СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Восклицательные предложения»
Подготовила и провела
Егорова Любовь Афанасьевна
Духовщина
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Восклицательные предложения»
Цель урока: дать понятие о восклицательном предложении.
Задачи урока:
Образовательные:
– дать понятие о восклицательном предложении; формировать умение распознавать виды предложений по интонации, составлять самостоятельно и правильно их пунктуационно оформлять;
– развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников
Коррекционные и развивающие:
– корригировать фонематический слух, память, внимание путем выполнения упражнений на узнавание;
– корригировать и развивать зрительное восприятие и развивать слуховое восприятие, мыслительную деятельность, обогащать словарный запас;
– развивать у учащихся устную речь, её последовательность, содержательность, точность, выразительность;
– развивать общую моторику при выполнении физкультминутки.
Воспитательные:
– воспитывать мотивацию к обучению на основе использования различных видов упражнений по теме;
– воспитывать у учащихся чувство дружбы и взаимопомощи.
Личностные результаты:
Личностные результаты: проявление положительного отношения к школе, выполнение норм и правил поведения на уроке.
Регулятивные: подчинение требованиям учебной дисциплины; умение принимать цель и задачи учебной деятельности, поставленные учителем на доступном уровне; умение оценивать выполнение своего задания по параметрам: «правильно-неправильно».
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: умение пользоваться знаками, символами; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, умение работать с книгой.
Предметные результаты:
– Различать предложения по интонации, сравнивать их, выделяя видимые признаки.
– Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.
Оборудование:
– учебники: Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;
– карточки с печатными материалами;
– компьютер, проектор
Оформление доски:
Изображения «весёлых человечков» с табличками «Ох», «Ах», «Ух», «Эй», «Ой», «Ай»…
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Давайте, улыбнёмся друг другу, ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно, принесёт нам радость общения друг с другом. Главная задача быть активными, находчивыми, показать, что мы знаем и как умеем работать.
2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- Ребята, покажите мне, как нужно сидеть за партой при письме. Возьмите в руки ручку, откройте тетрадь, проверьте, правильно ли она лежит.
- Запишите число, классная работа.
- Проведем минутку чистописания.
а) Минутка чистописания: Вн ни им ма ан ни ие
- Соберите слово из буквосочетаний.
- Что получилось? (Внимание). Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Как думаете, а для чего нам нужно внимание?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с предложениями.
а) Прочитайте запись на экране и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
- Что такое предложение?
на, убрали, урожай, полях
быстро, пролетело, лето, как
небу, тучи, по
приближается, суровая, зима
- Давайте с вами расставим слова так, чтобы получились предложения.
А какие знаки препинания мы поставим в конце предложений? Запишите, пожалуйста, получившиеся предложения в тетради.
б) Прочитайте стихотворение на карточках (распечатаны для каждого ученика), назовите цели нашего урока.
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (А.Тетивкин)
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего урока.
Мы сегодня должны вспомнить:
- Что такое предложение? Какие предложения мы уже знаем?
Мы сегодня должны научиться:
- находить в тексте восклицательные предложения и правильно их читать;
- развивать умение распознавать восклицательные предложения по интонации в устной речи;
- самостоятельно составлять такие предложения, опираясь на слова-помощники.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
- Скажите еще раз, что мы называем предложением?
Предложения выражают законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу
- Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?
- От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).
1. Чтение и анализ текста (распечатан для каждого ученика).
Когда мы говорим о чём-то, мы не остаемся равнодушными. Часто выражаем свое отношение к предмету разговора, чувства, эмоции.
Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)
В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жесты).
Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особенным чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергичным и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов: Ура! Ах! Ох! Эй! Ой! и т.д.
Работа с учебником. Чтение материала «Весёлый урок» — стр. 46, работа над интонационным оформлением предложений.
Упр. 64.
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, что выделенные слова подсказывают нам, где нужно точку заменить восклицательным знаком. А теперь запишем предложения с нужными знаками препинания.
Физкультминутка
Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три – надули щёки!
Дружно прыгнули на строчку-
Вот и показали точку!
Спинку все согнули так,
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт как старый дед
Ста пятидесяти лет!
Восклицательный знак – это тот же вопросительный знак, разогнувшийся и подпрыгнувший от радости, что нашёл нужный ответ!
Самостоятельная работа.
- Продолжим работу. Подумайте и скажите, зачем нужны восклицательные предложения? (Они передают наши чувства)
- Правильно, человек радуется и огорчается, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
- Сейчас добавим выразительности в предложения из упражнения 65 на стр. 47. Из рамки выбираем восклицательные слова и восстанавливаем стихотворные строчки К. И. Чуковского. Записываем их, подчёркиваем восклицательные слова и восклицательные знаки.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА,
Работа у доски.
- По интонации определить вид предложения, записать его, подчеркнуть знак препинания в конце предложения.
Любите ли вы читать
Девочки читают сказки, мальчики читают про мушкетёров
Как здорово уметь читать
Устно.
- А сейчас, ребята предлагаю каждому из вас побыть актёром. На экране вы видите предложения. Ваша задача: прочитать предложения с правильной интонацией, с соблюдением языковых норм. Желательно использовать подходящие жесты, мимику.
Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря, и мы не только вспомнили, какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
Упражнение «Хор»
Продолжите все вместе фразу:
- Предложение – это …, связанные по смыслу.
- Предложение выражает … мысль.
- В конце восклицательного предложения ставим …
5. ИТОГ УРОКА.
- Ребята, чтобы наша жизнь была интересной, каких предложений в речи должно быть больше: восклицательных или невосклицательных?
6. РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, как вы думаете, мы сегодня достигли цели урока? Оцените, как вы поняли тему, было ли вам интересно на уроке? Выберите себе «весёлого человечка» с восклицательным словом на табличке, которое больше всего соответствует вашему настроению.
7 . Д/З: упр.66, с.47.
Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за работу, спасибо вам за урок.
Активны были …..