)гоняла.)

При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом действий. (Каждому ученику выданы карточки с алгоритмом).


VII. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

Цель этапа: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию.

-Ребята, какую тему изучили сегодня? (Отличие приставки и предлоги)

Проверим, как вы усвоили тему урока.

Игра «Приставка и предлог»

Хлопни ты, дружок, разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

( Поехали, до школы, перешёл, за ворота, нарисовать, по траве).

-Что понравилось на уроке?

-Что затруднило в новой теме?

- Какие задания вам давались труднее?

- Над чем нужно больше работать?

- Где можно применить новые знания?


- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

-Молодцы! ( слайд № 10)

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!