СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Гласные звуки и буквы" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Гласные звуки и буквы" (1 класс)»

Этапы урока



1. Вступительная часть (7 мин)

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И урок наш начинаем!



Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайся все понять,

Все запомнить, и узнать



Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Учитель: Здравствуйте, ребята, гости!



- Мы рады приветствовать гостей в нашем классе.

- Я вижу, вы готовы к уроку русского языка.

- Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

- Я тоже желаю вам удачи на уроке, чтобы все у вас получилось.

- Покажите смайлик, какое настроение у вас в начале урока.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что оно сохранится на протяжении всего урока.

- Садитесь девочки, садитесь мальчики.

-Ребята, сегодня на уроке нашими помощниками будут: знания, умения, старание.

Девиз урока:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!



-Урок я хотела бы начать с пословицы «Грамоте учиться всегда пригодиться» или «Повторение – мать учения» (Чтобы что-то запомнить надо повторить много раз)



2. Повторение пройденного материала.

- Сейчас проверим, чему вы научились.

1) Из чего состоит речь? (из предложений)

2) Из чего состоят предложения? (из слов)

3) Из чего состоят слова? (из слогов)

4) Из чего состоят слоги? (из букв)

5) Чем различаются звуки от букв? (буквы служат для обозначения звуков, звуки слышим и произносим, а буквы пишем, видим)

6) Какие 2 группы звуков вы знаете? (гласные и согласные)

7) Дополните схему на доске.

Буквы Звуки

Гласные согласные

Ударные безударные глухие звонкие

твердые мягкие

- Молодцы, ребята! Справились, повторили пройденное.



3. Постановка темы и цели урока.

- А теперь предлагаю назвать тему нашего урока.

Для этого посмотрите на доску и ответьте на вопросы.

- Какие буквы лишние и почему?

а о у ы м и е я е с (м, с - согласные, остальные гласные буквы)



Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки …(гласные)

- Итак, кто догадался какая сегодня тема урока?

«Гласные буквы и звуки»



- Какую цель мы поставим?

Повторить написание гласных букв, вспомнить роль гласных в словах.



- Посмотрите на план нашего урока.

1. Каллиграфическая минутка. (Вспомним как пишутся гласные буквы)

2. Работа с гласными буквами и звуками. (Вспомним роль гласных в слове):

3. Составление звуковой схемы слова

4. Составление слов с гласными буквами

5. Работа с пословицей.



4. Каллиграфическая минутка

Разминка пальцев рук.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.


- Вспомните правила посадки при письме, правила положения тетради.

Даёт задание обучающимся, организует проверку.

-Откройте тетради, приготовьтесь писать.

Сели ровно, тетради положили правильно.

Тетрадь с наклоном положу.

Ручку правильно держу!

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь!


- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

У нас Минутка чистописания.

Повторить написание букв в воздухе.

- Напишите в тетради по образцу красиво и правильно чередуя буквы.

Аа Яя Оо Ее

Уу Ии Ее ы

- Если вы считаете, что красиво и правильно написали буквы, раскрасьте на оценочном листе первый лучик солнца желтым карандашом.

5. Работа с гласными буквами и звуками.

- Чем гласные отличаются от согласных?

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? (один звук может обозначать 2 буквы)

- Подберите к гласному звуку буквы, которые он обозначает.

{a} {o} {у} {ы} {и} {э}

А Я О Е У Ю Ы И Э Е


- Ребята, а какие гласные буквы мы еще не изучали? ( ю, э)



1) Посмотрите на доску, распределите гласные буквы в 2 группы.

А О У Ы Я Е Е И А О У Ы И Я Е Е

- В каких случаях буквы Я Е Е обозначают 2 звука, а в каких один?

(Вначале слова и после гласной, после мягкого согласного звука)

Делаем вывод:

- Какую же роль могут выполнять гласные в словах? Обозначать твердость и мягкость согласных звуков. Обозначать в слове 1 или 2 звука.


2) РАБОТА В ПАРЕ на карточках.

1 задание:

- Можно ли данное сочетание букв разделить на слоги: РЧК, КНЖК, ЗБК

(Нет, т.к. нет гласных букв, которые обозначают гласные звуки.)

- Что для этого нужно сделать? (Вставить гласные буквы)

- Перед вами карточка с 2 заданием. Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

- Какие слова у вас получились?

- Запишем слова в тетрадь. Учитель пишет на доске.

- Отметьте гласные красной точкой внизу. Каким цветом?

- Разделите их на слоги. Как определить количество слогов в слове?

- Что можно поставить на гласные буквы? Ударение.

- Поставьте.

Проверка: ТРОЕ выходят к доске ставят точки, ударение, слоги.

Если вы правильно выполнили задание, раскрасьте на оценочном листе второй лучик солнца желтым карандашом.


2 задание: Раскрасьте звуковую схему слов елка, орел.

Проверка: один выходит к доске составляет схему.

Составьте предложение с одним из слов.

Если вы правильно выполнили задание, раскрасьте на оценочном листе третий лучик солнца желтым карандашом.


- Делаем вывод:

- Какую роль играет гл. звук? Если нет ответов, то наводящий вопрос: Что образует гл. звук? (Гласный звук образует слово. На гласный звук ставится ударение)


3 задание: вставьте гласные в слово.

ст_л (о,у,) д_м (о,ы) с__н (о,ы)


Вывод: от гласных зависит смысл слова.

Если вы правильно выполнили задание, раскрасьте на оценочном листе четвертый лучик солнца желтым карандашом.


1 задание “Вставьте гласную букву в слово”.

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы)

– Как они называются? (Гласные.)

6. Физминутка

Игра «Какой звук?»

- Называю слова, если слово начинается с гласного звука, то вы делаете 2 хлопка, с согласного- приседаете:

Весна, капель, ученики, оттепель, ручьи, лужи, птички, игра.

Какой темой объединены эти слова? (Весна)

- Сядет тот, у кого имя начинается на гласный звук. Далее сядет тот, у кого имя начинается на согласный звук.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «ДА-НЕТ». Я буду задавать вопросы. А вы если хотите ответить «да», то поднимаете обе руки вверх, если «нет» - то не меняете положения рук.

- Верно ли, что буквы а, о, у, ы – обозначают гласные звуки?
- Верно ли, что буквы б, в, г, д – обозначают глухие согласные звуки?
- Верно ли, что буквы и, я, е – обозначают твердые согласные звуки?
- Верно ли, что звук [ч] - всегда мягкий?
- Верно ли, что ь – гласная буква, обозначающая мягкий согласный звук?
- Верно ли, что произносим и слышим буквы, а видим и пишем звуки?
- Верно ли, что мы знаем, что две гласные буквы, которые стоят в начале слова и после гласной буквы, обозначают 2 звука?

- Молодцы, ребята! Справились, повторили пройденное.



7. Работа с пословицей. Дифференцированная работа:



Задание 3 на карточке:

Вставь в слова гласные и собери из слов пословицу.

1. В..к ж..в.., в..к уч..сь. (полегче)

2. Гр..мот.. ..ч..тьс.. - вс..гд.. пр..год..тся. (посложнее)

- Какие еще пословицы об учении вы знаете?

Терпение и труд все перетрут.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Учение – путь к умению.

Учи других, и сам поймешь.

Красна птица пером, а человек – умением.

Корень учения горек, да плод его сладок.

- Если вы правильно выполнили задание, раскрасьте на оценочном листе пятый лучик солнца желтым карандашом.



8. Итог урока

- Молодцы, ребята! Выполнили все пункты плана.

Рефлексия.

Тихо все на месте сядем

И закроем глазки.

Вспомним, всё, что повторяли,

Без моей подсказки.



- Наш урок подходит к концу. Вспомним цель нашего урока.

- Как вы думаете, добились мы ее?

- Какую роль играют гласные буквы в словах?

- С каким материалом мы сегодня работали? (с гласными буквами и звуками, со слогами, словами, предложениями, пословицами)

- Дополните фразы на доске: я знаю..., я умею..., мне понравилось...

- Оцените свою работу на уроке.

- Если у вас все лучики солнца раскрашены, то раскрасьте 1 смайлик - покажите зеленую карточку.

- Если ещё 1-2 лучика не раскрашены, то второй смайлик - желтую карточку.

- А если больше двух не раскрашены, то последний - красную.

Значит над этими вопросами ещё нужно потрудиться (трудно и непонятно).

- Не расстраивайтесь, мы еще вернемся к этой теме и у вас все получится.


Ребята, оцените свою работу на уроке.

Работал (ла) на уроке:

а) отлично (смайлик с улыбкой),

б) хорошо (смайлик с удивлением),

в) мог (ла) бы работать лучше (смайлик грустный).

Спасибо за урок!


9.Домашнее задание.








Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайся все понять,

Все запомнить, и узнать



ДЕВИЗ УРОКА:

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!



ПОСЛОВИЦА



Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки …(гласные)



Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.



Тетрадь с наклоном положу.

Ручку правильно держу!

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь!



ГЕРОИ СКАЗКИ –

Следующий герой, который приготовил задание...



ЛУЧИКИ!!!



- Чем гласные отличаются от согласных?

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? (один звук может обозначать 2 буквы)

- Подберите к гласному звуку буквы,



Физкультминутка:

Называю слова, если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, с согласного- приседаете:

Весна, капель, ученики, оттепель, ручьи, лужи, птички, игра.

Какой темой объединены эти слова? (Весна)

- Сядет тот, у кого имя начинается на гласный звук. Далее сядет тот, у кого имя начинается на согласный звук.


- С нами прощаются герои сказки.

- Кто после урока захотел прочесть сказку?

Смысл сказки в том, что ваши мечты и желания, если очень стараться и стремиться к этому, обязательно сбудутся.



Терпение и труд все перетрут.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Учение – путь к умению.

Учи других, и сам поймешь.

Красна птица пером, а человек – умением.

Корень учения горек, да плод его сладок.


Тихо все на месте сядем

И закроем глазки.

Вспомним, всё, что повторяли,

Без моей подсказки.



Дополните фразы на доске: я знаю..., я умею..., мне понравилось...

- Оцените свою работу на уроке.

- Если у вас все лучики солнца раскрашены, то раскрасьте 1 смайлик - покажите зеленую карточку.

- Если ещё 1-2 лучика не раскрашены, то второй смайлик - желтую карточку.

- А если больше двух не раскрашены, то последний - красную.

Значит над этими вопросами ещё нужно потрудиться (трудно и непонятно).

- Не расстраивайтесь, мы еще вернемся к этой теме и у вас все получится.


Лист самооценки.

У меня все получилось, могу научить другого.


Есть некоторые сомнения

Было трудно, нужна помощь!