Тема: Будущее время (§ 114)
Цели урока: научить образовывать простую и сложную форму будущего времени, распознавать их, употреблять формы будущего времени в речи.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Вычитывание информации, представленной в схеме. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Совместная деятельность.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент. Нацеливание
II. Повторение ранее изученного
- Дать определение глаголу как части речи. Расскажите о правописании частицы не с глаголами, о правописании –тся и –ться, о неопределённое форме, о видах глагола, о чередовании гласных е – и в корнях слов. О прошедшем и настоящем времени.
III. Проверка домашнего задания
- Что вы делали дома? Упр. 702
IV. Определение темы и целей уроков
- Ответьте на вопрос на экране. Какие глаголы вы употребили? Определите их время.
- Что вы знаете о глаголах будущего времени? Какие действия они обозначают?
После момента речи.
-На какие вопросы отвечают?
-Над какой темой мы будем работать?
- Запишите число, классную работу и тему.
V. Изучение нового материала
- Рассмотрите таблицу и расскажите, как образуется будущее время.
Учитель. Рассмотрите таблицу. Скажите, что общего и чем различаются эти глаголы.
Построю Полетишь Откроет | Буду строить Будешь летать Будет открывать | Строит Летает Открыть |
Совершенный вид Что сделаю(сделаешь и т.д.?) | Не совершенный вид Что буду(будешь и т.д.) делать? | |
Построю Полетишь Откроет | Буду строить Будешь летать Будет открывать | |
Ученик: 1 столбик- это глаголы, обозначающее действие ,которое будет происходить в будущем, в совершенном виде; 2 столбик- это глаголы, обозначающее действие ,которое будет происходить в будущем, образованные с помощью вспомогательного глагола буду, в несовершенном виде; 3 столбик- это глаголы, обозначающее действие ,которое происходит в настоящее время;
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
Ученики: В русском языке есть глаголы, которые бывают в настоящем и прошедшем, будущем времени. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть глаголы будущего времени, которые бывают в совершенном и несовершенном виде, образуются с помощью вспомогательного слова буду. Значит, тема сегодняшнего урока – «Будущее время».
Тема записывается учителем на доске.
Учитель: Обобщите свои знания о глаголе, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Будущее время имеет 2 формы, простую и сложная. Какой вид образует простую форму? Сов.в. Сложную форму? Несов.в.
- Прочитаем правило на стр. 136.
- Образуйте 1 л. будущего времени от следующих глаголов. Сначала определите их вид.
Строить (несов.в.) – буду строить
Шумит (несов.в.) – буду шуметь
Нарисовать (сов.в.) – нарисую
Блестит (несов.в.) – буду блестеть
Напишет (сов.в.) – напишу
Прочитает (сов.в.) – прочитаю
Охранять (несов.в.) – буду охранять
VI. Закрепление изученного
- Упр. 704. Прочитаем текст. Найдите в тексте пословицу. Выпишите в два столбика глаголы будущего простого и будущего сложного времени.
Будущее простое | Будущее сложное |
Привыкнут Попробуйте Добьётесь Возобновит Заключит | Будете сидеть Будут подходить Будет брать Будет садиться |
- Упр. 706. Образуйте все возможные формы времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Подпишите время.
Растить (несов.в.) – ращу (наст. время), растил (прош.вр.), буду растить(буд. вр.)
Вырастить (сов.в.) – вырастил, вырастит
Чувствовать (несов.в.) - чувствую, чувствовал, буду чувствовать
Почувствовать (сов.в.) – почувствовал, почувствую
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- Упр. 707. Что там нужно сделать? Списать, найти глаголы, которые стоят в будущем времени, во 2-м лице ед.ч. Обозначьте их вид.
Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь (сов.в.) в лес, то на полях, траве, видны алмазы… Когда подойдёшь (сов.в.) ближе и разглядишь (сов.в.), что это такое, то увидишь (сов.в.), что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
- Назовите глаголы и их вид.
VII. Подведение итогов урока.
- Расскажите о будущем времени. Как образуется будущее простое и сложное время.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение по заданию упражнения 708