Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема урока: “Частица как часть речи”.
Цели урока:
Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей;
Дать понятие о функции частицы как служебной части речи;
Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте;
Учить отличать частицу от других частей речи;
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к сегодняшнему уроку, ничего не упустите. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что изучается в этом разделе? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)
III. Сообщение цели и темы урока
Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам нужно подобрать антонимы и записать в столбик.
Слайд 1-2
Родной – чужой
неряшливый –аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный - активный
Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика.
Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.
Название этой части речи действительно говорит само за себя: частица – это маленькая часть. Так как это служебная часть речи, то она не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.
Но частица играет не маленькую роль: она отрицает и вносит сомнения, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требования, выражает чувства и образует новые формы слов.
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Слайд 3-4
Задание. Включите в предложение Я буду известным человеком частицы, принадлежащие к различным разрядам. Варианты, предложенные учащимися:
Я не буду известным человеком.
Именно я буду известным человеком.
Неужели я известный человек ?!
Я все-таки известный человек.
Какие значения придают частицы словам и предложению?
На доску спроецированы несколько предложений.
Слайд 5-6.
Задание. Прочитайте выразительно данные предложения.
Я бы выучил уроки…
Вряд ли лыжник дойдет до финиша первым, если он упал на последнем круге.
Я не хочу разочаровывать тебя, мама.
Что произойдет, если мы уберем из предложений частицы?
Я выучил уроки (Сомнительное становится явным).
Лыжник дойдет до финиша первым, если он упал на последнем круге (Нарушение логики).
Я хочу разочаровывать тебя, мама (Противоположный смысл).
Ребята, надеюсь, вы понимаете теперь, насколько велика роль маленькой частицы в нашей жизни.
Слайд 7-12.
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте. Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
Делаем вывод:
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». «Уж небо осенью дышало...»?
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
Что такое частица как часть речи?
Домашнее задание.
§ 66, упр: 403.