1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые пришли посмотреть, как мы с вами умеем трудиться. Думаю, что вы будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Молодцы! Итак, начинаем наш урок. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
2. Мотивационный этап | Морфология – наука нужная, Скажу я вам, друзья! Ведь с могучей морфологией Знаю части речи я! Буду грамотным, ребята, Ведь усердье приложу, Без сомненья, части речи, Вечно с вами я дружу! Скажите, ребята, согласны ли вы с автором данных строк? Аргументируйте свой ответ. Какие части речи мы уже подробно изучили за курс русского языка? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, причастие). Какая часть речи пришла к нам в гости на уроки с началом зимы? С ней мы уже начали свое знакомство. (Деепричастие) Верно. Давайте вспомним, что это за часть речи. | Слушают внимательно учителя, отвечают на его вопросы |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Задание «Черная шляпа» Достаем из Черной шляпы листочки с вопросами и отвечаем на них. Все вопросы будут предусматривать ответ «Да» или «Нет» (если выбираете «Нет», объясните). Будьте внимательны! 1)Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да) 2)Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет) 3)Деепричастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени (нет) 4)Деепричастие обозначает дополнительное действие к основному глаголу (да) 5) Деепричастие в предложении выполняет роль определения (нет) 6)Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства (да) 7)Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет) 8)Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да). 9) От глагола «читать» образуется деепричастие «читая» (да) 10) Деепричастия с НЕ пишутся только слитно (нет) 11) От глагола «испечь» образуется деепричастие «испеча» (нет) | В игровой форме повторяют материал, изученный по теме «Деепричастие», осознают, что имеющихся знаний недостаточно. Выходят на новую тему |
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Физкультминутка | По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!" | Выполняют физические упражнения под руководством учителя |
5. Этап изучения новых знаний | 1) Исследовательская работа (в группах) Замереть - замерев Улыбнуться – улыбнувшись Испечь - испёкши Услышат – услыша, услышав Задание: рассмотрите пары слов, ответьте на следующие вопросы: На какие вопросы отвечают деепричастия совершенного вида? Что обозначают деепричастия совершенного вида? От каких глаголов образуются деепричастия совершенного вида? Какие морфемы принимают участие в образовании деепричастий совершенного вида?
2)Чтение правила на стр.85 3) Заполнение таблицы «Образование деепричастий» Вид | От чего образуются | С помощью чего образуются | Примеры | Совершенный | 1)Основа Н.Ф. глагола 2) Основа буд.времени | -в, -вши, -ши -а (-я) | | Примеры подберите из упражнения № 200 4)Выполнение упражнения 202 (4 словосочетания)- 2 человека у доски 5) Карточка 1. Выпишите деепричастия совершенного вида, графически обозначив суффикс, с помощью которого оно образовалось 1. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой, отчаянно устремившись вперёд. 2. Далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши. 3. Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел. 4. Солнце сползало всё ниже, удлиняя тени и уходя, чтобы упасть в Средиземное море. (Устремившись, навострив, вздохнув, удлиняя, уходя) | Работают в группах, исследуя языковой материал, отвечают на вопросы Проверяют свои предположения по учебнику Заполняют обобщающую таблицу, используя материал работы группы и примеры упражнения 200 Выполняют упражнение 202 (2 человека у доски) Выполняют задания на карточке 1, взаимопроверка по ключу на доске. 5 правильных ответов 4-3 правильных ответа 2-1 правильных ответа 0 правильных ответов |
6. Включение в систему знаний и повторение | Карточка 2. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида, распределяя в две колонки: Сидеть, услышать, прочесть, решать, возвратиться, принести, сочинять Деепричастия НВ | Деепричастия СВ | Сидя Решая Сочиняя | Услышав Прочтя Возвратившись Принесши | | Включают новую тему в систему знаний о деепричастии |
7. Рефлексия учебной деятельности | Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке. 1. сегодня я узнал… 2 было интересно… 3. было трудно… 4. я теперь могу… 5 я научился… 6. у меня получилось… 7. мне захотелось… 8. я попробую… 9. я смог … | Оценивают свою работу на уроке |
Домашнее задание | Стр. 85 (правило), упражнение 203 | Записывают задание в дневники |