СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 4 класс "Однозначные и многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе крока учащиеся расширят знания о лексическом значении слова, о многозначных словах с прямым и пререносным значением.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 4 класс "Однозначные и многозначные слова"»

ТЕМА: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы.

ЦЕЛЬ: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Совершенствовать умение связно высказывать свои мысли. Развивать память, внимание, интерес к изучению русского языка. Обогащать лексический запас учащихся.


ХОД УРОКА:


  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Выборочная устная проверка выполнения упражнения № 152 (с. 75)

  2. Работа над словарными словами .

Металлическая посуда для варки еды. (Кастрюля.)

Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (Горизонт.)

Разговор, обмен мнениями. (Беседа.)


  1. Мотивация учебной деятельности.

  1. Беседа об однозначных и многозначных словах.

  • Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?

  • Почему, говоря о первых двух предметах, вы дали примерно одинаковые ответы на вопрос, а ваши высказывания о третьем предмете были различны, причем все они были правильными?

  • Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре)

  • Многозначность слов – одна из характерных особенностей русского языка, свидетельствующая о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.


  1. Наблюдение за употреблением слов в прямом и переносном значении.

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)


  • На что похож подсолнух? (На солнышко)


  1. Сообщение темы и задач урока.

  2. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Диктант с лексическим заданием.

Язык до Киева доведет. (О способности свободно общаться)

Разведчики привели языка. (Пленный, от которого можно узнать нужные сведения)

Без языка и колокол нем. (металлический стержень, который, ударяясь о стенку колокола, производит звон)

Больно прикусил язык. (Орган речи)


  1. Наблюдение за явлением синонимии в языке.

В театре несколько минуток,
пока начнется новый акт,

Мы называем все … (антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем … (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим … (передышку).

После урок непременно

Нужна ребятам … (перемена).

  1. Физкультминутка.


  1. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Творческое списывание.

  • Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми прилагательные приобретут переносное значение.

  • Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);

  • Железный (гвоздь, нервы, здоровье);

  • Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);

  • Зажечь (свеча, костёр, ребята).


  1. Устное выполнение упражнения № 163 (с. 80)

  2. Лексико-морфологическая работа.

Метель, маленький, охранять, пурга, буран, крошечный, караулить, буря, сторожить, миниатюрный, стеречь, микроскопический, карликовый.


  1. Подбор синонимов к словам.

  • Жалость (сострадание, сопереживание).

  • Бежать (мчаться, лететь, нестись).

  • Большой (громадный, огромный, гигантский).

  • Друг (приятель, товарищ).

  • Бояться (опасаться, страшиться, робеть, пугаться).

  1. Итог урока.

Беседа:

  • Какие слова называют многозначными?

  • Как возникает переносное значение слова? (На основе сходства предметов по какому-либо признаку.)

  • Как изменяется значение слова в разных словосочетаниях?


  1. Домашнее задание.

Упражнение № 162 (с. 79-80).