СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Суффикс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для формирования у детей понятия «суффикс», формирования умения находить и выделять суффикс в словах, обозначающих предмет.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о таких частях слова, как корень и окончание;

- сформировать представление о суффиксах в словах, обозначающих предметы;

- обеспечить усвоение значения суффиксов –ИК-, -ОК-, -ЕК-, -ЁК-.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку;

- содействовать формированию таких понятий, как дружба, помощь близким, трудолюбие;

- воспитывать умение работать в парах.

Развивающие:

- способствовать формированию быстро и правильно выполнять задания;

- развивать умение грамотно и понятно выражать свои мысли;

- развивать память, воображение, внимание, речь, мышление.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Суффикс"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Класс: 2 «Б»

Цель урока: создание условий для формирования у детей понятия «суффикс», формирования умения находить и выделять суффикс в словах, обозначающих предмет.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о таких частях слова, как корень и окончание;

- сформировать представление о суффиксах в словах, обозначающих предметы;

- обеспечить усвоение значения суффиксов –ИК-, -ОК-, -ЕК-, -ЁК-.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку;

- содействовать формированию таких понятий, как дружба, помощь близким, трудолюбие;

- воспитывать умение работать в парах.

Развивающие:

- способствовать формированию быстро и правильно выполнять задания;

- развивать умение грамотно и понятно выражать свои мысли;

- развивать память, воображение, внимание, речь, мышление.


Планируемые результаты урока:

Предметные: (формулируются самостоятельно, связаны со знаниями и деятельностью/умениями по конкретному предмету)

- знания о суффиксах –ИК-, -ОК-, -ЕК-, -ЁК- и их значении;

- умение находить слова с суффиксами и выделять их;

- умение самостоятельно составлять слова, используя суффиксы.

Метапредметные УУД: (см. ФГОС НОО от 31.05.2021г., стр. 31-35, п.41)

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- создание способов постановки и решения проблемы;

- умение устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные:

- планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

- адекватно оценивать свои достижения;

- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Личностные УУД: (см. ФГОС НОО от 31.05.2021г., стр. 31-35, п.42)

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

- ценить и принимать одну из главных ценностей – настоящий друг;

- ценностно-смысловая ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;







ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1) Организационный момент

Метод: словесный, прием: беседа.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Константиновна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим всё ли готово у вас к уроку: на парте должны лежать учебник по русскому языку, тетрадь и пенал.

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Презентация, слайд 1.

Самоконтроль

2) Мотивация к учебной деятельности

Метод: словесный, игровой, прием: беседа

- Сегодня я к вам пришла не с пустыми руками, у меня в руках письмо от неизвестного героя мультфильма. Но чтобы узнать кто же это, герой подготовил для нас задания.

- Для начала давайте откроем тетради и запишем число, «классная работа».

- Настраиваются на последующую деятельность.

Ф

«Письмо» от героя мультфильма.

-

3) актуализация и пробное учебное действие

Метод: словесный, прием: беседа; метод: практический, прием: выполнение задания.

- Первое задание, которое нам предстоит выполнить - составить из всех букв слово.

- Это и есть первая подсказка о нашем герое.

- На доске вы видите слова (зверь, звери, зверек), перепишите их в тетрадь в столбик.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Какие слова называются однокоренными?


- Выделите в каждом слове корень.

- Один человек сейчас покажет на доске, что у него получилось, а остальные проверят правильно ли они выполнили.

- Также вы уже изучили такую часть слова как окончание. Кто скажет, что такое окончание?



- Назовите мне окончания в этих словах.


з р е в ь – зверь.




- Они однокоренные.

- Которые имеют один и тот же корень, и имеют одно значение.





- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Называют окончания у слов «зверь», «звери», затруднение в слове «зверек».

Ф
















И

Презентация, слайд 2









Устный самоконтроль, взаимоконтроль

4) выявление места и причины затруднения

Метод: словесный, прием: беседа.

- Ребята, в слове «зверек» корень «звер», а окончание нулевое, «ек», которое мы с вами не выделили – это та часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. И называется она суффикс.

- Итак, какая же тема нашего урока?

- Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.





- Суффикс.

- Узнать, что такое суффикс и уметь находить его в словах.

Ф

Презентация, слайд 3.

-

5) построение проекта выхода из затруднения

Метод: словесный, прием: беседа

- Давайте составим план, по которому мы будем работать в течение урока.

- На доске пункты плана, которые нужно поставить в правильной последовательности, давайте попробуем все вместе сделать это.

Составляют план урока:

1. Узнать, что такое суффикс.

2. Узнать, какое значение имеют некоторые суффиксы.

3. Научиться составлять слова с помощью суффиксов.

Ф

Карточки с названием этапов урока

-

6) реализация проекта

Метод: словесный, прием: беседа, работа с текстом учебника; метод: практический, прием: выполнение задания.


1) - Итак, первое по плану – узнать, что же такое суффикс?

- Вернемся к слову «зверек», часть слова «ек» где находится?

- И при присоединении «ек» у нас получилось новое слово. Был зверь, стал зверек.

- Что же представляет собой суффикс?



- Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали понятие. Откройте учебник на стр.23 и прочитайте правило в рамочке с летучей мышкой.

- Вы оказались правы, за это вы получаете еще одну подсказку от нашего мультгероя: он очень скромный и спокойный, общительный и дружелюбный.

- Также в учебнике под правилом изображено обозначение суффикса, на что это похоже?

2) - На самом деле суффиксов множество, они могут состоять из одной буквы – шляпКа; из двух – комарИК; из трех – каменЩИК и даже больше.

- Сегодня мы поговорим о суффиксах –ИК-, -ОК-, -ЕК-, -ЁК-.

- Послушайте слова, которые я сейчас прочитаю:

Жук – жучок

Паук – паучок

Стол – столик

Баран – барашек

- Как меняются слова, когда появляются эти суффиксы? Что вы представляете себе, когда слышите слова с этими суффиксами?


- Эти суффиксы так и называются уменьшительно-ласкательные, потому что придают уменьшительно-ласкательное значение словам.

- Откройте страницу 25 и прочитайте стихотворение под упражнением 23.

Выпишите в тетрадь в столбик выделенные слова, поставьте к ним стрелочки и рядом напишите слова, от которых они образованы. Например, домик – дом.

- Теперь выделите во всех словах корни.

- Таким образом мы выполнили второй пункт нашего плана – узнали, что суффиксы –ИК-, -ОК-, -ЕК-, -ЁК- имеют уменьшительно-ласкательное значение, за это получаем еще одну подсказку: у нашего мультгероя есть очень веселый лучший друг и они очень любят вместе путешествовать и искать приключения.

- Ребята, а у вас есть лучшие друзья? Часто ли вы с ними видитесь? Как проводите время вместе?

Наш герой очень дорожит дружбой, иногда он даже забывает о собственных страхах и сомнениях и спешит на помощь своим друзьям.



- После корня.




- Суффикс – часть слова после корня, с помощью которой получается новое слово.









- На крышу/крышечку.












- С помощью этих суффиксов можно о чем-то говорить ласково или представить что-то маленькое.




Выполняют упражнение.











Ф

Учебник (стр.23), презентация, слайд 4, 5.

Самоконтроль

7) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Метод: практический, прием: выполнение задания.

3) – У нас остался еще один пункт плана, но перед этим мы немного отдохнем.

Физминутка:

Гномик по лесу гулял,

Колпачок свой потерял.

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым.

Гному кто точней подскажет,

Где искать ему пропажу?

- Ребята, нам осталось самим научиться составлять новые слова, с помощью суффиксов. Для этого мы выполним упражнение 22 на странице 24.

Обратите внимание, что при добавлении суффикса мягкий знак не пишется в конце слова, например, день – денёк.

- Чтобы проверить выполнение задания, обменяйтесь тетрадями друг с другом, поставьте напротив +/-.

- Поднимите руку, у кого 5 плюсов, у кого 4, у кого 3 или меньше трех.

- Вот мы и выполнили третий пункт нашего плана.

За это мы получаем еще одну подсказку в виде загадки:

Он Кроша лучший друг,

Это знают все вокруг,

Большая голова, очки и пара ножек

Скажите, кто же это?

(Ежик)

- Письмо прислал нам Ёжик из Смешариков.

- Посмотрите внимательно на его имя, вы что-нибудь заметили?

Повторяют движения физминутки.








Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку.



















- В слове ёжик тоже есть суффикс –ИК-.

Ф

П

Учебник (стр.24), презентация, слайд 6, 7.

Взаимоконтроль

8) самостоятельная работа с проверкой по эталону

Метод: практический, прием: выполнение задания.

- Но, чтобы прочитать его письмо, нам нужно выполнить еще одно задание.

- Сейчас я раздам вам карточки. В карточках будут три столбика слов. Ваша задача – найти и обвести в кружок те слова, в которых находятся суффиксы –ИК-, -ОК-, -ЕК-, -ЁК- и выделить их в словах «крышечкой».

- Давайте сверим ваши ответы с ответами на доске.


Выполняют задание, проверяют по ранее подготовленному эталону.

И

Презентация, слайд 8.

Самоконтроль учеников, письменный контроль учителя.

9) рефлексия учебной деятельности

Метод: словесный, прием: беседа.

- Теперь, выполнив все-все задания, мы можем прочитать письмо Ёжика.

- «Привет, ребята. Пишу вам из страны Смешариков, прямо из Ромашковой долины. Вы большие молодцы, потому что справились со всеми заданиями. Продолжайте добывать знания, ведь знания – сила. И самое главное никогда не переставайте верить в чудо, чудеса не только в мультфильмах, но и в жизни!»

- А сейчас давайте продолжим фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я научился…

Больше всего мне понравилось…

Мне запомнилось…

- Как вы думаете, достигли ли мы ту цель, котрую ставили перед собой в начале урока?

- Вы большие молодцы, урок окончен.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Ф

«Письмо», презентация, слайд 9, 10.

Словесный контроль, самоконтроль.