Работа в парах: Составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных. Учащимся предлагается расставить правильную последовательность действий в алгоритме. Дети работают в парах Выдели окончание в слове - вопросе. Найди существительное, с которым связано имя прилагательное. ( сущ. + прил.) Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Пиши такое окончание у прилагательных. Проверь написанное Получается алгоритм: 1.Найди существительное, с которым связано имя прилагательное.( сущ. + прил.) 2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному 3. Выдели окончание в слове - вопросе. 4. Пиши такое окончание у прилагательных 5. Проверь написанное. -Используйте алгоритм при выполнении следующего задания. Вставьте падежные окончания имен прилагательных. (1 ученик – за доской) Вечер зимн … в небе синем Звезды син… зажег. Ветви сыплют син… иней На подсиненный снежок. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Физминутка. М.р.- топаем Ж.р.- хлопаем Ср.р.- развели руками (Морская вода, лунный свет, красное пальто, синее небо, голубое озеро, печальный фильм, грустная история, школьные тетради, душистый шампунь) 3.Работа в группах (дан текст без имен прилагательных) -Дополните предложения подходящими по смыслу прилагательными. 1 группа: Пришла долгожданн… зима. Чист… белоснежн… скатертью покрылась земля. 2группа: В зимн… наряде стоит одинок… ёлочка. А вот стар… пень нахлобучил на лоб мехов… шапку. 3 группа: В толщине огромн… сугроба виднеется маленьк… норка. В ней тепло лесн… зверьку. 4 группа: Сер… облачко закрыло солнце . С пасмурн… высок… неба посыпались одинок… снежинки. - Какого типа получился текст? -Почему? Роль прилагательного? Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Паустовский) Тест-блиц турнир ( с самопроверкой) Чтоб отправиться дальше, проверим свои знания об имени прилагательном. - Ответьте на несколько вопросов: да – ставим +, нет – ставим -. 1.Имя прилагательное это часть речи? 2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что? 3.Имя прилагательное обозначает действие предмета? 4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам? 5.Род имени прилагательного зависит от глаголов? 6.Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются? 7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже? + - - + - + + 2.Самостоятельная работа по практическому применению алгоритма Оценочный лист Фамилия_____________________________________ Виды работ | Критерии | Баллы | Оценка | Карточка № 1 Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях | Нет ошибок 1 – 2 ошибки 3 - 4 ошибки 4 ошибок | 5 4 3 2 | | Карточка № 2 Вставьте окончания в имена прилагательные. Определите число, род и падеж обеих частей речи. Обозначьте орфограмму. | Нет ошибок 1 – 2 ошибки 3 - 4 ошибки 4 ошибок | 5 4 3 2 | | Письмо под диктовку | Нет ошибок 1 – 2 ошибки 3 - 4 ошибки 4 ошибок | 5 4 3 2 | | Итого: 15 баллов – отметка «5» 11 – 14 баллов – отметка «4» 8 – 10 баллов – отметка «3» Меньше 8 баллов – отметка «2» | | | | Карточка № 1 Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях. I вариант: снежный ком Р.п., ед.ч._____________________________________ Д.п., ед.ч._____________________________________ Т.п., ед.ч._____________________________________ II вариант: легкая снежинка Р.п., ед.ч._____________________________________ Д.п., ед.ч._____________________________________ П.п., ед.ч._____________________________________ Карточка № 2 Вставьте окончания в имена прилагательные. Определите число, род и падеж обеих частей речи. Обозначьте орфограмму. В свеж____ воздухе ( ч., р., п.) с син____ неба ( ч., р., п.), в соседн____ рощу ( ч., р., п.), – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? |