СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему : "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по типу урока открытия нового знания 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему : "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»





Конспект урока по русскому языку на тему : "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне"



Выполнила: студентка 23 группы

Смирнова Екатерина Андреевна

Методист : Наумова Н.В.

МОУ "СОШ № 67 им. О.И.Янковского"

Дата проведения: 15.04.2020

Оценка:_____________

Подпись:____________



Саратов 2020

Тема:" Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне"

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова

Задачи:

Образовательные:
 
1.Формировать умение правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне;
2. Формировать умение применять на практике правила правописания слов с непроизносимым согласным звуком в корне
Развивающие:,
1. Развивать орфографическую зоркость.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.

3. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
Воспитательные:
3. Воспитывать коммуникативную культуру, положительное отношение к учебной деятельности, умение слышать и слушать, самостоятельно осуществлять самоконтроль

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Ресурсы: Русский язык. 3 класс. часть 1 В. П. Горецкий.













Этап фрагмента урока

Образовательная

задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

Словесный метод (беседа)

-Здравствуйте , меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.


-Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее смысл?


- Ученье – свет, а неученье – тьма.


Ученье дает нам знания, которые открывают новые возможности и светлые пути. А человек необразованный, безграмотный утонет в незнании и темноте.






Приветствуют учителя



Проверяют готовность к уроку





Успех



Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания

Фронтальная


Самоконтроль (учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу).


Регулятивные: планировать будущие образовательные результаты;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Актуализация знаний.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым

из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (объяснение)

Наглядный метод

Минутка чистописания


-Ребята, сегодня мы начнем урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число и вид работы.

(на доске : ме, мес, ем, сем)





Ответы детей





















Выполняют задание




Фронтальная
























Индивидуальная

Доска



























Самопроверка по образцу


Коммуникативные:

умение слушать и понимать других, исправлять ошибки

Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание

Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения


3.Выявление места и причины затруднения.

Выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения –те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи

Словесный метод(беседа)

Запишите в транскрипции слово "известно". Сколько в слове звуков?


Интересно, а сколько букв? Почему у нас разные ответы?


Давайте подберём однокоренные слова (весть, известный, известная)


Какой в этих словах корень?(вест)


Как надо записать слово известный? Проговорите по слогам.


Произносится ли в этом слове звук (т)? А буква пишется? Какое различие вы заметили?



Какое название можно дать звуку, который не произносится?


Рассуждают на проблемный вопрос, высказывая свои предположения.












Ответы детей









Фронтальная


Интерактивная доска

Фронтальный опрос.


Коммуникативные:

Владение диалогической формой коммуникации;


ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

4.Построение проекта выхода из затрудненной ситуации.

Овладение темой занятия

Беседа

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока
«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне ».

Что вы сегодня узнаете на уроке и чему должны научиться?(Будем учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными.)
-Алгоритм для правила о правописании слов с непроизносимым согласным звуком
1) Прочитать слово и выяснить, есть ли в нём опасное сочетание нескольких согласных (стн, стл, здн, рдц, лн)
2) Если есть, то необходимо подобрать родственное слово или изменить форму слова, чтобы сомнительное сочетание слышалось отчетливо.
3) Если в проверочном слове сомнительный согласный слышится, то записать его и в проверяемом слове.


Индивидуальная

Учебник Презентация



Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.


Смыслообразование.

Физкультминутка.

Физическая и эмоциональная разгрузка детей


Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Повторяют задания за учителем







5. Реализация построенного проекта.

Закрепление пройденного материала

Практический

На доске записаны слова:

Весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.


Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.


По какому признаку вы их разделите?


– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.


Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.


-Ребята, открываем учебник на стр.119, прочитаем упр. 223


– Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах? Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?


–Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки.


-Прочитаем правило под этим упражнением, что же нам говорит мудрая сова?
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

-Письменно выполним упражнение №224.
Найдем слово, в котором пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук и, по алгоритму определим, как же правильно записывать это слово.


Вывод: Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.









Выполняют задание

Фронтальная

Учебник

Слайд



Коммуникативные: -умение анализировать и обсуждать прочитанное

Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Закрепление пройденного материала

Практический

1.Упражнение 225

Найдите родственные слова.

Как пишется корень у родственных слов? Глядя на образец, выполним упражнение письменно.

2.Упражнение 226.

-Теперь наоборот, подбираем однокоренные слова с непроизносимым согласным звуком в корне. Записываем в тетради получившиеся пары слов.
Вывод : ( правило из рамки, со значком мудрой совы )
-Читаем упражнение 227 и правило к нему.
Записываем словосочетания, подчёркиваем орфограмму и не забудьте составить предложение с одним из словосочетаний.
(проверка)













Учебник Презентация



Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.


7.Самостоятельная работа с проверкой.

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Практический

Ребята, а вы знаете, что непроизносимые согласные бывают непроверяемые? То есть к ним невозможно подобрать однокоренное слово, чтобы проверить правописание. Такие слова необходимо запомнить! Это словарные слова!

Прочитайте упр. 228 и совместно с соседом по парте посовещайтесь и выпишите слова, и подобрав однокоренное слово, вставьте пропущенные буквы.
Ребята, а как вы думаете, слово "чувства" можно проверить?( нет) - это как раз-таки словарное слово, правописание которого необходимо запомнить.
Вывод : мы выяснили, что непроизносимые согласные бывают:

1) проверяемые.

2) непроверяемые.


Выполняют задания самостоятельно

Индивидуальная

Учебник Презентация

Самоконтроль


Регулятивные:контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные:.строить логическую цепь рассуждений.


8. Включение в систему знаний

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Практический

Прочитаем устно упр. 230. Какое правило письма напомнили вам эти стихи?
- Какой мы можем сделать вывод урока к проверяемым согласным в корне слова?
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
Но есть и словарные слова с непроизносимым согласным звуком в корне, правописание которых необходимо запомнить!
-
Как вы думаете, мы достигли цель урока? ( да, мы научились писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова)

Выполняют задание



Выполняют задание

Фронтальная


Парная




Регулятивные:контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.


9.Рефлексия.

Обобщить и сделать вывод о способах деятельности на уроке.


Ребята, предлагаю заполнить вам листы самооценки. Поставьте галочку напротив утверждения
1. У меня все получилось, все задания выполнены верно.
2. Иногда в работе встречались трудности.
3.Было много трудностей, но я их обязательно преодолею!
-Спасибо за урок, вы все молодцы, до новых встреч!


Отвечают на вопросы

Фронтальная




Позновательные:

описывать результаты учебных действий

Коммуникативные: умение слышать и слушать своих одноклассников.