СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 2 класс (открытый урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 2 класс (открытый урок)»

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.


-Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь в знак приветствия гостей и дежурные помогите, пожалуйста, мне. (Всем гостям дети раздают цветочки. На них надпись: «Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке, просим Вас помочь нам в его проведении и оценить нашу работу».)


Улыбнитесь и друг другу, пожалуйста, так,

Как никогда ещё не улыбались.

Чтобы как солнышко за окном,

Радость в сердцах расплескалась. 

- Я вижу, что вы всё приготовили к уроку. Можете тихонечко садиться.


- Ребята, я принесла к вам на урок шкатулку. Но она не простая, а с секретом. Хотите узнать, в чем ее секрет? Я вам его открою. Но не сейчас, а в конце урока. Для этого вы должны быть активными, внимательными на уроке.


- Сегодня мы продолжим путешествие в новый для Вас и увлекательный (во всяком случае, я так, Дима, считаю) мир, который называется «части речи». Необходимо сказать, что в школе вы получаете не обычные знания, а научные. Когда вы решаете примеры и задачи вы получаете математические знания, связанные с наукой – математика. На уроках русского языка вы получаете знания, связанные с речью, с языком. Это наука называется - языкознание.

- А какая у Вас, ребята, ассоциация со словом речь? (Язык, разговор, говорить, голос, рот, уста). Я представила вам на доске символ говорения – ваши улыбчивые детские губы, которые (если вы заметили) поделены на 11 частей. Потому что, как вы догадались, всего частей речи 11. Во втором классе мы познакомимся с тремя из них – существительное, прилагательное и глагол. (эти части из 11 выдели, как то обозначь).

-  Давайте вспомним материал последних уроков русского языка. Напомните, о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?

Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.

(Имя существительное).

- При знакомстве с каждой частью речи грамотные ученики задают всегда 4 вопроса:

- Что она обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие имеет признаки?

- И как изменяется? (Правда на этот вопрос мы сможем узнать ответ будучи третьеклассниками)

- Давайте по этим вопрос вспомним, что мы уже знаем об имени существительном на сегодняшний день? (ответы детей)

-А чтобы убедиться правильно ли мы все вспомнили, нам помогут в этом ребята нашего класса. (выходят ребята и читают стихи)

1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. (Лисевцова Арина)

2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Салдатов Артем)

3.Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Блохнова Виктория)

4.Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Солодовников Стас)

5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты – 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Учителя и доктора,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! (Егорова Полина)

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. (Я)

- Спасибо большое ребята, присаживайтесь! Итак, что же обозначает имя существительное? – предмет.

- На какой вопрос отвечает: кто? или что?

- Какие признаки имеет? – нарицательным и собственным.

- А еще они бывают…Это и предстоит нам выяснит сегодня.

- Давайте выполним небольшую практическую работу (взять сюжетную картинку из мультфильма «Дюймовочка».)

- Вы догадались, что за сказка к нам сегодня заглянула в гости? («Дюймовочка»)

- Кто ее автор? (Ганс Христиан Андерсен).

- Посмотрите ребята внимательно на иллюстрацию и вспомните из уроков окружающего мира, что относится к живой природе? (человек, животные, насекомые, растения, грибы).

- Запишите все эти 5 объектов, которые вы назвали, в тетрадь. (Дюймовочка, крот, бабочка, ромашка, гриб).

- Давайте убедимся, что перед нами имена существительные. Что обозначают все эти слова? (предметы)

- Задайте, пожалуйста, вопрос к каждому имени существительному. (Кто? – Дюймовочка, кто? – крот, кто? – бабочка?, что? – ромашка, что? – гриб?)

- Какое противоречие мы заметили? (Растения и грибы относятся к живой природе, а слова, называющие растения, грибы отвечают на вопрос ЧТО?)

(Показать в статике без движения. Потом приводим в движение и видим, бабочки летят, Дюймовочка бежит, ежик ползет – значит одушевленные.)

- Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает, ползает или летает (хватает пищу). Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?, а растения и грибы не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на вопрос ЧТО?

Поэтому не нужно путать: живой – значит одушевленный, неживой – значит неодушевленный. Живой и неживой – эти термины изучаются в другой науке – в окружающем мире, в биологии. Нам важно – Одушевленные и неодушевленные их мы узнаем только по вопросу.

Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Одушевлённые и неодушевленные имена сущ.)


Поставим задачи к нашему уроку

- научиться различать….. (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

- узнать больше об …… (одушевлённых и неодушевлённых имен существительных)

- работать ……… (активно, дружно и быстро)


-Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова на стр. 48 и 50. (Работа с учебником)

- Для успешной работы на уроке нам нужно, ребята, составить алгоритм определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.

- Помогите мне, пожалуйста, его расположить в правильной последовательности.

- Сейчас вы будете работать в паре, давайте вспомним, какие правила работы в парах мы знаем? ( 1. Слушай партнера внимательно; 2. Говори шепотом, не мешай другим; 3. Уважай мнение другого; 4. Свое не согласие высказывай вежливо; 5. Когда закончили выполнять задание – подними руку).

- Верно! У вас на столах есть карточка. Приклейте пункты алгоритма на лист в правильной последовательности.

- Давайте сверим ваши ответы. (Выходят по одному к интерактивной доске нажимают на ответы по порядку.)

-Теперь применим полученные знания и выполним задание у доски. Помогите, пожалуйста, распределить …


А теперь поработаем самостоятельно. На столах вы также найдете карточку с индивидуальным заданием. Где от вас требуется распределить слова в два столбика и записать в тетрадь.(1 столбик – одушевленные имена существительные, 2 столбик – не одушевленные).

Образец задания (у каждого варианта свои слова):

- Ребята, время вышло. Давайте проверим ваши работы. Вам предстоит поменяться своим листком с соседом и проверить друг друга, сравнивая с образцом на доске. (Взаимопроверка. Учащиеся меняются листочками, проверяют работу по образцу, оценивают соседа. («!» – молодец, всё выполнил правильно. «+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься. «-» - тебе нужна помощь учителя.)


Физкультмутка:

- Ребята, немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.

Для начала я буду называть одушевлённые или неодушевлённые существительные. Когда услышите одушевлённое существительное, 2 раза сделайте движение головой вперёд-назад. Когда назову неодушевлённое, 2 раза сделайте движение головой влево - вправо.

Мама, ножницы, учитель,

Солнце, девочка, водитель,

Сумка, ручка, одуванчик,

Друг, собака, рыба, бантик.

- Здорово, теперь с новыми силами продолжаем закреплять все об имени существительном.


Игра "Рассади пассажиров":


- А теперь предлагаю поиграть в игру «Рассади пассажиров».

- А кто такие пассажиры? (ответы детей)

- Верно! Рассадите, пожалуйста, пассажиров, объясняя свое решение. (Дети распределяют предметы по поездам, на которых вопросы кто?  или  что?)
- На какой вопрос  отвечают пассажиры первого паровозика? (кто?)

- Что они обозначают? (живые предметы) или (людей и животных)

- Как называются эти слова? (одушевлённые)

- На какой вопрос отвечают пассажиры второго паровозика? (что?)

- Что они обозначают? (неживые предметы) 

- Как называются эти слова? (неодушевлённые)

- Ребята, а вы обратили внимание, что среди слов есть "роза" (цветок) и "Роза" (девочка), "шарик" (воздушный) и "Шарик" (кличка собаки).

Слово одно, а относится к разным паровозикам. Почему так произошло? (Разное лексическое значение)
- Верно. Такие слова в русском языке называются омонимами. В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они  меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

- Придумайте, пожалуйста, свои два предложения с омонимом, но чтобы в каждом предложение у него было разное лексическое значение. (Дети предлагают свои варианты). Запишите понравившийся вариант двух предложений, чтобы в первом случае слово омоним было одушевленным, во втором случае – неодушевленным.


- Сделайте вывод, что же надо делать, чтобы определить одушевлённое существительное или нет? (Задать вопрос)

- Я хочу проверить, как вы научились по вопросу отличать одушевленные предметы от неодушевленных!




Вы уже знаете, что сейчас все живое просыпается, все цветет, а животные выходят из своей спячки. Вот и два мишки к нам заглянули, только проснувшись от долгого голодного сна . У меня есть малинки, а у вас на столах есть 2 сигнальные карточку с вопросом «кто?» и «что?». Помогите мне наших мишек задобрить малинкой, но только не огорчите их, каждому дайте нужную малинку.


- Какую часть речи мы исследовали на уроке?

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Что нового вы узнали об имени существительном?

- Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными?

- Выполнили мы поставленные задачи нашего урока?


Ребята, вы отлично поработали, многие заработали хорошие оценки за урок. Пришло время раскрыть вам секрет «Волшебной шкатулки».

- В ней хранится бесценное сокровище – дерево Знаний. (Достать из шкатулки и вывесить на доску). Ребята, у каждого из вас есть золотая и серебряная монетка. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, все поняли, то повесьте на дерево золотую монетку. Если вам есть еще над чем поработать, то возьмите серебряную монетку. Я надеюсь, что со временем, открыв свою шкатулку, я увижу в ней только золотые монетки. Значит, вы достигли цели и приобрели необходимые знания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!