СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: Частица как часть речи”.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей;

  • Дать понятие о функции частицы как служебной части речи;

  • Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте;

  • Учить отличать частицу от других частей речи;

Ход урока.

I. Организация начала урока.

         Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к сегодняшнему уроку, ничего не упустите. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

         Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что изучается в этом разделе? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)

III. Сообщение цели и темы урока

         Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам нужно подобрать антонимы и записать в столбик.

Слайд 1-2

Родной –  чужой

неряшливый –аккуратный

горький –        сладкий

светлый –       темный

ложный –        истинный

разбитый –     целый

пассивный -    активный


Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика.

    Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.





Название этой части речи действительно говорит само за себя: частица – это маленькая часть. Так как это служебная часть речи, то она не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.

Но частица играет не маленькую роль: она отрицает и вносит сомнения, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требования, выражает чувства и образует новые формы слов.

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.


Слайд 3-4


Задание. Включите в предложение Я буду известным человеком частицы, принадлежащие к различным разрядам. Варианты, предложенные учащимися:


Я не буду известным человеком.

Именно я буду известным человеком.

Неужели я известный человек ?!

Я все-таки известный человек.


Какие значения придают частицы словам и предложению?


На доску спроецированы несколько предложений.


Слайд 5-6.


Задание. Прочитайте выразительно данные предложения.


Я бы выучил уроки…

Вряд ли лыжник дойдет до финиша первым, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровывать тебя, мама.


Что произойдет, если мы уберем из предложений частицы?


Я выучил уроки (Сомнительное становится явным).


Лыжник дойдет до финиша первым, если он упал на последнем круге (Нарушение логики).


Я хочу разочаровывать тебя, мама (Противоположный смысл).


Ребята, надеюсь, вы понимаете теперь, насколько велика роль маленькой частицы в нашей жизни.










Слайд 7-12.


Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).


Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.


Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте. Сделайте вывод о роли частиц в тексте.


Делаем вывод:


Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». «Уж небо осенью дышало...»?


Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

Что такое частица как часть речи?


Домашнее задание.


§ 66, упр: 403.