СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные:

– дать понятие о восклицательном предложении; формиро­вать умение распознавать виды предложений по интонации, составлять самостоятельно  и правильно их пунктуационно оформлять;

–  развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»









Конспект урока русского языка в 5 классе



«Восклицательные предложения»





Подготовила и провела

Егорова Любовь Афанасьевна



























Духовщина





Конспект урока русского языка в 5 классе



«Восклицательные предложения»

Цель урока: дать понятие о восклицательном предложении.

Задачи урока:

Образовательные:

– дать понятие о восклицательном предложении; формиро­вать умение распознавать виды предложений по интонации, составлять самостоятельно и правильно их пунктуационно оформлять;

– развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников

Коррекционные и развивающие:

– корригировать фонематический слух, память, внимание путем выполнения упражнений на узнавание;

– корригировать и развивать зрительное восприятие и развивать слуховое восприятие, мыслительную деятельность, обогащать словарный запас;

– развивать у учащихся устную речь, её последовательность, содержательность, точность,   выразительность;

– развивать  общую  моторику  при  выполнении  физкультминутки.

Воспитательные:

– воспитывать мотивацию к обучению на основе использования различных видов упражнений по теме;

– воспитывать у учащихся чувство дружбы и взаимопомощи.

Личностные результаты:

Личностные результаты: проявление положительного отношения к школе, выполнение норм и правил поведения на уроке.

Регулятивные: подчинение требованиям учебной дисциплины; умение принимать цель и задачи учебной деятельности, поставленные учителем на доступном уровне; умение оценивать выполнение своего задания по параметрам: «правильно-неправильно».

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: умение пользоваться знаками, символами; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, умение работать с книгой.



Предметные результаты:

– Различать предложения по интонации, сравнивать их, выделяя видимые признаки.

– Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.



Оборудование:

– учебники: Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;

– карточки с печатными материалами; 

– компьютер, проектор

Оформление доски:

Изображения «весёлых человечков» с табличками «Ох», «Ах», «Ух», «Эй», «Ой», «Ай»…

































Ход урока:



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте, улыбнёмся друг другу, ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно, принесёт нам радость общения друг с другом. Главная задача быть активными, находчивыми, показать, что мы знаем и как умеем работать.


2.     МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Ребята, покажите мне, как нужно сидеть за партой при письме. Возьмите в руки ручку, откройте тетрадь, проверьте, правильно ли она лежит.

 - Запишите число, классная работа.

- Проведем минутку чистописания.

а) Минутка чистописания:     Вн ни им ма ан ни  ие

- Соберите слово из буквосочетаний.

- Что получилось? (Внимание). Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Как думаете, а для чего нам нужно внимание?


3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ  И  ЗАДАЧ  УРОКА.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с предложениями.

а) Прочитайте запись на экране и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

- Что такое предложение?

на, убрали, урожай, полях

быстро, пролетело, лето, как

небу, тучи, по

приближается, суровая, зима

- Давайте с вами расставим слова так, чтобы получились предложения.

А какие знаки препинания мы поставим в конце предложений? Запишите, пожалуйста, получившиеся предложения в тетради.


б) Прочитайте стихотворение на карточках (распечатаны для каждого ученика), назовите цели нашего урока.


Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны. (А.Тетивкин)


- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего урока.


Мы сегодня должны вспомнить:

- Что такое предложение? Какие предложения мы уже знаем?


Мы сегодня должны научиться:

 -   находить в тексте восклицательные предложения и правильно их читать;

- развивать умение распознавать восклицательные предложения по интонации в устной речи;

- самостоятельно составлять такие предложения, опираясь на слова-помощники.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА


- Скажите еще раз, что мы называем предложением?

 Предложения выражают законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу

- Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

- От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

1. Чтение и анализ текста (распечатан для каждого ученика).

Когда мы говорим о чём-то, мы не остаемся равнодуш­ными. Часто выражаем свое отношение к предмету разгово­ра, чувства, эмоции.

Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сер­димся, то испытываем сострадание, то удивление и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)

В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жес­ты).

Восклицательные предложения отличаются по эмоцио­нальной окраске (произносятся с особенным чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергич­ным и высоким тоном. Они отличаются употреблением осо­бых слов: Ура! Ах! Ох! Эй! Ой! и т.д.


  1. Работа с учебником. Чтение материала «Весёлый урок» — стр. 46, работа над интонационным оформлением предло­жений.


  1. Упр. 64.


- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, что выделенные слова подсказывают нам, где нужно точку заменить восклицательным знаком. А теперь запишем предложения с нужными знаками препинания.


  1. Физкультминутка

Мы сейчас покажем точку:

Раз, два, три – надули щёки!

Дружно прыгнули на строчку-

Вот и показали точку!

 

Спинку все согнули так,

Знак вопроса – нужный знак!

Он идёт как старый дед

Ста пятидесяти лет!

 

Восклицательный знак – это тот же вопросительный знак, разогнувшийся и подпрыгнувший от радости, что нашёл нужный ответ!



  1. Самостоятельная работа.

- Продолжим работу. Подумайте и скажите, зачем нужны восклицательные предложения? (Они передают наши чувства)

- Правильно, человек радуется и огорчается, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

- Сейчас добавим выразительности в предложения из упражнения 65 на стр. 47. Из рамки выбираем восклицательные слова и восстанавливаем стихотворные строчки К. И. Чуковского. Записываем их, подчёркиваем восклицательные слова и восклицательные знаки.


4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА,


  1. Работа у доски.


- По интонации определить вид предложения, записать его, подчеркнуть знак препинания в конце предложения.

Любите ли вы читать

Девочки читают сказки, мальчики читают про мушкетёров

Как здорово уметь читать


  1. Устно.


- А сейчас, ребята предлагаю каждому из вас побыть актёром. На экране вы видите предложения. Ваша задача: прочитать предложения с правильной интонацией, с соблюдением языковых норм. Желательно использовать подходящие жесты, мимику.


Хорошо в осеннем лесу!

Идите в лес и любуйтесь красотою природы!

А вы любите осенний лес?


  1. - Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря, и мы не только вспомнили, какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Упражнение «Хор»

Продолжите все вместе фразу:

     - Предложение – это …, связанные по смыслу.

     - Предложение выражает … мысль.

     - В конце восклицательного предложения ставим …


5. ИТОГ УРОКА.


- Ребята, чтобы наша жизнь была интересной, каких предложений в речи должно быть больше: восклицательных или невосклицательных?


6. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, как вы думаете, мы сегодня достигли цели урока? Оцените, как вы поняли тему, было ли вам интересно на уроке? Выберите себе «весёлого человечка» с восклицательным словом на табличке, которое больше всего соответствует вашему настроению.


7 . Д/З: упр.66, с.47.


Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за работу, спасибо вам за урок.

Активны были …..