ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
1. Целеполагание. Определите цели сегодняшнего и последующих уроков.
Сегодняшний урок – только начало нашего приключения. Мы будем работать по группам на протяжении нескольких занятий. Распределитесь на 5 команд с примерно одинаковой численностью.
2. Работа в группах (5 команд)
– Повторим известные нам термины (по 1 баллу за правильный ответ)
1) Что изучает фонетика? (звуки, звуковое строение языка.)
2) Что изучает графика? (буквы, графическое изображение звуков на письме.)
3) Что изучает орфоэпия? (нормы произношения слов.)
4) Дайте определение звукам речи. (то, что мы слышим, а НЕ пишем.)
5) Из скольких звуков может состоять слог? (из одного – гласного.)
Блок 1.
– Расшифруйте фамилии известных писаталей (по 1 баллу):
ЛРМНТВ | ТЛСТЙ | ПШКН | ПЛТНВ | ТТЧВ |
ГГЛ | НБКВ | КРЛВ | ТРГНВ | ФТ |
– Составьте «звуковую» запись слов (запишите их в транскрипции). (3 балла)
Снег, конечно, скучно, шестой, питьё.
– Упр. 396: исправьте ошибки в переносе слов (общее задание для групп). (5 баллов)
– Расставьте ударение в словах. (2 балла)
алфавит | баловать | документ | квартал | красивее |
звонит | каталог | углубит | щавель | километр |
Блок 2.
– Ответьте на вопросы: (по 1 баллу за вопросы 1-3, 2 балла за вопрос 4)
1) Что называется алфавитом? (собрание всех букв какого-либо языка.)
2) Сколько гласных букв в алфавите? (10 гласных букв.)
3) Сколько согласных букв в алфавите? (21 согласная буква.)
4) Чего больше в русском языке – букв или звуков? Ответ поясните. (звуков больше, так как согласные буквы (почти все) имеют твердый и мягкий звук.)
– Распределите фамилии по алфавиту: (3 балла) Афанасьев, Булгаков, Бунин, Гоголь, Короленко, Леонов, Маяковский, Симонов, Солженицын, Толстой, Тургенев, Фет, Чехов, Чижов, Шолохов.
– Поиграем: постройтесь по алфавиту (по фамилии). (2 балла)
– Напишите данные слоги в транскрипции: (3 балла)
ХО | ЧИ | ШЕ | МА | МИ |
МЁ | ЛУ | ГО | ЩЁ | ЖИ |
Блок 3.
– Ответьте на вопросы: (по 5 баллов за вопрос)
1) Каких согласных больше в русском языке – звонких или глухих? Перечислите все (Звонкими являются следующие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. 20 согл.
Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. 16 согл.)
2) Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные. (непарные звонкие – Л, М, Н, Р, Й. непарные глухие – Х, Ц, Ч, Щ.)
3) Назовите парные согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)
1. Выпишите слова, в которых только звонкие согласные: (2 балла)
По России морозы
Распушили деревья,
И рисуют на стёклах
Лебединые перья.
(морозы, деревья, лебединые.)
2. Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах (1 балл): тепловоз, мороз, пруд, сказка, дуб, низкий? (оглушение согласного звука.)
3. Укажите, сколько раз в предложении встречается звук [з’]? (1 балл)
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Блок 4.
– Ответьте на вопросы: (по 2 балла за вопросы 1,2; 10 баллов за вопрос 3)
1) Что изучает орфография? (правописание.)
2) Что такое орфограмма? (правильное написание по соответствующему правилу.)
3) Что является сильной и слабой позицией для гласных и согласных звуков? (для гласных: сильная позиция – под ударением, слабая – безударная. Для согласных: сильная позиция – та, в которой он не изменяется (какая буква, такой и звук). А именно: перед гласными и сонорными звуками. Слабая позиция: в конце слова, перед звонкими (глухие озвончаются – просьба) и перед глухими (звонкие оглушаются – резкий.)
Группа 1: Упр. 799. Выпишите все слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением, обозначьте орфограмму графически. (стоит, на земле, важнее, работы, вовремя, семена, у земли.) (4 балла)
Группа 2: Упр. 805. Примените правило о звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение), подберите проверочные слова, подчеркните орфограмму (3–4 слова). (беловежская – Белая Вежа, редкий – редок, сквозь – сквозит, сошедшиеся – идущий, дубов – дубовый, мягко – мягок, выводком – выводок, враг – враги, друг – (нет) друга.) (4 балла)
Группа 3: Упр. 806. Графически обозначьте орфограмму «Непроизносимые согласные», во всех словах с данной орфограммой. Запишите проверочные слова. (местное – место, лестница – ___, устное – уста, известный – известие. (4 балла)
Группа 4. Упр. 802. Перепишите первые 4 словосочетания, вставив пропущенные буквы. Обозначьте графически орфограмму «Гласные ы–и после ц». (хлопотливые птицы, свежие огурцы, арена цирка, идти на цыпочках.) (4 балла)
Группа 5. Упр. 803. Перепишите первые 4 словосочетания, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова для слов с орфограммой «Гласные ё–о после шипящих». (деревянный жёлоб (желобок), железная решётка (решетить), чёрствый хлеб (черстветь), узкая щёлка (щель).) (4 балла)
Блок 5.
– Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите примеры. (когда стоят в начале слова, или после гласной, или после Ь, Ъ знаков.) (3 балла)
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (1 балл)
1) Юнга; 2) ружьё; 3) ездить; 4) письмо.
Упр. 465. Восстановите буквенный облик слов по их транскрипции. (2 балла)
Блок 6.
Памятка «Обрати внимание!»
Сочетания чк, чн, нщ, нч, рщ, щн, ст, нт – без ь.
Укажите, в каком слове надо писать букву ь: (1 балл)
1) вин_тик; 3) воз_мём;
2) помощ_ник; 4) ноч_ной.
– Произведите фонетический разбор слов: ряд, жизнь, редкий, мёд, ядро (по одному слову на группу) (4 балла)
– Сделайте звуковую запись слов (запишите их в транскрипции) (2 балла)
беда | труд | вьюн | просьба | устный |
труд | вьюн | просьба | устный | цинк |
Игра «Добавь слово».
Первый игрок называет любое существительное в форме именительного падежа. Следующий по очереди должен к данному слову присоединить свое в алфавитном порядке, подходящее по смыслу, – сказуемое. Следующие игроки добавляют в алфавитном порядке однородные члены предложения. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное и логичное предложение. (Кошка Лакала Молоко На Окошке Перед Рисунком Семёна Тимофеева.)
Расшифруйте фамилии известных писателей: ЛРМНТВ, ГГЛ |
Расшифруйте фамилии известных писателей: ТЛСТЙ, НБКВ |
Расшифруйте фамилии известных писателей: ПШКН, КРЛВ |
Расшифруйте фамилии известных писателей: ПЛТНВ, ТРГНВ |
Расшифруйте фамилии известных писателей: ТТЧВ, ФТ |
Составьте «звуковую» запись слова (запишите его в транскрипции): снег |
Составьте «звуковую» запись слова (запишите его в транскрипции): конечно |
Составьте «звуковую» запись слова (запишите его в транскрипции): Скучно |
Составьте «звуковую» запись слова (запишите его в транскрипции): шестой |
Составьте «звуковую» запись слова (запишите его в транскрипции): питьё |
Расставьте ударение в словах: Алфавит, звонит |
Расставьте ударение в словах: Баловать, каталог |
Расставьте ударение в словах: Документ, углубит |
Расставьте ударение в словах: Квартал, щавель |
Расставьте ударение в словах: Красивее, километр |
Распределите фамилии по алфавиту: Шолохов, Чижов, Булгаков, Фет, Маяковский, Чехов, Солженицын, Тургенев, Афанасьев, Толстой, Симонов, Короленко, Бунин, Гоголь, Леонов. |
Распределите фамилии по алфавиту: Шолохов, Чижов, Булгаков, Фет, Маяковский, Чехов, Солженицын, Тургенев, Афанасьев, Толстой, Симонов, Короленко, Бунин, Гоголь, Леонов. |
Распределите фамилии по алфавиту: Шолохов, Чижов, Булгаков, Фет, Маяковский, Чехов, Солженицын, Тургенев, Афанасьев, Толстой, Симонов, Короленко, Бунин, Гоголь, Леонов. |
Распределите фамилии по алфавиту: Шолохов, Чижов, Булгаков, Фет, Маяковский, Чехов, Солженицын, Тургенев, Афанасьев, Толстой, Симонов, Короленко, Бунин, Гоголь, Леонов. |
Распределите фамилии по алфавиту: Шолохов, Чижов, Булгаков, Фет, Маяковский, Чехов, Солженицын, Тургенев, Афанасьев, Толстой, Симонов, Короленко, Бунин, Гоголь, Леонов. |
Запишите данные слоги в транскрипции: ХО, МЁ |
Запишите данные слоги в транскрипции: ЧИ, ЛУ |
Запишите данные слоги в транскрипции: ШЕ, ГО |
Запишите данные слоги в транскрипции: МА, ЩЁ |
Запишите данные слоги в транскрипции: МИ, ЖИ |
Выпишите из стихотворения слова, в которых только звонкие гласные: По России морозы Распушили деревья, И рисуют на стёклах Лебединые перья. | Выпишите из стихотворения слова, в которых только звонкие гласные: По России морозы Распушили деревья, И рисуют на стёклах Лебединые перья. |
Выпишите из стихотворения слова, в которых только звонкие гласные: По России морозы Распушили деревья, И рисуют на стёклах Лебединые перья. | Выпишите из стихотворения слова, в которых только звонкие гласные: По России морозы Распушили деревья, И рисуют на стёклах Лебединые перья. |
Выпишите из стихотворения слова, в которых только звонкие гласные: По России морозы Распушили деревья, И рисуют на стёклах Лебединые перья. | |
Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах? Тепловоз, мороз, пруд, сказка, дуб, низкий. |
Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах? Тепловоз, мороз, пруд, сказка, дуб, низкий. |
Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах? Тепловоз, мороз, пруд, сказка, дуб, низкий. |
Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах? Тепловоз, мороз, пруд, сказка, дуб, низкий. |
Какое фонетическое явление наблюдается в данных словах? Тепловоз, мороз, пруд, сказка, дуб, низкий. |
Укажите, сколько раз в предложении встречается звук [з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. |
Укажите, сколько раз в предложении встречается звук [з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. |
Укажите, сколько раз в предложении встречается звук [з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. |
Укажите, сколько раз в предложении встречается звук [з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. |
Укажите, сколько раз в предложении встречается звук [з’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. |
Упр. 799. Выпишите все слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением, обозначьте орфограмму графически в каждом слове. |
Упр. 805. Примените правило о звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение), подберите проверочные слова, подчеркните орфограмму. (выписать 3-4 слова). |
Упр. 806. Графически обозначьте орфограмму «Непроизносимые согласные» во всех словах (с данной орфограммой). Запишите проверочные слова. |
Упр. 802. Перепишите первые 4 словосочетания, вставив пропущенные буквы. Обозначьте графически орфограмму «Гласные ы-и после ц». |
Упр. 803. Перепишите первые 4 словосочетания, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова для слов с орфограммой «Гласные ё-о после шипящих». |
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв: юнга 2) ружьё 3) ездить 4) письмо |
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв: юнга 2) ружьё 3) ездить 4) письмо |
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв: юнга 2) ружьё 3) ездить 4) письмо |
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв: юнга 2) ружьё 3) ездить 4) письмо |
Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв: юнга 2) ружьё 3) ездить 4) письмо |
Упр. 465. Восстановите буквенный облик слов по их транскрипции. |
Упр. 465. Восстановите буквенный облик слов по их транскрипции. |
Упр. 465. Восстановите буквенный облик слов по их транскрипции. |
Упр. 465. Восстановите буквенный облик слов по их транскрипции. |
Упр. 465. Восстановите буквенный облик слов по их транскрипции. |
Укажите, в каком слове надо писать букву ь: вин_тик 2)помощ_ник 3) воз_мём 4) ноч_ной |
Укажите, в каком слове надо писать букву ь: вин_тик 2)помощ_ник 3) воз_мём 4) ноч_ной |
Укажите, в каком слове надо писать букву ь: вин_тик 2)помощ_ник 3) воз_мём 4) ноч_ной |
Укажите, в каком слове надо писать букву ь: вин_тик 2)помощ_ник 3) воз_мём 4) ноч_ной |
Укажите, в каком слове надо писать букву ь: вин_тик 2)помощ_ник 3) воз_мём 4) ноч_ной |
Произведите фонетический разбор слова: Ряд |
Произведите фонетический разбор слова: Жизнь |
Произведите фонетический разбор слова: Редкий |
Произведите фонетический разбор слова: Мёд |
Произведите фонетический разбор слова: Ядро |
Сделайте звуковую запись слов (запишите их в транскрипции): Беда, труд |
Сделайте звуковую запись слов (запишите их в транскрипции): Труд, вьюн |
Сделайте звуковую запись слов (запишите их в транскрипции): Вьюн, просьба |
Сделайте звуковую запись слов (запишите их в транскрипции): Просьба, устный |
Сделайте звуковую запись слов (запишите их в транскрипции): Устный, цинк |
Упр. 396. Исправьте ошибки в переносе слов (запишите правильный вариант). |
Упр. 396. Исправьте ошибки в переносе слов (запишите правильный вариант). |
Упр. 396. Исправьте ошибки в переносе слов (запишите правильный вариант). |
Упр. 396. Исправьте ошибки в переносе слов (запишите правильный вариант). |
Упр. 396. Исправьте ошибки в переносе слов (запишите правильный вариант). |
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите по одному примеру на каждый случай. |
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите по одному примеру на каждый случай. |
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите по одному примеру на каждый случай. |
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите по одному примеру на каждый случай. |
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Приведите по одному примеру на каждый случай. |
9