СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку по теме "Правило правописания безударных окончания имен прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»



Тема: Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Цели:

– выведение правила написания безударных падежных окончаний имён прилагательных, развитие умений обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять и контролировать написанное;

– овладевать умением свободно излагать содержание текста с именами прилагательными с безударными падежными окончаниями.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


Прозвенел звонок весёлый!

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Учитель:

На славу потрудилась зимушка – зима (показ картинки) СЛАЙД1. Деревья одела в мохнатые шубы. Толстым блестящим льдом сковала наш Урал. Замела сугробами поля и луга. А сегодня она заглянула в наш класс: послушать и посмотреть, как вы хорошо работаете на уроке русского языка.

- Представьте, что вы в зимнем лесу, а зимушка – зима будет нам предлагать задания

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

2. Минутка чистописания.

-ая, -ой, --яя, -ый, -ое, -ий, -ее.

- Что это за сочетания?

- На какие группы можно разбить эти сочетания?

Запишите их по группам.

-Прочитайте предложение.

(солнце, снег, на, искрится, холодный, яркий)

- Сформулируйте тему урока.

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Какие умения будем закреплять сегодня на уроке?

-запишите предложение

Морфологический разбор.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Почему не получилось? Что надо сделать?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.


3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.


  1. Работа по рядам (слова на доске)

1 ряд ледяной ( гора , домик , поле)

2 ряд холодный ( ветер, зима, лето)

3 ряд зимний (день,ночь.утро)

-Составьте словосочетания сущ+прилаг. в И.П.

– Запишите их.

Найдите словосочетание в указанных формах (с предлогами).

Р.п., Д.п., Т.п.

Выделите орфограммы в окончаниях.

-От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного?

- Что изменяется при склонении имени прилагательного?

- Как проверить окончание имени прилагательного?

- Хорошо ли вы знаете, как распознавать и правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


III. Развитие умений.

  1. Работа в парах:

Составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных. Учащимся предлагается расставить правильную последовательность действий в алгоритме. Дети работают в парах

Выдели окончание в слове - вопросе.

Найди существительное, с которым связано имя прилагательное.

( сущ. + прил.)

Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

Пиши такое окончание у прилагательных.

Проверь написанное

Получается алгоритм:

1.Найди существительное, с которым связано имя прилагательное.( сущ. + прил.)

2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному

3. Выдели окончание в слове - вопросе.

4. Пиши такое окончание у прилагательных

5. Проверь написанное.

-Используйте алгоритм при выполнении следующего задания. Вставьте падежные окончания имен прилагательных. (1 ученик – за доской)

Вечер зимн … в небе синем
Звезды син… зажег.
Ветви сыплют син… иней
На подсиненный снежок.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Физминутка.

М.р.- топаем

Ж.р.- хлопаем

Ср.р.- развели руками

(Морская вода, лунный свет, красное пальто, синее небо, голубое озеро, печальный фильм, грустная история, школьные тетради, душистый шампунь)

3.Работа в группах (дан текст без имен прилагательных)

-Дополните предложения подходящими по смыслу прилагательными.

1 группа: Пришла долгожданн… зима. Чист… белоснежн… скатертью покрылась земля.

2группа: В зимн… наряде стоит одинок… ёлочка. А вот стар… пень нахлобучил на лоб мехов… шапку.

3 группа: В толщине огромн… сугроба виднеется маленьк… норка. В ней тепло лесн… зверьку.

4 группа: Сер… облачко закрыло солнце . С пасмурн… высок… неба посыпались одинок… снежинки.

- Какого типа получился текст?

-Почему?

Роль прилагательного?

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Паустовский)

 Тест-блиц турнир ( с самопроверкой)

Чтоб отправиться дальше, проверим свои знания об имени прилагательном.

- Ответьте на несколько вопросов: да – ставим +нет – ставим -.

1.Имя прилагательное это часть речи?

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?

4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?

5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?

6.Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?

7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?

+ - - + - + +


2.Самостоятельная работа по практическому применению алгоритма

Оценочный лист Фамилия_____________________________________


Виды работ

Критерии

Баллы

Оценка

Карточка № 1

Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях

Нет ошибок

1 – 2 ошибки

3 - 4 ошибки

4 ошибок

5

4

3

2


Карточка № 2

Вставьте окончания в имена прилагательные. Определите число, род и падеж обеих частей речи. Обозначьте орфограмму.

Нет ошибок

1 – 2 ошибки

3 - 4 ошибки

4 ошибок

5

4

3

2


Письмо под диктовку


Нет ошибок

1 – 2 ошибки

3 - 4 ошибки

4 ошибок

5

4

3

2


Итого:

15 баллов – отметка «5»

11 – 14 баллов – отметка «4»

8 – 10 баллов – отметка «3»

Меньше 8 баллов – отметка «2»




Карточка № 1

Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях.

I вариант: снежный ком

Р.п., ед.ч._____________________________________

Д.п., ед.ч._____________________________________

Т.п., ед.ч._____________________________________

II вариант: легкая снежинка

Р.п., ед.ч._____________________________________

Д.п., ед.ч._____________________________________

П.п., ед.ч._____________________________________

Карточка № 2

Вставьте окончания в имена прилагательные. Определите число, род и падеж обеих частей речи. Обозначьте орфограмму.

В свеж____ воздухе ( ч., р., п.)

с син____ неба ( ч., р., п.),

в соседн____ рощу ( ч., р., п.),

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



IV. Итог урока.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





VI. Домашнее задание.

Написать сочинение «Зимний лес»