СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном числе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по учебнику Рамзаевой Т. М. . Раздел "Множественное число имён сущствительных."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном числе"»

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных

во множественном числе.

Цель: узнать окончания имен существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах,

научиться правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в этих падежах.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день! Я рада видеть вас и наших гостей!

- Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.

Мотивация

-Наш девиз сегодня: Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.


II. Актуализация знаний.

1.Работа в тетради

/Комментированная запись числа/

– Напишите «Число», «Классная работа».


2.Каллиграфическая минутка

-Посмотрите внимательно на девиз и подумайте, какие сочетания в словах мы можем объяснить?

- Пишем нь жи ча чк ст.
- Пишем слова день, жизнь, частичка, мудрость.
- Пишем предложение – девиз: Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

3. Повторение знаний прошлого урока.

- Как распознать существительные в родительном падеже множественного числа в речи?

- Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода?

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. П.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-ов

-ев

-ей

-

На доску.


III. Выявление места и причины затруднения. Фиксация затруднения в деятельности.

- Тема сегодняшнего урока: Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном числе.

- Что вы узнаете? Какие окончания пишутся у существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах, будете учиться правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в этих падежах.

- Какой вид работы мы можем выполнить, чтобы увидеть окончания существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах? (просклонять)


IV. Построение плана выхода из затруднения.

1. - Давайте просклоняем слова города, пустыни, облака.

Объясните выбор слов. (разного рода в начальной форме)

2. Наблюдение над окончаниями в дательном, творительном, предложном падежах. Составление таблицы падежных окончаний.


Мн. ч. 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Д. п.

-ам -ям

Т. п.

-ами -ями

П. п.

-ах -ях

В тетрадь!!!


V. Реализация построенного проекта.

– Как вы считаете: зависит окончание существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах от рода в начальной форме?

(Нет. Существительные склоняются одинаково.)

- Сделайте вывод, опираясь на таблицу.

-Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 132.

-Как вы считаете, наши выводы совпали с правилом в учебнике?

-Молодцы!

-Можем применить этот вывод при образовании и употреблении форм множественного числа имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах?


Физминутка для глаз


VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1) Упр. 262 С. 133.

Выпишите словосочетания с выделенными существительными.

Определить падеж, число, выделить окончание.

Проверка.

2) Упр. 263 С. 133.

Выпишите словосочетания с существительными в творительном падеже.

Надпишите падеж, число, выделить окончание.


VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями, поставьте их в нужный падеж, выделите окончания, надпишите падеж. Спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.

  1. Разбор предложения.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

-Подведём итоги ваших поисков и открытий.

- Что узнали о правописании падежных окончаний существительных в форме множественного числа в дательном падеже?

-Что узнали о правописании падежных окончаний существительных в форме множественного числа в творительном падеже?

-Что узнали о правописании падежных окончаний существительных в форме множественного числа предложном падеже?

знали окончания существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах?

аучились распознавать существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах и употреблять эти существительные в речи?

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные (отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой).

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто как работал запишите.

Я с трудом справлялся с заданиями.

Я добросовестно выполнял свою работу.

Я принимал активное участие в достижении цели урока.


-Наш девиз сегодня: Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Какой результат получили? Получили частичку мудрости?


Д.з. Правило С. 132, упр. 266 (выписать словосочетания в косвенных падежах, разбор № 2), словарные слова.


- Молодцы! Вы сегодня были внимательные, сообразительные и замечательные!

- Спасибо за урок!








  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями,

  2. поставьте их в нужный падеж,

  3. выделите окончания,

  4. надпишите падеж,

  5. спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.


  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями,

  2. поставьте их в нужный падеж,

  3. выделите окончания,

  4. надпишите падеж,

  5. спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.




  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями,

  2. поставьте их в нужный падеж,

  3. выделите окончания,

  4. надпишите падеж,

  5. спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.




  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями,

  2. поставьте их в нужный падеж,

  3. выделите окончания,

  4. надпишите падеж,

  5. спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.




  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями,

  2. поставьте их в нужный падеж,

  3. выделите окончания,

  4. надпишите падеж,

  5. спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.



  1. Выпишите словосочетания с существительными с пропущенными окончаниями,

  2. поставьте их в нужный падеж,

  3. выделите окончания,

  4. надпишите падеж,

  5. спишите предложение.

Крупные капли росы сверкают (алмазы) на траве. Птицы хлопочут о своих (гнёзда). По густым (ветви) скачут юркие белочки. Лес наполняется (песни) птиц и другими (звуки). Молодой ветер бродит по (поля), (перелески), (луга)4.

Я

с трудом справлялся с заданиями.






Я

добросовестно выполнял

свою работу.

Я принимал активное участие в достижении цели урока.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.



 

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

Д. п.

-ам -ям

Т. п.

-ами -ями

П. п.

мн. ч.

-ах -ях

 

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-ей

-

-ов

-ев

- ей