Ф.И. практиканта:
1. Организационный этап. – 1 минута
2. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации – 4 минуты
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. – 4 минуты
4. Открытие новых знаний – 15 минут
5. Первичное закрепление – 8 минут
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. – 8 минут
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. – 2 минуты
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. – 3 минуты
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства, методы и формы |
Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность. | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Прежде чем начать работу, проверим как вы готовы к уроку. На парте у вас должен быть: пенал, учебник, тетрадь, сигнальные светофоры и карточки. У кого все готово, спина прямая, руки и ноги вместе. Вот звонок нам дал сигнал: Русский наш язык настал. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Настраиваются на работу | Форма: фронтальная Средства: Речь учителя, демонстрация, отрывок из стихотворения Методы: беседа |
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий | Откроем тетради, запишем число, классная работа. Сегодня у нас второе марта. Начнем наш урок с задания, которое поможет нам вспомнить, что вы изучали на прошлых уроках. Посмотрите, на слайд. Давайте прочитаем слова, которые там написаны. Слова: пч_ла - ___________ в_дро - ___________ т_традью - ___________ л_са - ___________ цв_тов - ___________ к_за - ___________ ч_сло - ___________ к_мпот - __________ Что их объединяет? Какая в них есть общая орфограмма? Верно! А как нам узнать, какую букву нужно написать? Какую букву мы напишем в слове «пч_ла»? Как вы это определили? далее с каждым словом А сейчас, ваша задача записать эти слова у себя в тетради и на против каждого слова записать его склонение, а также поставить нужные слова в начальную форму. На слайде будут появляться правильные варианты ответа, сначала вы называете свое склонение, далее сверяете с ответом на слайде, если ошибок нет, ставите знак «+», если возникли ошибки «?» У кого нет ошибок? У кого 1-2 ошибки? При выполнение следующих заданий будьте внимательнее. Мы не просто так обратили внимание на словарное слово в данном задание, ведь сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом, а отгадать его я предлагаю вам с помощью загадки. В праздник в небе вечерком — Звездопад и слышен гром. Очень громки, очень ярки Стали улицы и парки. Нет грозы, но он грохочет, Громче грома быть он хочет. (салют) Верно, салют Запишите данное слово у себя в тетради, поставьте ударение. Какая орфограмма есть в этом слове? Правильно! Выделите данную орфограмму в слове. Попробуйте придумать ассоциацию к данному слову. Выслушать варианты Чтобы лучше запомнить словарное слово рассмотрим иллюстрацию к нему. Буква безударного гласного представлена в виде звезды. Похожа она на букву А? Верно, молодцы. А сейчас давайте составим предложение со словом салют. Какие у вас есть варианты? На каком варианте мы остановимся? Хорошо, запишите это предложение у себя в тетради. Ребята, ученики из другой школы составили со словом салют такие предложения: Смотреть на салют нам мешал соседний дом. Но он был красивый и яркий. Все ли понятно во втором предложение? Про что ученики написали красивый и яркий: про дом или про салют? | Записывают число, классная работа Безударный гласный в корне слова. Подобрать проверочное слово. Букву е. Проверочное слово пчелы. Выполняют задание Проверяют задание Сигнализируют Отгадывают слово Записывают слово Безударный гласный в корне. Да, похожа Отвечают. Нет, не все Непонятно Придумывают | Форма: фронтальная, индивидуальная Средства: речь учителя, презентация, ассоциация, доска, тетрадь Методы: Беседа, упражнение, работа со словарным словом, частично-поисковый (проблемная ситуация) |
Выявление места и причины затруднения. Постановка задач | Выявить место затруднения. Поставить задачи. | Наши ответы расходятся. А почему мы не можем точно сказать о чем написали ребята? Какое слово использовано неправильно? Кто знает, слово какой части речи использовано неправильно? Правильно! Это местоимение. Ученики заменили местоимением одно из слов, однако при этом потерялся смысл предложения. Сегодня на уроке, мы с вами узнаем почему же так получилось. Кто скажет нам, о какой части речи мы будем говорить? Кто сформулирует тему урока? Тема урока «Местоимение». Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? Да, мы будем находить эту часть речи в тексте и узнаем о ее особенностях. | Тяжело понять о ком именно идет речь Местоимение Местоимение Узнаем, как правильно заменять имена существительные местоимениями. Будем тренироваться заменять имена существительные местоимениями. | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, презентация Методы: беседа |
«Открытие» новых знаний | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий | Наблюдение над языковым материалом и его анализ. В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Посмотрите на слайд. Маша, прочитай нам стихотворение. Найдите местоимения. Какие слова они заменяют? Хорошо! Если местоимения заменяют имена существительные, то имеют ли они такое же значение? Верно! Самостоятельное формулирование вывода. Ребята, в стихотворении автор заменил имена существительные местоимениями, однако вы смогли сразу сказать, какие слова эти местоимения заменяют. Почему? Правильно! Значит какой вывод мы можем сделать? Чтение и анализ вывода. - А теперь, давайте, сравним наш вывод с выводом, который дан в учебнике. Откройте страницу 71, и Паша прочитает нам вывод. Похож ли этот вывод на тот, что сформулировали мы? Отлично! Конкретизация (осмысление) А сейчас давайте вернемся к проблеме, которая у нас возникла. Мы не смогли определить какое же слово заменили на местоимение. Смотреть на салют нам мешал соседний дом. Но он был красивый и яркий. Как мы можем изменить предложения так, чтобы было понятно, что речь идет про салют? Прекрасно! Какие местоимения называют личными? Откроем учебник на странице 71 и прочитаем правило. Катя, читай. Правильно, какие местоимения 1, 2 и 3 лица стоят в единственном числе? во множественном? Верно! А сейчас посмотрите на слайд. Там дана таблица. Давайте же проверим Как вы думаете, почему местоимения разделены на 2 столбца? Верно! В первом столбце записаны местоимения единственного числа, а во втором множественного. Саша, прочитай нам местоимения 1, 2 и 3 лица единственного числа. Хорошо, Вера, прочитай нам местоимения 1, 2 и 2 лица множественного числа. Отлично! А сейчас я проверю, как вы поняли сегодняшнюю тему. Для этого мы с вами выполним упражнение 117 на странице 70. Оля, прочитай задание Что нужно сделать? Кому понятно задание сигнализируем А сейчас вы поработаете в парах. (правила парной работы) Обсудите, верно ли школьник употребил местоимения. Давайте проверим, как вы выполнили это задание. Все ли местоимения употреблены верно? Хорошо! Как нам изменить предложение, чтобы было понятно, о чем идет речь? Отлично! Как же нужно употреблять местоимения? Ребята, в тексте нам встретились местоимения 3-го лица. Назовите их. Хорошо! А можем ли мы по этим местоимениям определить род, к которому они относятся? Как вы видите, местоимения 3-го лица могут относиться также к мужскому, женскому и среднему роду: он – местоимение в мужском роде, она – местоимение в женском роде, оно – местоимение в среднем роде. | Ее – Волга, она – Вазуза Да Потому что автор заменил имена существительные так, чтобы текст был понятен. Местоимения нужно употреблять так, чтобы было понятно, какое имя существительное они заменяют Да, они одинаковые. Отвечают. Личные местоимения(я,ты,вы,мы,он,она,оно,они) Отвечают Какие-то местоимения единственного числа, а какие-то множественного Читают. Отвечают. Выполняют задание Нет, местоимение она во втором предложении употреблено неверно. Отвечают Так, чтобы они не искажали смысл текста Называют. Да | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, презентация, тетрадь, учебник, правило Методы: беседа, работа с книгой, упражнения, зрительная наглядность |
Первичное закрепление знаний | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию | Чтобы закрепить полученные знания, выполним с вами интерактивное задание «Распредели слова в нужную группу». Даны 3 группы местоимений, сейчас каждый по одному будет выходить, читать слово и распределять его в нужную группу. Остальные записывают его у себя в тетради, для этого разделим наш лист на 3 колонки одинакового размера. Как назовем наши колонки? Верно, он, она, они https://learningapps.org/watch?v=pbzyp7xzk23 Молодцы, вы отлично справились с заданием. Чтобы вы могли потренироваться в нахождении личных местоимений, определении их лицо и рода выполним упражнение 119. Паша, прочитай нам задание. Что нам нужно сделать? Хорошо, сейчас Витя пойдет к доске, а остальные записывают в тетради упражнение 119. Давайте проверим, что у вас получилось. Сейчас Витя прочитает нам местоимения, которые он выписал. Остальные сигнализируют. Молодец, Витя, отметка... | Выполняют интерактивное задание Он, она, они Найти личные местоимения, определить их лицо и, если возможно, род Сигнализируют Проверяют задание | Форма: фронтальная, парная Средства: речь учителя, презентация, карточки Методы: беседа, интерактивное упражнение, работа с карточкой. |
Физкультминутка | | Пришло время немного отдохнуть, дружно встанем из-за своих мест. Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то приседаете. Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно. Молодцы, садитесь. | Выполняют задание | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: выполнение упражнение |
Самостоятельная работа | Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий | Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Вам дана карточка «Самостоятельное задание». Прочитайте задание Прочитай текст. Сделай исправления в тексте, чтобы избежать повторов. Наташа любит природу. Наташа вместе с отцом посадила яблони, груши, сливы. У Наташи вырос хороший плодовый сад. В свободное время Наташе нравится работать в саду. К Наташе часто приходят товарищи. Товарищи помогают Наташе работать в саду. Что нужно сделать? Кто понял задание, просигнализируйте. Задание вы выполняете на карточках, работаете самостоятельно. Карточку нужно подписать и в конце урока сдать на проверку для получения отметки. Время на выполнения у вас 5 минут, у кого появятся вопросы, поднимите руку, я подойду и отвечу. Приступайте. Время вышло, сдаем ваши работы с задних парт на переднюю. | Читают задание Исправить текст так, чтобы избежать повторов. Выполняют задание Сдают карточки | Форма: индивидуальная Средства: речь учителя, карточка, тетрадь Методы: работа с карточкой, упражнение. |
Инструктаж по выполнению домашнему задании. | Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения. | Вашим домашнем задание будет упражнение 125 на странице 76. Прочитаем его, что нужно выполнить? Верно, кому понятно задание, поднимите зеленый сигнал светофора. Молодцы. | Найти и выписать личные местоимения, указав при этом лицо, число, падеж и если возможно род местоимения Сигнализируют | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, учебник Методы: беседа, работа с книгой |
Подведение итогов. Рефлексия | Обобщить полученные знания, организовать анализ и качества работы на уроке, успешности достижения цели. | Наш урок подходит к концу. С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что вы можете сказать о местоимении? Назовите известные вам личные местоимения? На парте у каждого из вас лежит изображение лесенки, попробуйте поставить сегодня на одну из ступеней, оценив тем самым свою работу на уроке Самая низкая ступень - Мне было неинтересно, я не узнал(а) для себя нового. Средняя ступень – На уроке я запомнила много нового, но он показался мне неинтересным. Высокая ступень - На уроке я усвоил (а) много новой информации, мне было интересно. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (спросить пару человек) Урок окончен! Не забудь убрать за собой свое рабочее место. | Местоимение Отвечают на вопрос Я, ты, мы, вы. Он, она, оно, они Оценивают работу на уроке Делятся впечатлениями Убирают рабочее место | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, презентация, карточка Методы: беседа, прием «Лесенка» |
Наташа любит природу. Наташа вместе с отцом посадила яблони, груши, сливы. У Наташи вырос хороший плодовый сад. В свободное время Наташе нравится работать в саду. К Наташе часто приходят товарищи. Товарищи помогают Наташе работать в саду.