Русский язык
6 класс
Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Цель: формировать навык правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-
Задачи:
познакомить с правилом правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;
учить определять значения приставки в слове;
формировать умение формулировать собственную точку зрения и подбирать аргументы в ее защиту;
формировать навык самоконтроля;
воспитывать чувство сотрудничества.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация ранее изученного.
Назовите приставки, которые всегда пишутся одинаково.
(О-, с-, на-, до-…)
Назовите приставки, которые могут писаться по-разному. От чего это зависит?
(Без-/бес-, из-/ис… Выбор согласной в приставке зависит от первой согласной корня)
Распределительный диктант. Из стихотворных фрагментов, которые читает учитель, обучающиеся выписывают слова с приставками и распределяют из по столбиками таблицы.
Приставки пишутся одинаково | Выбор приставки определяется правилом |
| |
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
(А. Ахматова)
Заждалася сына дряхлая вдовица,
День и ночь горюя, сидя под божницей.
Вот прошло-проплыло уж второе лето,
Снова снег на поле, а его все нету.
Подошла, взглянула в мутное окошко…
«Не одна ты в поле катишься, дорожка!»
(С. Есенин)
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик….
(С. Есенин)
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром,
Плывет задумчиво луна…
(С. Есенин)
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
(С. Есенин)
Формулировка цели урока.
Предположите, чему будет посвящена тема урока?
Работа по теме урока
Пробное учебное действие.
На экране с помощью мультимедиапроектора демонстрируются слова: пр . полз,
пр . добрый, пр . клеить, пр . сечь, пр . лечь, пр . школьный.
Проверьте, так ли вы выполнили задание.
Обучающиеся сравнивают написанное с тем, что демонстрируется на слайде.
Выявление места и причины затруднений.
Построение проекта выхода из затруднительной ситуации.
Вспомните, с помощью каких морфем образуются новые слова.
Каждая морфема придаёт слову какое-то значение или оттенок значения.
Определите, какое значение придаёт приставка каждому из записанных вами слов.
Какой можем сделать вывод? В каких случаях в словах пишется приставка при-? В каких – приставка пре-?
Попробуем составить таблицу «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-»
Школьники работают в парах.
Проверка предположения.
Работа с учебником – чтение правила – позволяет проверить, верно ли было предположение, которое высказали школьники.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Обучающиеся выполняют упражнение 201 на с. 112 (1 строфа). 1 человек комментирует выбор приставки.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение 201 на с. 112 (2 строфа). Написанное проверяют по эталону.
Обобщение изученного.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Организованное завершение урока