Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 4 класс "Однозначные и многозначные слова"»
ТЕМА: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы.
ЦЕЛЬ: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Совершенствовать умение связно высказывать свои мысли. Развивать память, внимание, интерес к изучению русского языка. Обогащать лексический запас учащихся.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Выборочная устная проверка выполнения упражнения № 152 (с. 75)
Работа над словарными словами .
Металлическая посуда для варки еды. (Кастрюля.)
Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (Горизонт.)
Разговор, обмен мнениями. (Беседа.)
Мотивация учебной деятельности.
Беседа об однозначных и многозначных словах.
Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?
Почему, говоря о первых двух предметах, вы дали примерно одинаковые ответы на вопрос, а ваши высказывания о третьем предмете были различны, причем все они были правильными?
Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре)
Многозначность слов – одна из характерных особенностей русского языка, свидетельствующая о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.
Наблюдение за употреблением слов в прямом и переносном значении.
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
Сообщение темы и задач урока.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Диктант с лексическим заданием.
Язык до Киева доведет. (О способности свободно общаться)
Разведчики привели языка. (Пленный, от которого можно узнать нужные сведения)
Без языка и колокол нем. (металлический стержень, который, ударяясь о стенку колокола, производит звон)
Больно прикусил язык. (Орган речи)
Наблюдение за явлением синонимии в языке.
В театре несколько минуток,
пока начнется новый акт,
Мы называем все … (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … (перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим … (передышку).
После урок непременно
Нужна ребятам … (перемена).
Физкультминутка.
Закрепление и осмысление знаний.
Творческое списывание.
Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми прилагательные приобретут переносное значение.
Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);
Железный (гвоздь, нервы, здоровье);
Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);
Зажечь (свеча, костёр, ребята).
Устное выполнение упражнения № 163 (с. 80)
Лексико-морфологическая работа.
Метель, маленький, охранять, пурга, буран, крошечный, караулить, буря, сторожить, миниатюрный, стеречь, микроскопический, карликовый.
Подбор синонимов к словам.
Жалость (сострадание, сопереживание).
Бежать (мчаться, лететь, нестись).
Большой (громадный, огромный, гигантский).
Друг (приятель, товарищ).
Бояться (опасаться, страшиться, робеть, пугаться).
Итог урока.
Беседа:
Какие слова называют многозначными?
Как возникает переносное значение слова? (На основе сходства предметов по какому-либо признаку.)
Как изменяется значение слова в разных словосочетаниях?
Домашнее задание.
Упражнение № 162 (с. 79-80).